Введение. Переход обучающегося из девятого класса в десятый и одиннадцатый является довольно сложным периодом для школьника. С одной стороны, необходимо принять решение в отношении планов на будущее, а с другой стороны, переход в старшие классы связан с адаптацией к изменившимся условиям жизни. Соответственно, именно в этот период изучение взаимосвязи временной перспективы и особенностей адаптации является весьма актуальным, поскольку понимание сути этих взаимосвязей должно лежать в основе организации психологического сопровождения старшеклассников. Кроме того, следует отметить малую изученность рассматриваемой проблемы. Поэтому целью проведенного исследования было выявление особенностей взаимосвязи между временной перспективой и адаптационными характеристиками обучающихся общеобразовательной школы при переходе в десятый-одиннадцатый класс.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 2023 г. на базе общеобразовательной школы Ленинградской области. Испытуемые – обучающиеся девятого, десятого и одиннадцатого класса. Были использованы следующие методики: «Опросник для изучения временной перспективы» (Ф. Зимбардо и А. Гонзалес); «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. К. Червинская); «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев); МЛО «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин); «Социально-психологическая адаптация» (К. Роджерс, Р. Даймонд).
Результаты. В рамках исследования было проведено сравнение результатов, характеризующих адаптацию и временную перспективу обучающихся девятого, десятого и одиннадцатого класса. Также был осуществлен корреляционный анализ показателей, характеризующих адаптацию и временную перспективу, отдельно в рамках девятого, десятого, одиннадцатого класса. В ходе эмпирического исследования были отмечены достоверные различия в показателях, характеризующих временную перспективу, адаптивность, адаптационный потенциал. Также были выявлены достоверные корреляционные связи адаптации и временной перспективы в рамках девятого, десятого и одиннадцатого класса.
Обсуждение и выводы. Полученные результаты указывают на то, что школьники испытывают определенные затруднения в адаптации к условиям обучения в старших классах. Также можно говорить о том, что именно в этот период (от девятого к одиннадцатому классу) происходит значительное увеличение показателей, характеризующих развитие адаптационных способностей молодых людей. Изменения происходят и в отношении временной перспективы: обучающиеся все больше фокусируются на будущем, на активной позиции в отношении будущего и настоящего, растет осмысленность жизни, вместе с тем, по-видимому, снижается актуальность прошлого.
Introduction. The transition of a student from the ninth grade to the tenth and eleventh grades is a rather difficult period for a student. On the one hand, the teacher is faced with the need to make decisions about future plans, and on the other hand, the transition to high school is associated with adaptation to changed living conditions. Accordingly, it was during this period that the study of the relationship between the time perspective and the features of adaptation is very relevant, since understanding the essence of these relationships should be the basis for the organization of psychological support for high school students. In addition, it should be noted that the problem under consideration is poorly understood. Therefore, the purpose of the study was to identify the features of the relationship between the time perspective and the adaptive characteristics of secondary school students during the transition to the tenth-eleventh grade.
Materials and methods. The study was conducted in 2023 on the basis of a secondary school in the Leningrad region. The subjects are students of the ninth, tenth and eleventh grades. The following methods were carried out: "Questionnaire for the study of time perspective" (F. Zimbardo and A. Gonzalez); "Semantic time differential" (L. I. Wasserman, E. A. Trifonova, K. K. Chervinskaya); "Test of life orientations" (D. A. Leontiev); MLO "Adaptability" (A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin); "Socio-psychological adaptation" (K. Rogers, R. Diamond).
Results. As part of the study, a comparison was made of the results characterizing the adaptation and time perspective of students in the ninth, tenth and eleventh grades. A correlation analysis of indicators characterizing adaptation and time perspective was also carried out separately within the ninth, tenth, and eleventh grades. The empirical study revealed significant differences in indicators characterizing the time perspective, adaptability, and adaptive potential. There were also significant correlations between adaptation and time perspective within the ninth, tenth and eleventh grades.
Discussion and conclusions. The results indicate that schoolchildren have some difficulties in adapting to the conditions of study in high school. Also, the results obtained suggest that it was during this period (from the ninth to the eleventh grade) There is a significant increase in indicators characterizing the development of adaptive abilities of young people. Changes are also taking place in relation to the time perspective: students are increasingly focusing on the future, on an active position in relation to the future and the present, the meaningfulness of life is growing, at the same time, the relevance of the past seems to be decreasing.
Маклаков Анатолий Геннадьевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru
Сидорова Александра Александровна кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.sidorova@lengu.ru
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.
2. Анисимова Д. О. Особенности развития временной перспективы в юношеском возрасте // Мировая наука. – 2022. – № 11 (68). – С. 13–16. – EDN PPKADM.
3. Болотова А. К., Хачатурова М. Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 1. – С. 69–76. – EDN OYFMDL.
4. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование). – Л.: Наука, 1989.
5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – М.: Смысл, 2008. – ISBN 978-5-89357-248-3
6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. – СПб.: Речь, 2010. – ISBN 978-5-9268-0900-5.
7. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. С. 179–184.
8. Круглова Е. А. Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости // Системная психология и социология. – 2022. – № 1 (41). – С. 19–29. – DOI 10.25688/2223–6872.2022.41.1.2. – EDN SBQNLX.
9. Круткина Е. И. Исследование психологической готовности к сдаче ЕГЭ у старшеклассников // Вестник науки. – 2023. – Т. 4. № 12(69). – С. 721–726. – EDN KZMHGY.
10. Круткина Е. И. Психологическое сопровождение старшеклассников к сдаче ЕГЭ // Вестник науки. – 2023. – Т. 4. № 12(69). – С. 727–732. – EDN ABYKLM.
11. Левин К. Динамическая психология: Избр. тр. / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2001. – ISBN 5-89357-092-8
12. Маклаков А. Г., Головешкина Н. В., Головешкин И. Д. [и др.] Современные закономерности и тенденции психического развития человека в период школьного обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – № 4–1. – С. 97–112. – EDN XUXFTT.
13. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988.
14. Михайлова И. В., Мажанова Д. В. Динамика тревожности школьников в период ГИА // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2022. – № 3. – С. 88–98. – DOI 10.18384/2310–7235–2022–3–88–98. – EDN KXJVAW.
15. Николаева Э. Ф., Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 126–130. – EDN TQTPMN.
16. Нюттен Дж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Е. Ю. Патяевой, Н. Н. Толстых, В. И. Шевяховой. – М.: Смысл, 2004.
17. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика– М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. – ISBN 978-5-4263-1108-4. – DOI 10.31862/9785426311084. – EDN GOCSGW.
18. Суханов А. А. Понятие адаптации: два дискуссионных вопроса // Гуманитарный вектор. – 2015. – № 1 (41). – С. 104–110. – EDN TLMURP.
19. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – ISBN 5-8297-0176-6.
20. Шилова Н. П., Владыко А. К. Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве // Вестник университета. – 2023. – № 3. – С. 218–226. – DOI 10.26425/1816–4277–2023–3–218–226. – EDN YPAIXH.
21. Frank L. K. Time perspectives // J. of Social Philosophy. – 1939. – № 4. – P. 293–312.
1. Abulkhanova, K. A., Berezina, T. N. (2001) Vremya lichnosti i vremya zhizni [The time of personality and the time of life]. Saint Petersburg: Alethea. (In Russian).
2. Anisimova, D. O. (2022) Osobennosti razvitiya vremennoj perspektivy v yunosheskom vozraste [Features of the development of a time perspective in adolescence]. Mirovaya nauka – World Science. No. 11 (68). Pp. 13–16. (In Russian). EDN PPKADM.
3. Bolotova, A. K., Khachaturova, M. R. (2012) CHelovek i vremya v situaciyah vybora sovladayushchego povedeniya [Man and time in situations of choice of coping behavior]. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya – Cultural and historical psychology. No. 1. Pp. 69–76. (In Russian). EDN OYFMDL.
4. Georgievsky, A. B. (1989) Evolyuciya adaptacii (istoriko-metodologicheskoe issledovanie) [The evolution of adaptation (historical and methodological research)]. Leningrad: Science (In Russian).
5. Golovakha, E. I., Kronik, A. A. (2008) Psihologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of the personality]. Moscow: Meaning (In Russian).
6. Zimbardo, F., Boyd, J. (2010) Paradoks vremeni. Novaya psihologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn [The paradox of time. A new psychology of time that will improve your life.]. Saint Petersburg: Speech (In Russian).
7. Kovalev, V. I. (1995) Osobennosti lichnostnoj organizacii vremeni zhizni [Features of the personal organization of life time]. Gumanisticheskie problemy psihologicheskoj teorii [Humanistic problems of psychological theory]. Moscow: Science. Pp. 179–184. (In Russian).
8. Kruglova, E. A., Koryagina, K. A. (2022) Sistemno-psihologicheskij analiz obraza budushchego v period yunosti i molodosti [Systemic psychological analysis of the image of the future in the period of youth]. Sistemnaya psihologiya i sociologiya – Systems Psychology and Sociology. No. 1 (41). Pp. 19–29. (In Russian). DOI 10.25688/2223–6872.2022.41.1.2. EDN SBQNLX.
9. Krutkina, E. I. (2023) Issledovanie psihologicheskoj gotovnosti k sdache EGE u starsheklassnikov [The study of psychological readiness to take the Unified State Exam in high school students]. Vestnik nauki – Bulletin of science. Vol. 4. No. 12 (69). Pp. 721–726. (In Russian). EDN KZMHGY.
10. Krutkina, E. I. (2023) Psihologicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov k sdache EGE [Psychological support for high school students to take the Unified State Exam]. Vestnik nauki – Bulletin of science. Vol. 4. No. 12 (69). Pp. 727–732. (In Russian). EDN ABYKLM.
11. Levin, K. (2001) Dinamicheskaya psihologiya [Dynamic psychology]. Moscow: Meaning (In Russian).
12. Maklakov, A. G., Goloveshkina, N. V., Goloveshkin, I. D. [and others] (2016) Sovremennye zakonomernosti i tendencii psihicheskogo razvitiya cheloveka v period shkol'nogo obucheniya [Modern patterns and trends of human mental development during school education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University. No. 4–1. Pp. 97–112. (In Russian). EDN XUXFTT.
13. Meerson, F. Z., Pshennikova, M. G. (1988) Adaptaciya k stressornym situaciyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to stressful situations and physical exertion]. Moscow: Medicine (In Russian).
14. Mikhailova, I. V., Mazhanova, D. V. (2022) Dinamika trevozhnosti shkol'nikov v period GIA [Dynamics of anxiety among schoolchildren during the GIA period]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Psihologicheskie nauki – Bulletin of the State University of Education. Series: Psychological Sciences. No. 3. Pp. 88–98. (In Russian). DOI 10.18384/2310–7235–2022–3–88–98. EDN KXJVAW.
15. Nikolaeva, E. F. Denisova, E. A., Nikolaeva, S. Y. (2015) Vozmozhnosti sistemnogo analiza osobennostej adaptacii lichnosti [Possibilities of system analysis of personality adaptation features]. Koncept – Concept. No. 4. Pp. 126–130. (In Russian). EDN TQTPMN.
16. Nutten, J. (2004) (ed.) Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushchego [Motivation, action and the prospect of the future]. Moscow: Мeaning (In Russian).
17. Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2022) Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Praktika]. Moscow: Moscow Pedagogical State University (In Russian). DOI 10.31862/9785426311084. EDN GOCSGW.
18. Sukhanov, A. A. (2015) Ponyatie adaptacii: dva diskussionnyh voprosa [The concept of adaptation: two controversial issues]. Gumanitarnyj vektor – Humanitarian vector. No. 1 (41). Pp. 104–110. (In Russian). – EDN TLMURP.
19. Shapovalenko, I. V. (2005) Vozrastnaya psihologiya (Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya) [Age psychology (Developmental psychology and age psychology)]. Moscow: Gardariki (In Russian).
20. Shilova, N. P., Vladyko, A. K. (2023) Vremennaya perspektiva i vazhnost' zhiznennyh sobytij v yunoshestve [Time perspective and the importance of life events in youth]. Vestnik universiteta – Bulletin of the University. No. 3. Pp. 218–226. (In Russian). DOI 10.26425/1816–4277–2023–3–218–226. EDN YPAIXH.
21. Frank, L. K. (1939) Time perspectives. J. of Social Philosophy. No. 4. Pp. 293–312.