Введение. Исследование посвящено изучению мотивации учебной деятельности и таких личностных характеристик студентов, как жизнестойкость, эмоциональный интеллект и уровень субъективного контроля, необходимых составляющих личностного и профессионального развития в образовательной среде высшей школы. Результаты исследования позволяют уточнить факторы, способствующие активизации ценной учебной мотивации, а также выявить особенности формирования данных психологических феноменов, связанных с профессионально важными качествами личности будущих работников.
Материалы и методы. Использовались следующие методики: шкала академической мотивации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина; методика определения уровня эмоционального интеллекта (опросник «ЭмИн») Д. В. Люсина; методика УСК (Уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, A. M. Эткинда; методика исследования жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Выборка представлена студентами I–II курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых – 60 чел., по 30 студентов психологического и технического направлений профессиональной подготовки, в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты. Результаты исследования позволили выделить сходство и различия в структуре связей показателей мотивации учебной деятельности, жизнестойкости, эмоционального интеллекта, уровня субъективного контроля студентов разных направлений подготовки.
Обсуждение и выводы. Различия в факторной структуре связей показателей мотивации учебной деятельности, жизнестойкости, эмоционального интеллекта, уровня субъективного контроля студентов разных направлений профессиональной подготовки могут свидетельствовать о формировании профессионально важных качеств личности будущих работников. Сходство факторной структуры показателей, отражающих связи жизнестойкости и эмоционального интеллекта у всех студентов выборки, позволяет предположить, что способность к пониманию, к управлению своими и чужими эмоциями является необходимым компонентом такого интегрального психического феномена, как жизнестойкость.
Introduction. The research is devoted to the study of the motivation of educational activities and such personal characteristics of students as resilience, emotional intelligence and the level of subjective control, necessary components of personal and professional development in the educational environment of higher education. The results of the study make it possible to clarify the factors contributing to the activation of valuable educational motivation, as well as to identify the features of the formation of these psychological phenomena associated with professionally important personality qualities of future employees.
Materials and methods. The following methods were used: the scale of academic motivation by T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, E. N. Osina; the method of determining the level of emotional intelligence (questionnaire «EmIn») by D. V. Lyusin; the method of LSC (Level of subjective control) by E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, A. M. Etkind; the method of studying the resilience of S. Maddi in adaptations by D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova. The sample is presented by students of the 1-2 courses of the St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of subjects is 60 people, 30 students of psychological and technical areas of professional training, aged from 18 to 20 years.
Results. The results allowed us to identify similarities and differences in the structure of relationships between indicators of motivation for educational activities, resilience, emotional intelligence, and the level of subjective control of students in different fields of study.
Discussion and conclusion. Differences in the factor structure of relationships between indicators of motivation for educational activities, resilience, emotional intelligence, and the level of subjective control of students in different areas of professional training may indicate the formation of professionally important personality qualities of future employees. The similarity of the factor structure of indicators reflecting the relationship between resilience and emotional intelligence in all students of the sample suggests that the ability to understand and manage their own and others' emotions is a necessary component of such an integral mental phenomenon as resilience.
Ермакова Елена Сергеевнадоктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e_s_erma-kova@mail.ru
1. Ахмадиева Л. Р. Особенности нервно-психического напряжения студентов с разными уровнями субъективного контроля // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 4 (837). – С. 213–224. EDN: WPBYCT.
2. Ахмадова З. М. Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 308–310. DOI 10.24411/1991–5497–2020–00305. EDN: OPNRIA.
3. Гараева Е. А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 1(26). – С. 62–65. DOI 10.26140/anip-2019–0801–0013. EDN: VWTUFC.
4. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Различия в динамике направленности мотивации у студентов разных направлений подготовки на примере Московского государственного лингвистического университета // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 2104–2112. DOI 10.15372/PEMW20180319. EDN: YOGGTR.
5. Дубовицкая Д. А., Уваров Е. А. Значение жизнестойкости в учебно-профессиональной деятельности студента // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2. – С. 15–24. EDN: HKWGHE.
6. Ермакова Е. С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 142–159. DOI 10.35231/18186653_2021_2_142. EDN: WCZEHT.
7. Иванова К. С. Особенности жизнестойкости у студентов // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 12–1(67). – С. 65–66. EDN: NVJQRK.
8. Краснопольская Н. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1–2. – С. 150–154. EDN: RDOXHP.
9. Ларионова Л. А. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов разных направлений подготовки (на примере ФГБОУ ВО «ИРНИТУ») // Социальная компетентность. – 2020. – Т. 5, № 2(16). – С. 232–243. EDN: ORJLCQ.
10. Левкова Т. В. Взаимосвязь уверенности в себе и локуса контроля личности у студентов вуза // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. – 2009. – № 1(2). – С. 60–69. EDN: PDVLEF.
11. Лимонова О. О. Мотивация студентов высшей школы к учебной деятельности // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2019. – № 1(45). – С. 22–26. EDN: SJWWGM.
12. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Институт психологии РАН; под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36. EDN: UVGYGB.
13. Мешков Н. И., Яшкова А. Н. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66–2. – С. 331–336. EDN: YZYFNN.
14. Овчарова Р. В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. – 2019. – № 2 (53). – С. 59–65. EDN: OIKLAF.
15. Панькова А. М., Валиев Р. А., Максимова Л. А., Каримова В. Г., Асташов М. С. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 2. – С. 131–140. EDN: ZJTANZ.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. EDN: SDPWQP.
17. Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2(125). – С. 150–157. DOI 10.20323/1813–145X-2022–2–125–150–157. EDN: BOBPCE.
18. Тимченкова С. П. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности студентов // Достижения науки и образования. – 2018. – № 9(31). – С. 50–54. EDN: XSKGDB.
19. Токарева В. Б. Локус контроля как метакогнитивный процесс профессиональной деятельности субъекта // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2020. – № 1(51). – С. 134–138. EDN: DMXHFG.
20. Ундуск Е. Н., Григорьева А. А., Степанов Ю. Н. Эмоциональный интеллект студентов с разной локализацией ответственности // Психология человека в образовании. – 2022. – Т. 4, № 4. – С. 408–420. DOI 10.33910/2686–9527–2022–4–4–408–420. EDN: PDBOWD.
1. Ahmadieva, L. R. (2020) Osobennosti nervno-psihicheskogo napryazheniya studentov s raznymi urovnyami sub"ektivnogo kontrolya [Features of the neuropsychic stress of students with different levels of subjective control]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki – Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. No. 4 (837). Pp. 213–224. (In Russian). EDN: WPBYCT.
2. Ahmadova, Z. M. (2020) Svyaz' interesa i motivacii v uchebnoj deyatel'nosti studentov [The relationship of interest and motivation in students' learning activities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniy – The world of science, culture, and education. No. 2 (81). Pp. 308–310. (In Russian). DOI 10.24411/1991–5497–2020–00305. EDN: OPNRIA.
3. Garaeva, E. A. (2019). Issledovanie motivacii studentov universiteta k uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Research on the motivation of university students for educational and professional activities]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya – The azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. Vol. 8. No 1(26). Pp. 62–65. (In Russian). DOI 10.26140/anip-2019–0801–0013. EDN: VWTUFC.
4. Dvoreckaya, T. A., Ahmadieva, L. R. (2018) Razlichiya v dinamike napravlennosti motivacii u studentov raznyh napravlenij podgotovki na primere Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Differences in the dynamics of motivation among students of different fields of study on the example of the Moscow State Linguistic University]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire – Professional education in the modern world. Vol. 8. No 3. Pp. 2104–2112. (In Russian). DOI 10.15372/PEMW20180319. EDN: YOGGTR.
5. Dubovickaya, D. A., Uvarov, E. A. (2019) Znachenie zhiznestojkosti v uchebno-professional'noj deyatel'nosti studenta [The importance of resilience in the student's educational and professional activities]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the Armavir State Pedagogical University. No 2. Pp. 15–24. (In Russian). EDN: HKWGHE.
6. Ermakova, E. S. (2021) Sovladayushchee povedenie, zhiznestojkost', stressoustojchivost' i depressiya studentov vuza [Coping behavior, resilience, stress tolerance and depression of university students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No 2. Pp. 142–159. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2021_2_142. EDN: WCZEHT.
7. Ivanova, K. S. (2012) Osobennosti zhiznestojkosti u studentov [Features of students' resilience]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya – The Almanac of Modern Science and Education. No. 12–1(67). Pp. 65–66. (In Russian). EDN: NVJQRK.
8. Krasnopol'skaya, N. S. (2012) Vzaimosvyaz' emocional'nogo intellekta i zhiznestojkosti studentov vuza [The relationship between emotional intelligence and resilience of university students]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Bryansk State University. No 1–2. Pp. 150–154. (In Russian). EDN: RDOXHP.
9. Larionova, L. A. (2020) Issledovanie uchebno-professional'noj motivacii studentov raznyh napravlenij podgotovki (na primere FGBOU VO «IRNITU») [Research of educational and professional motivation of students of different fields of study (on the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «IRNTU»)]. Social'naya kompetentnost' – Social competence. Vol. 5. No 2(16). (In Russian). Pp. 232–243. (In Russian). EDN: ORJLCQ.
10. Levkova, T. V. (2009) Vzaimosvyaz' uverennosti v sebe i lokusa kontrolya lichnosti u studentov vuza [The relationship between self-confidence and the locus of personality control among university students]. Vestnik Dal'nevostochnoj gosudarstvennoj social'no-gumanitarnoj akademii – Bulletin of the Far Eastern State Social and Humanitarian Academy. No. 1(2). Pp. 60–69. (In Russian). EDN: PDVLEF.
11. Limonova, O. O. (2019) Motivaciya studentov vysshej shkoly k uchebnoj deyatel'nosti [Motivation of higher school students for academic activities]. Gumanitarnye nauki (g. Yalta) – Humanities (Yalta). No 1(45). Pp. 22–26. (In Russian). EDN: SJWWGM.
12. Lyusin, D. V. (2004) Sovremennye predstavleniya ob emocional'nom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya / Institut psihologii RAN; pod redakciej D. V. Lyusina, D. V. Ushakova. [Social intelligence: Theory, Measurement, Research / Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; edited by D. V. Lyusin, D. V. Ushakov]. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Pp. 29–36. (In Russian). EDN: UVGYGB.
13. Meshkov, N. I., Yashkova, A. N. (2020) Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov [Motivation of educational activities of undergraduate students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No 66–2. Pp. 331–336. (In Russian). EDN: YZYFNN.
14. Ovcharova, R. V. (2019) Metodologiya issledovaniya zhiznestojkosti lichnosti [Methodology of the study of personality resilience]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Kurgan State University. No. 2 (53). Pp. 59–65. (In Russian). EDN: OIKLAF.
15. Pankova, A. M., Valiev, R. A., Maksimova, L. A., Karimova, V. G., Astashov, M. S. (2022) Issledovanie specifiki emocional'nogo intellekta studentov vuzov raznyh napravlenij podgotovki kak uslovie effektivnogo vzaimodejstviya v professional'noj deyatel'nosti [The study of the specifics of the emotional intelligence of university students of different fields of study as a condition for effective interaction in professional activities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Pedagogical education in Russia. No.2. Pp. 131–140. (In Russian). EDN: ZJTANZ.
16. Rubinshtejn, S. L. (2010) Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb.: Piter. (In Russian). EDN: SDPWQP.
17. Solodneva, D. A. (2022) Specifika razvitiya emocional'nogo intellekta u studentov vuza [The specifics of the development of emotional intelligence in university students]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 2(125). Pp. 150–157. (In Russian). DOI 10.20323/1813–145X-2022–2–125–150–157. EDN: BOBPCE.
18. Timchenkova, S. P. (2018) Vliyanie motivacii na uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti studentov [The influence of motivation on the success of students' academic activities]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya – Achievements of science and education. No. 9(31) Pp. 50–54. (In Russian). EDN: XSKGDB.
19. Tokareva, V. B. (2022) Lokus kontrolya kak metakognitivnyj process professional'noj deyatel'nosti sub"ekta [Locus of control as a metacognitive process of a subject's professional activity]. Vestnik YAroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki – Bulletin of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov. The Humanities Series. No. 1(51). Pp. 134–138. (In Russian). EDN: DMXHFG.
20. Undusk, E. N., Grigor'eva, A. A., Stepanov, Yu. N. (2022) Emocional'nyj intellekt studentov s raznoj lokalizaciej otvetstvennosti [Emotional intelligence of students with different localization of responsibility]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii – Human psychology in education. Vol. 4. No. 4. Pp. 408–420. (In Russian). DOI 10.33910/2686–9527–2022–4–4–408–420. EDN: PDBOWD.