Введение. В статье рассматриваются результаты исследования антиэкстремистского воспитания подростков в средних учебных заведениях (10–11 классы), отношение подростков к экстремистской деятельности и традиционным духовно-нравственным ценностям. Анализ проводится с учетом социального бытия подростков и присущего им мировидения.
Содержание. Общество существует во взаимосвязи и развитии различных его сфер и изменения в одной из областей социального бытия, так или иначе, влекут за собой, явные или латентные изменения в других, что находит отражение в общественном сознании. Сознанию молодежи, и в частности, подростков, присущи возрастной негативизм и вызов традиционности. В силу этого и ряда других социальных причин, подростковая среда нередко бывает весьма восприимчивой к экстремистским идеям. Одним из способов профилактики экстремизма в подростковой среде является привитие антиэкстремистских норм и ценностей во время учебного процесса. Проблема антиэкстремистского воспитания подростков в учебных заведениях сегодня является особенно актуальной, поскольку именно в подростковый период идет активная социализация, будущее профессиональное становление, закрепление системы норм и ценностей, во многом, помимо семьи, получаемых в процессе образования. Центром духовно-нравственного образования и теологии Российской академии образования на протяжении 2022–2023 годов было проведено два исследования молодежи (подростков и студентов) с целью выявления их отношения к антиэкстремистскому воспитанию в средних и высших учебных заведениях и понимания респондентами традиционных российских ценностей. Описанию опроса подростков, проведенного в 2022 году, посвящена настоящая статья.
Выводы. Авторы приходят к выводу о том, что экстремистским лозунгам и целям необходимо противопоставлять позитивные цели и задачи патриотического характера, мировоззрение ненасилия. Необходимо воспитывать в подростках любовь к Отечеству, к «малой» Родине, к семейным, национальным, культурным, религиозным традициям, создавая благоприятную психологическую атмосферу в учебном заведении и работая с неблагополучными семьями для того, чтобы и дома подростки чувствовали психологический комфорт и равновесие, не стремились к социально опасному общению. В этой связи особую актуальность приобретают превентивные меры, в первую очередь, профилактика стремления к асоциальному поведению, насилию, героизации экстремизма и терроризма в ореоле «мученичества за идею».
Introduction. The article examines the results of a study of the anti-extremist upbringing of adolescents in secondary schools (grades 10–11), the adolescent’s attitude to extremist activities and traditional spiritual and moral values. The analysis is carried out taking into account the social existence of adolescents and their inherent worldview.
Content. Society exists in the interconnection and development of its various spheres, and changes in one area of social existence, one way or another, entail explicit or latent changes in others, which is reflected in the public consciousness. The consciousness of young people, and in particular teenagers, is characterized by age-related negativity and the challenge of tradition. Due to this and a number of other social reasons, the teenage environment is often very susceptible to extremist ideas. One of the ways to prevent extremism among teenagers is to instill anti-extremist norms and values during the educational process. The problem of anti-extremist education of adolescents in educational institutions is especially relevant today, since it is during adolescence that active socialization, future professional development, and consolidation of a system of norms and values, in many ways, in addition to the family, are obtained in the educational process. During 2022–2023, the Center for Spiritual and Moral Education and Theology of the Russian Academy of Education conducted two studies of young people (teenagers and students) in order to identify their attitude to anti-extremist education in secondary and higher educational institutions and respondents' understanding of traditional Russian values. This article is devoted to the description of the survey of teenagers conducted in 2022.
Conclusions. The authors conclude that extremist slogans and goals must be opposed to positive goals and objectives of a patriotic nature, a worldview of nonviolence. It is necessary to educate teenagers in love for the Fatherland, for the “small” Homeland, for family, national, cultural, religious traditions, creating a favorable psychological atmosphere in an educational institution and working with dysfunctional families so that teenagers at home feel psychological comfort and balance, do not strive for socially dangerous communication. In this regard, preventive measures are becoming particularly relevant, first of all, the prevention of the desire for antisocial behavior, violence, the glorification of extremism and terrorism in the halo of “martyrdom for an idea”.
Элбакян Екатерина Сергеевнадоктор философских наук
Российская академия образования
Москва, Российская Федерация
elbakyanes@gmail.com
Кравчук Вероника Владимировнакандидат философских наук, доцент
Российская академия образования
Москва, Российская Федерация
vvk2054@yandex.ru
1. Алексеев П. В. Социальная философия. – М.: Проспект, 2015.
2. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архимандрит. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского. – Ярославль: ООО СПК, 2022.
3. Барулин В. С. Социальная философия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
4. Гобозов И. А. Социальная философия. – М.: Академический проект, 2010.
5. Керимов Т. Х. Социальная философия. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018.
6. Микешина Л. А. Ценности в познании // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И. Т. Касавина. – М.: Канон+, 2009. – С. 1114–1115.
7. Момджян К. Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1 – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013.
8. Орехов А. М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века – М.: КД Либроком, 2018.
9. Основы организации профилактической работы по противодействию идеологии терроризма и экстремизму в молодежной среде: методические рекомендации государственным и муниципальным служащим, работникам системы образования / сост. Козлов М. В., Кравчук В. В. (общ. ред.), Шмидт В. В. – Москва; Ростов-на-Дону: Изд-во НП Родное слово, 2017.
10. Смирнов М. Ю. Религиозный фундаментализм и экстремизм // Религиоведение / под ред. А. Ю. Рахманина – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – С. 251–254.
11. Учебный социологический словарь / под общей ред. С. А. Кравченко. – М.: Экзамен, 1999. – 351 с.
12. Хвостов А. А. Моральные девиации. – М.: «Перо», 2019.
1. Alekseev, P. V. (2015) Sotsial'naya filosofiya [Social philosophy]. Moskva: Prospekt, 2015. (In Russian).
2. Bagdasaryan, V. E., Sil'vestr (Lukashenko), arkhimandrit (2022) Traditsionnyye tsennosti: strategiya tsivilizatsionnogo vozrozhdeniya [Traditional values: the strategy of civilizational revival]. Yaroslavl': OOO SPK. (In Russian).
3. Barulin, V. S. (2002) Sotsial'naya filosofiya [Social philosophy]. Moskva: FAIR-PRESS. (In Russian).
4. Gobozov, I. A. (2010) Sotsial'naya filosofiya [Social philosophy]. Moskva: Akademicheskij proyekt. (In Russian).
5. Kerimov, T. Kh. (2018) Sotsial'naya filosofiya [Social philosophy]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta. (In Russian).
6. Mikeshina, L. A. (2009) Tsennosti v poznanii [Values in cognition]. Entsiklopediya gnoseologii i filosofii nauki [Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science]. Ed. by I. T. Kasavin. Moskva: Kanon+. Pp.1114–1115. (In Russian).
7. Momdzhyan, K. Kh. (2013) Sotsial'naya filosofiya. Aktivnyj podkhod k analizu cheloveka, obshchestva, istorii [Social philosophy. An active approach to the analysis of man, society, and history] Chast' 1. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russian).
8. Orekhov, A. M. (2018) Sotsial'naya filosofiya: Predmet, strukturnye profili i vyzovy na rubezhe 21veka [Social philosophy: subject, structural profiles and challenges at the turn of the 21st century]. Moskva: KD Librokom. (In Russian).
9. Osnovy organizatsii profilakticheskoj raboty po protivodeystviyu ideologii terrorizma i ekstremizma sredi molodezhi: metodicheskiye rekomendatsii dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh, rabotnikov sistemy obrazovaniya [The basics of organizing preventive work to counter the ideology of terrorism and extremism among young people: methodological recommendations for state and municipal employees, employees of the education system] (2017) Kozlov M. V., Kravchuk V. V., Shmidt V. V. Moskva; Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo “Rodnoye slovo”. (In Russian).
10. Smirnov, M. Yu. (2016) Religioznyj fundamentalizm i ekstremizm [Religious fundamentalism and extremism]. Religiovedenie [Religious studies]. Ed. by. A. Yu. Rakhmanin. Moskva: Yurait. Pp. 251–254. (In Russian).
11. Kravchenko, S. A. (1999) (ed.) Uchebno-sotsiologicheskij slovar' [Educational and sociological dictionary]. Moskva: Ekzamen. (In Russian).
12. Khvostov, A. A. (2019) Moral'nye otkloneniya [Moral deviations]. Moskva: Pero, 2019. (In Russian).