Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза

Methodological Foundations of the Introduction of Digital Technologies into the Educational Process of the University

Авторы:
Ванновская Ольга Васильевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_2_251

Полный текст403,98 КБ

Введение. В статье рассматриваются актуальные проблемы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза, описываются методологические принципы психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза.

Материалы и методы. С помощью метода комплексного анализа в работе рассмотрены проблемы внедрения цифровых технологий и цифровой трансформации образования, определено понятие «цифровая трансформация», описаны позитивные и негативные последствия цифровой трансформации высшего образования, рассмотрены типичные проблемы субъектов образовательного процесса при переходе к цифровой трансформации, сформулированы задачи, которые надо решать в процессе цифровой трансформации, раскрыты пути решения психолого-педагогических проблем цифровой трансформации в системе высшего образования, описаны психолого-педагогические условия цифровой трансформации высшего образования.

Результаты. Предложены и обоснованы методологические принципы психолого-педагогического сопровождения внедрения цифровых технологий в образовательный процесса вуза. Описаны результаты влияния цифровой образовательной среды (ЦОС) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на психику и личность субъектов образовательного процесса и способы адаптации к ним.

Обсуждение и выводы. Цифровые технологии не меняют стратегические цели профессионального обучения, но добавляют определенные задачи образовательного процесса, связанные с поиском баланса между цифровыми технологиями и традиционными методами педагогического воздействия, а также с повышением цифровой культуры и психологической гигиены участников образовательного процесса. Цифровая образовательная среда вуза должна способствовать развитию у обучающихся умения думать, брать на себя ответственность, видеть смыслы и ценности своей жизни и деятельности, способствовать формированию профессиональной идентичности, личностной и эмоциональной зрелости, развитию способности к саморегуляции и управлению собственной жизнью. Комплексное урегулирование психолого-педагогических проблем цифровой трансформации высшего образования предполагает как решение организационных, методических и технических вопросов, так и развитие цифровой психодидактики, педагогической психологии, нейропсихологии и психолингвистики, когнитивной и социальной психологии, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, и строится на основе изложенных методологических принципов.


Introduction. The article discusses the current problems of introducing digital technologies into the educational process of the university, describes the methodological principles of psychological and pedagogical support for the digital transformation of the educational process of the university.

Materials and methods. Using the method of complex analysis, the problems of digital transformation of education are considered in the work, the concept of "digital transformation" is defined, the positive and negative consequences of digital transformation of higher education are described, typical problems of subjects of the educational process during the transition to digital transformation are considered, tasks that need to be solved in the process of digital transformation are formulated, ways of solving psychological and pedagogical problems are revealed The article describes the psychological and pedagogical conditions of the digital transformation of higher education in the higher education system.

Results. The methodological principles of psychological and pedagogical support for the introduction of digital technologies into the educational process of the university are proposed and substantiated. The results of the influence of the digital educational environment (DSP) and distance learning technologies (DOT) on the psyche and personality of subjects of the educational process and ways of adapting to them are described.

Discussion and conclusions. Digital technologies do not change the strategic goals of professional training, but add certain tasks to the educational process related to finding a balance between digital technologies and traditional methods of pedagogical influence, as well as increasing the digital culture and psychological hygiene of participants in the educational process. The digital educational environment of the university should contribute to the development of students’ ability to think, take responsibility, see the meanings and values of their lives and activities, contribute to the formation of professional identity, personal and emotional maturity, and the development of the ability to self-regulate and manage their own lives. A comprehensive solution to the psychological and pedagogical problems of the digital transformation of higher education involves both the solution of organizational, methodological and technical issues, and the development of digital psychodidactics, educational psychology, neuropsychology and psycholinguistics, cognitive and social psychology, taking into account the individual psychological characteristics of students, and is built on the basis of the stated methodological principles

Ванновская Ольга Васильевна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vannovskaya@mail.ru

1. Алямкина Е. А., Рибокене Е. В., Рыбакова Н. А. Психолого-педагогические вызовы высшего образования в цифровом веке. – М.: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2020. – 110 с.
2. Бабин Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 6. – С. 44–54.
3. Бессмертная М. М., Воронина Е. С., Начевский М. В. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации. Университет как агент глобальной цифровизации общества. – М.: ГУУ, 2019. – 84 с.
4. Булат, Р. Е. Ванновская О. В. Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – № 4. – 2022. – С. 258–278.
5. Ванновская О. В. Психолого-педагогические проблемы цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 22 декабря 2022 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Среда, 2022. – С. 111–113.
6. Добудько Т. В., Горбатов С. В., Добудько А. В., Пугач О. И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 311–316.
7. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. – Нижний Тагил: УРФУ, 2017. – 128 с.
8. Кафидулина Н. Н. Цифровизация как тенденция в российском образовании // Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия наук в XXI в. – 2018. – С. 109–111.
9. Кочемасова Л. А. Психолого-педагогическое исследование проблемы цифровизации педагогического образования //Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. – 2020. – С. 400–408.
10. Литвак Н. В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. – 2018. – № 2–3. – С. 156–163.
11. Маклаков А. Г., Ванновская О. В. Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография / под науч. ред. Т. С. Овчинниковой. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2022. С. 129–140. – EDN RHZVMJ.
12. Налбандян Э. Г., Назмутдинова Е. В. Формирование цифровой среды университета: основные тенденции и перспективы // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. – 2018. – С. 99–102.
13. Никулина Т. В. Цифровизация образования: реальность и возможности // Новые технологии оценки качества образования. – 2018. – С. 22–24.
14. Онегова Я. В. Глобализация и цифровизация в образовании и их развитие в России // Trends in the world of science. – 2019. – С. 48–51.
15. Орешкина А. К. Методологические основы инженерной подготовки специалистов в условиях цифровизации образования. – М.: Мир науки, 2018. – 118 с.
16. Петрова Н. П. Цифровизация в образовании через всю жизнь – главный принцип общества знаний // Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. – 2018. – № 8. – С. 32–38.
17. Пирогланов Ш. Ш., Пашков Г. Н. Цифровизация в образовании: проблемный аспект в контексте глобальной трансформации // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–4. – С. 155–158.
18. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогические проблемы цифровизации российского образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – № . 4–5 (89–90). – С. 157–171.
19. Топилина И. И. Психолого-педагогические проблемы обучения студентов в условиях цифровизации образования // Преподаватель высшей школы в ХХI веке. – 2020. – С. 210–215.
20. Флеров О. В. Иноязычная информационная компетенция в образовательном пространстве цифрового века: структурно-содержательный и методический анализ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 2 (23). – С. 49–59.
21. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: монография / С. Ю. Степанов, П. А. Оржековский, Д. В. Ушаков и др.; под ред. С. Ю. Степанова. – М.: МГПУ, 2021. – 192 с.
22. Шапиро С. В. Психолого-педагогические проблемы цифровизации высшего образования //Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – № . 1. – С. 597–605.


1. Alamkina, E. A., Ribokene, E. V., Rybakova, N. A. (2020) Psikhologo-pedagogicheskie vyzovy vysshego obrazovaniya v tsifrovom veke [Psychological and pedagogical challenges of higher education in the digital age]. Moscow: Moscow University. S. Witte. (In Russian).
2. Babin, E. N. (2018) Tsifrovizatsiya universiteta: postroenie integrirovannoy informatsionnoy sredy [Digitalization of university: building an integrated information environment]. University management: practice and analysis. Vol. 22. No. 6. Pp. 44–54. (In Russian).
3. Bessmertnaya, M. M., Voronina, E. S., Nachevskiy, M. V. (2019) Razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii. Universitet kak agent global'noy tsifrovizatsii obshchestva [Digital Economy Development in the Russian Federation. University as an agent of global digitalization of society]. Moscow: GUU. (In Russian).
4. Bulat, R. E. Vannovskaya, O. V. (2022) Problemy i perspektivy tsifrovoy psikhodidaktiki v sisteme vysshego obrazovaniya [Problems and prospects of digital psychodidactics in the system of higher education]. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 258–278. (In Russian).
5. Vannovskaya, O. V. (2022) Psikhologo-pedagogicheskie problemy tsifrovoy transformatsii vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Psycho-pedagogical problems of digital transformation of higher education in Russian Federation]. Pedagogy, Psychology, Society: from theory to practice: materials of V All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation, Cheboksary, December 22, 2022 / BI DPI "Chuvash Republican Institute of Education" Ministry of Education and Youth Policy Chuvash Republic. Cheboksary: Sreda. Рр. 111–113. (In Russian).
6. Dobudko, T. V., Gorbatov, S. V., Dobudko, A. V., Pugach, O. I. (2018) Metodika otsenki elektronnoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy pedagogicheskogo vuza [Methodology of evaluation of electronic information and educational environment of pedagogical university]. Samara Scientific Bulletin. Vol. 7. No. 3 (24). Pp. 311–316. (In Russian).
7. Ignatova, N. Y. (2017) Obrazovanie v tsifrovuyu epokhu [Education in the digital age]. Nizhny Tagil: URFU. (In Russian).
8. Kafidulina, N. N. (2018) Tsifrovizatsiya kak tendentsiya v rossiyskom obrazovanii [Digitalization as a trend in Russian education]. Sphere of knowledge: issues of productive interaction of sciences in the XXI century. Рр. 109–111. (In Russian).
9. Kochemasova, L. A. (2020) Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy tsifrovizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical study of the problem of digitalization of pedagogical education]. Socio-cultural activity: vectors of research and practical perspectives. Рр. 400–408. (In Russian).
10. Litvak, N. V. (2018) Novaya reforma otechestvennogo vysshego obrazovaniya: «tsifrovizatsiya» i professura [The new reform of national higher education: "digitalization" and professors]. Science. Culture. Society. No. 2–3. Рр. 156–163. (In Russian).
11. Maklakov, A. G., Vannovskaya, O. V. (2022) Psychological problems of digital transformation of the education system and further development of distance learning. In T. S. Ovchinnikova (Ed.), Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa obuchayushchikhsya raznogo vozrasta: monografiya (pp. 129–140). St. Petersburg, Leningradskii gosudarstvennyi universitet imeni A. S. Pushkina Publ. (In Russian).
12. Nalbandyan, E. G., Nazmutdinova, E. V. (2018) Formirovanie tsifrovoy sredy universiteta: osnovnye tendentsii i perspektivy [The formation of the digital environment of the university: the main trends and prospects]. Interdisciplinarity of science as a factor of innovative development. Рр. 99–102. (In Russian).
13. Nikulina, T. V. (2018) Tsifrovizatsiya obrazovaniya: real'nost' i vozmozhnosti [Digitalization of education: reality and possibilities]. New technologies of education quality assessment. Рр. 22–24. (In Russian).
14. Onegova, Y. V. (2019) Globalizatsiya i tsifrovizatsiya v obrazovanii i ikh razvitie v Rossii [Globalization and digitalization in education and their development in Russia]. Trends in the world of science. Рр. 48–51. (In Russian).
15. Oreshkina, A. K. (2018) Metodologicheskie osnovy inzhenernoy podgotovki spetsialistov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Methodological foundations of engineering training of specialists in the conditions of digitalization of education]. Moscow: Mir nauki. (In Russian).
16. Petrova, N. P. (2018) Tsifrovizatsiya v obrazovanii cherez vsyu zhizn' – glavnyy printsip obshchestva znaniy [Digitalization in education through life – the main principle of knowledge society]. Izvestia Yuzhny Federal University. Ser. Pedagogical sciences. No. 8. Рр. 32–38. (In Russian).
17. Piroglanov, Sh. Sh., Pashkov, G. N. (2019) Tsifrovizatsiya v obrazovanii: problemnyy aspekt v kontekste global'noy transformatsii [Digitalization in education: problem aspect in the context of global transformation]. Problems of modern pedagogical education. No. 64–4. Рр. 155–158. (In Russian).
18. Stepanova, G. A., Demchuk, A. V., Arpentieva, M. R. (2020) Psikhologo-pedagogicheskie problemy tsifrovizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical problems of digitalization of Russian education]. Pedagogical Journal of Bashkortostan. No. 4–5 (89–90). Рр. 157–171. (In Russian).
19. Topilina, I. I. (2020) Psikhologo-pedagogicheskie problemy obucheniya studentov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Psychological and pedagogical problems of teaching students in the conditions of digitalization of education]. Teacher of Higher Education in the XXI century. Рр. 210–215. (In Russian).
20. Flerov, O. V. (2018) Inoyazychnaya informatsionnaya kompetentsiya v obrazovatel'nom prostranstve tsifrovogo veka: strukturno-soderzhatel'nyy i metodicheskiy analiz [Foreign-language information competence in the educational space of the digital age: structural, content and methodological analysis]. Educational resources and technologies. No. 2 (23). Рр. 49–59. (In Russian).
21. Stepanov, S. Y. (2021) (ed.) Tsifrovizatsiya obrazovaniya: psikhologo-pedagogicheskie i valeologicheskie problemy: monografiya [Digitalization of education: psycho-pedagogical and valeological problems: a monograph]. MOSCOW: MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. (In Russian).
22. Shapiro, S. V. (2021) Psikhologo-pedagogicheskie problemy tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya [Psychological and pedagogical problems of the digitalization of higher education]. Human Factor: Social Psychologist. No. 1. Рр. 597–605. (In Russian).

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, цифровые технологии, высшее образование, дистанционное образование, субъекты образовательного процесса, digital transformation of education, higher education, digital technologies, distance education, communications, subjects of the educational process

Для цитирования:
Ванновская О. В. Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 251–269. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_251. EDN: FHTSSW Vannovskaya, O. V. (2024) Metodologicheskie osnovi vnedreniya cifrovih tehnologyi v obrazovatelnyi process vuza. [Methodological Foundations of the Introduction of Digital Technologies into the Educational Process of the University]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 251–269. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_2_251. EDN: FHTSSW

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина