Введение. В данной работе рассматриваются основы успешной профессиональной самореализации участников боевых действий, которые формируются еще в период обучения в военных вузах. Проблема успешности также рассматривается в контексте профессиональной деятельности, особенно в образовании и психологии, где она связана с такими понятиями, как эффективность, результативность и удовлетворенность работой. Исследуются особенности успешности, рассматривая ее с разных сторон, разделяя психологические факторы на познавательные и личностные. Познавательные факторы включают в себя высшие психические функции, а личностные факторы включают мотивацию, волю, эмоции и самосознание. Особое внимание в статье уделяется анализу внутренних и внешних факторов, влияющих на успешность.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ показал, что психологическими детерминантами успешности участников боевых действий являются индивидуальные особенности, социальные характеристики и психологические навыки, а также мотивация, стрессоустойчивость, способность работать в условиях неопределённости, адаптивность, дисциплинированность, когнитивные способности, коммуникативные навыки. Данные факторы возможно отследить еще на первых этапах профессионального становления, а именно в процессе обучения в военном вузе. Изучение данных факторов помогает определить ключевые аспекты успешности и разработать методы для повышения эффективности обучения. Все эти качества в совокупности способствуют успешному выполнению боевых задач и повышают шансы на положительный результат в сложных условиях боевых действий.
Introduction. This paper examines the basics of successful professional self-realization of participants in combat operations, which are formed during the period of study at military universities. The problem of success is also considered in the context of professional activity, especially in education and psychology, where it is associated with concepts such as efficiency, effectiveness and job satisfaction. The author explores the features of success, considering it from different angles, dividing psychological factors into cognitive and personal ones. Cognitive factors include higher mental functions, and personality factors include motivation, will, emotions, and self-awareness. The article pays special attention to the analysis of internal and external factors influencing success.
Discussion and conclusions. The conducted analysis has shown that psychological determinants of success of combat participants are individual characteristics, social characteristics and psychological skills, as well as motivation, stress resistance, ability to work in conditions of uncertainty, adaptability, discipline, cognitive abilities, and communication skills. These factors can be traced back to the first stages of professional development, namely during the process of studying at a military university. Studying these factors helps to identify key aspects of success and develop methods to improve the effectiveness of training. All of these qualities together contribute to the successful execution of combat tasks and increase the chances of a positive outcome in a challenging combat environment.
Благинин Андрей Александровичдоктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
blaginin60@rambler.ru
Исаева Ольга Сергеевна–
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
olga.tulinova2015@yandex.ru
1. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – Ч. 2. – С. 438–443.
2. Благинин А. А., Чуранов А. М., Чуранова Т. Ю. Понятие «успешность обучения курсантов» военно-учебного заведения // Военный академический журнал. – 2022. – № 4(36). – С. 28–35.
3. Богер Д. М. Взаимосвязь показателей эмоционально-волевой устойчивости и успешности в военно-профессиональной деятельности // Синергия Наук. – 2019. – № 41. – С. 384–387.
4. Бондаренко М. Б. Личностный потенциал и успешность военных профессионалов // Вестник ЯрГ У. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – № 4. – С. 96–99.
5. Ванюшин А. В., Ахмедханов М. А., Губин В. А. Психологические детерминанты направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № . 2. – С. 64–71.
6. Ващенко В. М., Макаров Д. А. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. – 2019. – С. 71–74.
7. Вилисов Д. В. Показатели успешности курсантов в образовательной среде военного вуза (на примере изучения дисциплины «автомобильная подготовка») // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1 (92). – С. 11–13.
8. Днов К. В. и др. Влияние психических состояний на военно-профессиональную адаптацию курсантов военного вуза // Medline. ru. Российский биомедицинский журнал. – 2018. – Т. 19. – № 1. – С. 344–351.
9. Дубинин А. В. Факторы, влияющие на повышение эффективности обучения и формирование профессиональной успешности будущих офицеров Росгвардии // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № . 3. – С. 217–223.
10. Дубинин А. В., Боровицкий А. М. Сущность профессиональной успешности курсантов // Kant. – 2020. – № . 3 (36). – С. 257–263.
11. Дубинин А. В., Боровицкий А. М., Наумов П. Ю. Формирование профессиональной успешности будущего офицера в образовательной среде военной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 1А. – С. 93–99.
12. Евенко С. Л. Психологические детерминанты успешности деятельности военного руководителя // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – № 3А. – С. 257–267.
13. Емельяненко А. А., Петровская М. В. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые её детерминанты // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–7. – С. 1692–1700.
14. Еремеев Б. А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: монография. – М.: DirectMedia, 2014. – 201 с.
15. Жовнерчук Е. В., Абриталин Е. Ю., Жовнерчук И. Ю. Факторы профессиональной деятельности, неблагоприятно влияющие на психическое здоровье военнослужащих противовоздушной обороны // Медицина труда и промышленная экология. – 2019. – № 9. – С. 62–65.
16. Зайцев А. Б. Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов // Психология. Психофизиология. – 2013. – Т. 6. – № 2. – С. 65–71.
17. Зеленина Н. В. и др. особенности адаптации военнослужащих-комбатантов и оценка их стрессоустойчивости // Известия Российской Военно-медицинской академии. – 2019. – Т. 38. – № 3. – С. 59–65.
18. Зеленина Н. В., Назаров С. С., Марченко А. А., Юсупов В. В. Особенности адаптации военнослужащих-комбатантов и оценка их стрессоустойчивости // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2019. – Т. 38. – № 3. – С. 59–65. – EDN BQKWVW.
19. Ильина М. С. Условия успешной учебно-познавательной деятельности студентов // Перспективы науки. – 2019. – № 2. – С. 107–110.
20. Ичитовкина Е. Г., Злоказова М. В., Рубцова Т. В. Личностные особенности комбатантов, способствующие психологической устойчивости к стресс-факторам боевой обстановки // Медицинский вестник МВД. – 2012. – № 4(59). – С. 62–65. – EDN PAWREV.
21. Киселев А. М. О формировании нравственных ценностей у курсантов военного вуза // Наука сегодня: реальность и перспективы. – 2021. – С. 86–87.
22. Кустова Е. И. Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2015. – № 1. – С. 140–148.
23. Лапкин М. М., Яковлева Н. В., Прошляков В. Д. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском ВУЗе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 1 (4). – С. 75–83.
24. Лобачев И. В. и др. Адаптация военнослужащих к боевым условиям // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2019. – № 1. – С. 175–179.
25. Лобачев И. В., Коршевер Н. Г., Дорфман Ю. Р., Фурманов Е. Е. Адаптация военнослужащих к боевым условиям // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2019. – № 1(65). – С. 175–179.
26. Маклаков А. Г., Бойко Е. А. Успешность военно-профессиональной деятельности и личностные характеристики военнослужащих по призыву с разными типами функциональной асимметрии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 28–35.
27. Малостева Т. Н. Психологическая устойчивость как детерминанта успешной деятельности руководителя //актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. – 2019. – С. 109–113.
28. Маркович В. А. Социально-психологические детерминанты успешности обучения переговорщиков // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 5. – С. 129–132.
29. Мельниченко В. В. Особенности показателей адаптационных ресурсов у комбатантов-частников СВО // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – № 2(62). – С. 64–65. – EDN ITOMFG.
30. Москвитина М. А., Москвитин П. Н. Организационно-методические аспекты психологического сопровождения комбатантов и членов их семей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 7. – С. 61–68. – DOI 10.23672/SAE.2023.34.57.019. – EDN LZPLKL.
31. Моторина О. Н., Вебер М. А. Психологические детерминанты успешности обучения воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища (СПб СВУ МО РФ) //Царскосельские чтения. – 2017. – Т. 2. – С. 342–344.
32. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 78–85.
33. Прокофьева В. А., Галимов Р. Р. Детерминанты социально-психологической адаптации курсантов военного вуза // Научное мнение. – 2020. – № 1–2. – С. 157–162.
34. Прокофьева В. А., Константинов В. В. Саморегуляция как фактор успешности обучения курсантов военной образовательной организации высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 4. – С. 69–73.
35. Раджабов С. А., Холинов Д. М. К вопросу о понятии "комбатант" в вооружённых конфликтах // Академический юридический журнал. – 2021. – № 2(38). – С. 170–178. – EDN WHBWYV.
36. Разиньков М. Е. Психологические ресурсы комбатантов: по материалам «Долгой войны» в России (1914–1922 гг.) // Манускрипт. – 2019. – Т. 12. – № 7. – С. 53–58.
37. Родионова Е. А., Доминяк В. И. Социально-психологические особенности профессионального здоровья специалистов // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении, Санкт-Петербург, 22–24 октября 2013 года / Правительство Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.: Скифия-принт, 2013. – С. 362–364. – EDN VVPTOT.
38. Ромашина Д. Д., Тимофеевна Б. Л. Социальная дезадаптация комбатантов при возвращении в условиях мирной жизни //Актуальные вопросы современнои? медицинскои? науки и здравоохранения: сборник статей VIII Международнои? научно-практическои? конференции молодых уче?ных и студентов, Екатеринбург, 19–20 апреля 2023 г. – Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2023.
39. Сатов М. К. Факторы формирования социальной успешности курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 86–93.
40. Светличная Н. В., Рогозина М. Ю. Нервно-психическая устойчивость как фактор адаптации военнослужащих к военно-профессиональной деятельности // Донецкие чтения. – 2019. – С. 338–341.
41. Соколова А. С. "Профессионально важные качества" и" профессиональная компетентность" как детерминанты профессиональной успешности // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 7. – С. 47–49.
42. Стрельникова Ю. Ю. Психологические особенности комбатантов и сотрудников органов внутренних дел с длительным стажем службы в мирных условиях // Психология. Психофизиология. – 2014. – № 3.
43. Фастовцов Г. А., Василевский В. Г. Клиническое своеобразие патологического развития личности у комбатантов // Судебная психиатрия: Расстройства личности / под ред. акад. РАМН Т. Б. Дмитриевой. Том Выпуск 3. – М.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, 2006. – С. 195–10. – EDN JFXAGE.
44. Хадарцев А. А., Стариков Н. Е., Грачев Р. В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. – 2020. – Т. 27. – № 2. – С. 74–82.
45. Хохлова Л. А. Психологические факторы успешного обучения // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 6 (85), ч. 2. – 2010.
46. Чермянин С. В. и др. Психологические особенности военнослужащих спецподразделений с отсроченной симптоматикой посттравматических стрессовых расстройств // Психология XXI века: Современные тенденции развития науки и практики в психологии. – 2018. – С. 206–211.
47. Чудакова Т. Л., Субботина Л. Ю. Склонность к риску как фактор успешности в учебной деятельности у военных // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Ярославль, 08–20 октября 2020 года / отв. ред. А. В. Карпов. – Ярославль: Филигрань, 2020. – С. 202–206. – EDN XLDFWV.
48. Чуранова Т. Ю. Мотивация как психологическая детерминанта успешности обучения курсантов военно-учебного заведения // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – С. 166.
49. Шабанов Л. В., Марихин С. В., Хисматуллин Р. Р. Психологические требования к личности военнослужащего в процессе проектирования предметной среды по педагогике в военных институтах ВНГ РФ // Научное мнение. – 2021. – № 1–2. – С. 45.
50. Шориков Е. В., Наумлюк А. Г. Мотивация как фактор успешности обучения в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2018. – Т. 12. – № 9. – С. 94–97.
1. Birina, O. V. (2014) Ponyatie uspeshnosti obucheniya v sovremennyh pedagogicheskih i psihologicheskih teoriyah [The concept of learning success in modern pedagogical and psychological theories]. Fundamental'nye issledovaniya. No. 8, ch. 2. Pp. 438–443 (In Russian).
2. Blaginin, A. A., Churanov, A. M., Churanova, T. Y. (2022) The concept of success in training cadets of a military educational institution [The concept of "successful training of cadets" of a military educational institution]. Military Academic Journal. No. 4(36). Pp. 28–35 (In Russian).
3. Boger, D. M. (2019) Vzaimosvyaz' pokazatelej emocional'no-volevoj ustojchivosti i uspeshnosti v voenno-professional'noj deyatel'nosti [The relationship between indicators of emotional and volitional stability and success in military professional activities]. Sinergiya Nauk. No. 41. Pp. 384–387 (In Russian).
4. Bondarenko, M. B. (2018) Lichnostnyj potencial i uspeshnost' voennyh professionalov [Personal potential and success of military professionals]. Vestnik YarG U. Seriya Gumanitarnye nauki. No. 4. Pp. 96–99 (In Russian).
5. Vanyushin, A. V., Ahmedhanov, M. A., Gubin, V. A. (2018) Psihologicheskie determinanty napravlennosti na voenno-professional'nuyu deyatel'nost' kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya [Psychological determinants of orientation towards military professional activity of cadets of military educational institutions of higher education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta A. S. Pushkina. No. 2. Pp. 64–71 (In Russian).
6. Vashchenko, V. M., Makarov, D. A. (2019) Psihologicheskie faktory uspeshnogo obucheniya studentov v vuze [Psychological factors of successful student education at the university]. Regional'nye aspekty upravleniya, ekonomiki i prava Severo-zapadnogo federal'nogo okruga Rossii. Pp. 71–74 (In Russian).
7. Vilisov, D. V. (2022) Pokazateli uspeshnosti kursantov v obrazovatel'noj srede voennogo vuza (na primere izucheniya discipliny «avtomobil'naya podgotovka») [Success rates of cadets in the educational environment of a military university (using the example of studying the discipline «automotive training»)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 1 (92). Pp. 11–13 (In Russian).
8. Dnov, K. V. (2018) Vliyanie psihicheskih sostoyanij na voenno-professonal'nuyu adaptaciyu kursantov voennogo vuza [The influence of mental states on the military professorial adaptation of military university cadets]. Medline. ru. Rossijskij biomedicinskij zhurnal. Vol. 19. No. 1. Pp. 344–351 (In Russian).
9. Dubinin, A. V. (2021) Faktory, vliyayushchie na povyshenie effektivnosti obucheniya i formirovanie professional'noj uspeshnosti budushchih oficerov Rosgvardii [Factors affecting the increase in the effectiveness of training and the formation of professional success of future officers of the Russian Guard]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. No. 3. Pp. 217–223 (In Russian).
10. Dubinin, A. V., Borovickij, A. M. (2020) Sushchnost' professional'noj uspeshnosti kursantov [The essence of the professional success of cadets]. Kant. No. 3 (36). Pp. 257–263 (In Russian).
11. Dubinin, A. V., Borovickij, A. M., Naumov, P. Y. (2020) Formirovanie professional'noj uspeshnosti budushchego oficera v obrazovatel'noj srede voennoj obrazovatel'noj organizacii kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Formation of professional success of a future officer in the educational environment of a military educational organization as a psychological and pedagogical problem]. Pedagogicheskij zhurnal. Vol. 10. No. 1A. Pp. 93–99 (In Russian).
12. Evenko, S. L. (2022) Psihologicheskie determinanty uspeshnosti deyatel'nosti voennogo rukovoditelya. Psihologiya [The success of the educational activities of cadets of military universities and some of its determinants]. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. No. 3A. Pp. 257–267 (In Russian).
13. Emel'yanenko, A. A., Petrovskaya, M. V. (2014) Uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti kursantov voennyh vuzov i nekotorye determinant [Psychological determinants of the success of the military leader's activities]. Fundamental'nye issledovaniya. No. 8–7. Pp. 1692–1700 (In Russian).
14. Eremeev, B. A. (2014) Uchebnaya uspeshnost' i cennosti u studentov pedvuza: psihologicheskie osnovaniya, tekhnologiya i procedury izmereniya, nekotorye rezul'taty: monografiya. Educational success and values among pedagogical university students: psychological foundations, technology and measurement procedures, some results]. Moskva: DirectMedia, Pp. 201 (In Russian).
15. Zhovnerchuk, E. V., Abritalin, E. Y., Zhovnerchuk, I. Y. (2019) Faktory professional'noj deyatel'nosti, neblagopriyatno vliyayushchie na psihicheskoe zdorov'e voennosluzhashchih protivovozdushnoj oborony [Factors of professional activity adversely affecting the mental health of air defense personnel]. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya. No. 9. Pp. 62–65 (In Russian).
16. Zajcev, A. B. (2013) Individual'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti obucheniya sovremennyh studentov [Individual psychological factors of the success of modern students' education]. Psihologiya. Psihofiziologiya. Vol. 6. No. 2. Pp. 65–71 (In Russian).
17. Zelenina, N. V. (2019) osobennosti adaptacii voennosluzhashchih-kombatantov i ocenka ih stressoustojchivosti. [peculiarities of adaptation of military combatants and assessment of their stress resistance]. Izvestiya Rossijskoj Voenno-medicinskoj akademii. Vol. 38. No. 3. Pp. 59–65 (In Russian).
18. Zelenina, N. V., Nazarov, S. S., Marchenko, A. A., Yusupov, V. V. (2019) Osobennosti adaptacii voennosluzhashchih-kombatantov i ocenka ih stressoustojchivosti [Peculiarities of adaptation of military combatants and assessment of their stress resistance]. Izvestiya Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. Vol. 38. No. 3. Pp. 59–65 (In Russian).
19. Il'ina, M. S. (2019) Usloviya uspeshnoj uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Conditions for successful educational and cognitive activity of students]. Perspektivy nauki. No. 2. Pp. 107–110 (In Russian).
20. Ichitovkina, E. G. Zlokazova, M. V., Rubcova, T. V. (2012) Lichnostnye osobennosti kombatantov, sposobstvuyushchie psihologicheskoj ustojchivosti k stress-faktoram boevoj obstanovki [Personal characteristics of combatants contributing to psychological resistance to the stress factors of the combat situation]. Medicinskij vestnik MVD. No. 4(59). Pp. 62–65. (In Russian).
21. Kiselev, A. M. (2021) O formirovanii nravstvennyh cennostej u kursantov voennogo vuza [On the formation of moral values among military university cadets]. Nauka segodnya: real'nost' i perspektivy. Pp. 86–87 (In Russian).
22. Kustova, E. I. (2015) Motivacionnye komponenty lichnosti studentov kak faktor budushchej professional'noj uspeshnosti [Motivational components of students' personality as a factor of future professional success]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. No. 1. Pp. 140–148 (In Russian).
23. Lapkin, M. M., Yakovleva, N. V. (2014) Proshlyakov V. D. Issledovanie psihologicheskih i fiziologicheskih determinant uspeshnosti obucheniya studentov v medicinskom VUZe [The study of the psychological and physiological determinants of the success of students' education at a medical university]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. No. 1 (4). Pp. 75–83 (In Russian).
24. Lobachev, I. V. (2019) Adaptaciya voennosluzhashchih k boevym usloviyam [Adaptation of military personnel to combat conditions]. Vestnik Rossijskoj Voenno-medicinskoj akademii. No. 1. Pp. 175–179 (In Russian).
25. Lobachev, I. V., Korshever, N. G., Dorfman, Y. R., Furmanov, E. E. (2019) Adaptaciya voennosluzhashchih k boevym usloviyam [Adaptation of military personnel to combat conditions]. Vestnik Rossijskoj Voenno-medicinskoj akademii. No. 1(65). Pp. 175–179 (In Russian).
26. Maklakov, A. G., Bojko, E. A. (2018) Uspeshnost' voenno-professional'noj deyatel'nosti i lichnostnye harakteristiki voennosluzhashchih po prizyvu s raznymi tipami funkcional'noj asimmetrii [The success of military professional activity and personal characteristics of conscripted servicemen with different types of functional asymmetry]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. No. 4. Pp. 28–35 (In Russian).
27. Malosteva, T. N. (2019) Psihologicheskaya ustojchivost' kak determinanta uspeshnoj deyatel'nosti rukovoditelya [Psychological stability as a determinant of a successful manager's activity]. Aktual'nye problemy psihologii truda: teoriya i praktika. Pp. 109–113 (In Russian).
28. Markovich, V. A. (2015) Social'no-psihologicheskie determinanty uspeshnosti obucheniya peregovorshchikov [Socio-psychological determinants of success in training negotiators]. Innovacii i investicii. No. 5. Pp. 129–132 (In Russian).
29. Mel'nichenko, V. V. (2023) Osobennosti pokazatelej adaptacionnyh resursov u kombatantov-uchastnikov SVO [Features of indicators of adaptive resources of combatants participating in a special military operation]. Zhurnal psihiatrii i medicinskoj psihologii. No. 2(62). Pp. 64–65 (In Russian).
30. Moskvitina, M. A. Moskvitin, P. N. (2023) Organizacionno-Metodicheskie aspekty psihologicheskogo soprovozhdeniya kombatantov i chlenov ih semej [Organizational and methodological aspects of psychological support for combatants and their family members]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. No. 7. Pp. 61–68. DOI 10.23672/SAE.2023.34.57.019 (In Russian).
31. Motorina, O. N., Veber, M. A. (2017) Psihologicheskie determinanty uspeshnosti obucheniya vospitannikov Sankt-Peterburgskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha [Psychological determinants of the success of the education of pupils of the St. Petersburg Suvorov Military School] Carskosel'skie chteniya. Vol. 2. Pp. 342–344 (In Russian).
32. Petrusevich, A. A., Zhumahanov, A. Z. (2018) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'nogo opyta kursantov voennogo vuza [Pedagogical conditions for the formation of military professional experience of cadets of a military university]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. No. 1. Pp. 78–85 (In Russian).
33. Prokof'eva, V. A., Galimov, R. R. (2020) Determinanty social'no-psihologicheskoj adaptacii kursantov voennogo vuza [Determinants of socio-psychological adaptation of military university cadets]. Nauchnoe mnenie. No. 1–2. Pp. 157–162 (In Russian).
34. Prokof'eva, V. A., Konstantinov, V. V. (2018) Samoregulyaciya kak faktor uspeshnosti obucheniya kursantov voennoj obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya [Self-regulation as a factor of success in training cadets of a military educational organization of higher education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. No. 4. Pp. 69–73 (In Russian).
35. Radzhabov, S. A. Holinov, D. M. (2021) K voprosu o ponyatii "kombatant" v vooruzhyonnyh konfliktah [On the issue of the concept of "combatant" in armed conflicts]. Akademicheskij yuridicheskij zhurnal. No. 2(38). Pp. 170–178 (In Russian).
36. Razin'kov, M. E. (2019) Psihologicheskie resursy kombatantov: po materialam «Dolgoj vojny» v Rossii (1914–1922 gg.) [Psychological resources of combatants: based on the materials of the "Long War" in Russia (1914–1922)]. Manuskript. Vol. 12. No. 7. Pp. 53–58 (In Russian).
37. Rodionova, E. A. Dominyak, V. I. (2013) Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'nogo zdorov'ya specialistov [Socio-psychological features of professional health of specialists]. Anan'evskie chteniya. Psihologiya v zdravoohranenii. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. Sankt-Peterburg. Pp. 362–364 (In Russian).
38. Romashina, D. D., Timofeevna, B. L. (2023) Social'naya dezadaptaciya kombatantov pri vozvrashchenii v usloviyah mirnoj zhizni [Social maladjustment of combatants upon return to a peaceful life]. Aktual'nye voprosy sovremennoi? medicinskoi? nauki i zdravoohraneniya: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoi? nauchno-prakticheskoi? konferencii molodyh uche?nyh i studentov, Ekaterinburg. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Ural'skij gosudarstvennyj medicinskij universitet» Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii (In Russian).
39. Satov, M. K. (2018) Faktory formirovaniya social'noj uspeshnosti kursantov voennogo vuza [Factors of formation of social success of military university cadets]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. No. 1. Pp. 86–93 (In Russian).
40. Svetlichnaya, N. V., Rogozina, M. Y. (2019) Nervno-psihicheskaya ustojchivost' kak faktor adaptacii voennosluzhashchih k voenno-professional'noj deyatel'nosti [Neuropsychic stability as a factor of adaptation of military personnel to military professional activity]. Doneckie chteniya. Pp. 338–341. (In Russian).
41. Sokolova, A. S. (2010) Professional'no vazhnye kachestva i professional'naya kompetentnost' kak determinanty professional'noj uspeshnosti [Professionally important qualities and professional competence as determinants of professional success]. Srednee professional'noe obrazovanie. No. 7. Pp. 47–49 (In Russian).
42. Strel'nikova, Y. Y. (2014) Psihologicheskie osobennosti kombatantov i sotrudnikov organov vnutrennih del s dlitel'nym stazhem sluzhby v mirnyh usloviyah [Psychological characteristics of combatants and law enforcement officers with long service experience in peaceful conditions]. Psihologiya. Psihofiziologiya. No. 3 (In Russian).
43. Fastovcov, G. A. Vasilevskij, V. G. (2006) Klinicheskoe svoeobrazie patologicheskogo razvitiya lichnosti u kombatantov [The clinical peculiarity of the pathological development of personality in combatants]. Sudebnaya psihiatriya: Rasstrojstva lichnosti. Moskva. Pp. 195–210. (In Russian).
44. Hadarcev, A. A., Starikov, N. E., Grachev, R. V. (2020 Professional'nyj stress u voennosluzhashchih (obzor literatury) [Occupational stress in military personnel]. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Vol. 27. No. 2. Pp. 74–82 (In Russian).
45. Hohlova, L. A. (2010) Psihologicheskie faktory uspeshnogo obucheniya [Psychological factors of successful learning]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. N 6 (85), ch. 2. (In Russian).
46. Chermyanin, S. V. (2018) Psihologicheskie osobennosti voennosluzhashchih specpodrazdelenij s otsrochennoj simptomatikoj posttravmaticheskih stressovyh rasstrojstv [Psychological characteristics of Special Forces soldiers with delayed symptoms of post-traumatic stress disorders]. Psihologiya XXI veka: Sovremennye tendencii razvitiya nauki i praktiki v psihologii. Pp. 206–211 (In Russian).
47. Chudakova, T. L. Subbotina, L. Y. (2020) Sklonnost' k risku kak faktor uspeshnosti v uchebnoj deyatel'nosti u voennyh [Risk appetite as a factor of success in military training activities]. Yaroslavskaya psihologicheskaya shkola: istoriya, sovremennost', perspektivy: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii, Yaroslavl', Pp. 202–206. (In Russian).
48. Churanova, T. Y. (2023) Motivaciya kak psihologicheskaya determinanta uspeshnosti obucheniya kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya [Motivation as a psychological determinant of the success of training cadets of a military educational institution]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Pp. 166. (In Russian).
49. Shabanov, L. V., Marihin, S. V. Hismatullin, R. R. (2021) Psihologicheskie trebovaniya k lichnosti voennosluzhashchego v processe proektirovaniya predmetnoj sredy po pedagogike v voennyh institutah [Psychological requirements for the personality of a serviceman in the process of designing a subject environment in pedagogy in military institutes]. Nauchnyj zhurnal Nauchnoe mnenie. No. 1–2. Pp. 45. (In Russian).
50. Shorikov, E. V., Naumlyuk, A. G. (2018) Motivaciya kak faktor uspeshnosti obucheniya v voennom vuze [Motivation as a factor of success in studying at a military university]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. Vol. 12. No. 9. Pp. 94–97 (In Russian).