Введение. Право избирать и быть избранным гарантируется основным законом государства и всегда являлось одним из незыблемых органических прав человека и гражданина. Повышение уровня электоральной культуры молодежи является в настоящий момент одной из приоритетных задач государства в целом и высшей школы как его основного образовательного института в частности. Исследование проводилось с целью теоретически обосновать и экспериментально проверить аспекты управления формированием правовой культуры молодых избирателей в процессе освоения образовательных программ высшего образования. Новизна исследования заключается в том, что рассмотрен, разработан, а также экспериментально доказан один из механизмов развития правовой культуры молодых избирателей в процессе вузовского образования. Научной новизной исследования стало выявление и обоснование необходимости формирования у молодежи практикоориентированных компетенций в реализации своих избирательных прав как условия повышения ее электоральной активности.
Материалы и методы. Анализ управления формированием культуры молодых избирателей в процессе вузовского образования проводился с применением методов теоретического исследования (аналитический анализ источников и литературы; сравнительный анализ отечественного опыта формирования правовой культуры молодых избирателей), методов эмпирического исследования (наблюдения, анкетирования, тестирования).
Результаты. Нормативное правовое регулирование в сфере образовательного процесса подвергается постоянным изменениям и дополнениям, поскольку зависит от различных факторов, происходящих в стране: политических, социально-культурных, экономических и др. Анализ литературы и результаты тестирования студентов показали, что у молодежи существуют дефициты электоральных знаний и практических умений, что послужило основанием для разработки программы.
Центром дополнительных образовательных программ по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Санкт-Петербургской избирательной комиссией была разработана практикоориентированная программа курса «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации», целью которой стало повышение уровня знаний у обучающихся по основным вопросам избирательного права и процесса его осуществления.
Обсуждения и выводы. В процессе настоящего исследования нами было доказано, что уровень профессиональной подготовки обучающихся, освоивших указанную программу курса, повысился и, следовательно, можно сделать вывод о том, что внедрение указанного курса в рамках специальных дисциплин государственно-правовых специализаций других юридических факультетов является целесообразным и может послужить еще одним мощным триггером повышения электоральной активности молодых избирателей.
Introduction. The relevance of legal culture formation of young voters in the process of university education is determined by the urgent need to increase civic activity among young people at the moment. Purpose of the study – to theoretically substantiate and experimentally test aspects of managing the legal culture formation of young voters in the process of mastering educational programs of higher education.
Materials and methods. The research methodology is based on a general model of methodology levels. The analysis of managing the culture formation of young voters in the process of higher education was carried out using theoretical research methods (analytical analysis of sources and literature; comparative analysis of domestic experience in the formation of the legal culture of young voters), methods of empirical research (observation, questioning, testing).
Results. The legal framework for managing the pedagogical process is the main factor contributing to the continuous improvement of the educational quality in higher educational institutions. Legal regulation in the field of the pedagogical process is prone to constant changes and additions, since it depends on various challenges occurring in the country: political, socio-cultural, economic, etc.
As a part of this direction, the Center of Additional Educational Programs in the field of “Jurisprudence” of the St. Petersburg State University, together with the St. Petersburg Election Commission, was developed a course program “Election Law and the Electoral Process in Russian Federation”, designed for 60 academic hours of contact work.
Discussions and conclusions. As we can see from the data obtained during the final stage of the study, the level of professional training of students who have mastered the specified course program has increased. Therefore we can conclude that the implementation of the specified course within the framework of special disciplines of state legal specializations other law faculties is appropriate. And it can certainly serve as another powerful trigger for the formation of the legal culture of students and young voters.
Кузьмин Юрий Александрович–
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
9435361@list.ru
1. Близняк Р. З. «Электоральный процесс» vs «избирательный процесс»: к вопросу об оптимизации понятия // Вестник ПАГС. – 2010. – № 2. – С. 70–76.
2. Бойко Л. Л. Анализ доктрин и идеологии в сфере образования в демократических обществах // Научная мысль Кавказа. – 2013. – № 1 (73). – С. 22–27.
3. Борисов И. Б. С чего начинается избиратель // Журнал о выборах. – 2009. – № 1. – С. 30–33.
4. Викторова Т. Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 1. – С. 51–53.
5. Гладкая И. В., Третьяков А. Л. Анализ профессиональной подготовки экспертов в системе высшего образования // Педагогическая наука и современное образование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С. 253–258. – EDN TMTOER.
6. Клеветова Т. В., Смыковская Т. К. Вопросы проектирования основной образовательной программы магистратуры по направлению "педагогическое образование" в условиях перехода на ФГОС во 3++ (на примере магистерской программы "физическое образование") // Грани познания. – 2018. – № 3(56). – С. 31–37. – EDN XRZMXZ.
7. Клеветова Т. В., Комиссарова С. А. Технологии контекстного обучения при подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Сер.: Педагогические науки. 2017. – № 6(119). – С. 71–76.
8. Рябов А. В., Теремков Е. М. Контроль и оценивание универсальных компетенций: проблемы и решения // Язык, культура, образование: художественная литература военно-исторической тематики в образовательном процессе вуза: Материалы V Межвузовской научно-практической конференции, к 95-летию со дня рождения Ю. В. Бондарева, 2019. – в 2 ч. – СПб.: ФГК ВОУ ВО "Михайловская военная артиллерийская академия" Министерства обороны Российской Федерации, 2019. – Ч. 1. – С. 45–64. – EDN NUOOUW.
9. Тургина Е. В. Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 4. – С. 137–142.
10. Туркаева Л. В. Формирование правовой культуры у обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2021. – № 1(54). – С. 49–55. – EDN VRTEPG.
11. Тян В. В. Электоральное восприятие власти и электоральное поведение в социополитических технологиях // Вестник ВятГ У. – 2012. – № 1. – С. 35–40.
12. Фортова Л. К. К вопросу корреляции правовой культуры, правового воспитания и правового сознания личности // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2017. – № 1 (50). – С. 76–82.
13. Шапорев Д. А. Актуальные проблемы участия молодежи в выборах // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 18–1. – С. 255–256. – EDN YTECWB.
14. Шемелин А. В., Бородина С. В. Типология электорального поведения на выборах в органы государственнои? власти в России и за рубежом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2006. – № 4 (32). – C. 166–170.
1. Bliznyak, R.Z. (2010) «E`lektoral`ny`j process» vs «izbiratel`ny`j process»: k voprosu ob optimizacii ponyatiya [“Electoral process” vs “electoral process”: on the issue of optimization of the concept]. Vestnik PAGS –Bulletin of PAGS. No. 2. Рp. 70–76. (In Russian).
2. Boyko, L.L. (2013) Analiz doktrin i ideologii v sfere obrazovaniya v demokraticheskix obshhestvax [Analysis of the foundations and ideology in the field of education in democratic societies]. Nauchnaya my`sl` Kavkaza – Scientific Thought of the Caucasus. No. 1 (73). Pр. 22–27. (In Russian).
3. Borisov, I.B. (2009) S chego nachinaetsya izbiratel` [Where does a voter begin]. Zhurnal o vy`borax – Magazine about elections. No. 1. Pр. 30–33. (In Russian).
4. Viktorova, T.B. (2006) Social`noe proektirovanie – social`noe dejstvie [Social design – social action]. Dopolnitel`noe obrazovanie i vospitanie – Additional education and education. No. 1. Рp. 51–53. (In Russian).
5. Gladkaya, I. V. Tretyakov, A. L. (2021) Analiz professional`noj podgotovki e`kspertov v sisteme vy`sshego obrazovaniya [Analysis of professional training of experts in the higher education system]. Pedagogical science and modern education: reports of sectional sessions of the VIII scientific-practical conference with international participation, dedicated to the Day Russian Science, St. Petersburg, February 10–11, 2021. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University named after. A. I. Herzen. Pр. 253–258. (In Russian). EDN TMTOER.
6. Klevetova, T.V., Smykovskaya, T. K. (2018) Issues of designing the main educational program of the master’s degree in the direction of “pedagogical education” in the context of the transition to the Federal State Educational Standard in 3++ (on the example of the master’s program “physical education”). Grani poznaniya – Facets of knowledge. No. 3(56). Рp. 31–37. (In Russian). EDN XRZMXZ.
7. Klevetova, T.V., Komissarova, S.A. (2017) Texnologii kontekstnogo obucheniya pri podgotovke magistrov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Contextual learning technologies in the preparation of masters in the direction of "Pedagogical education"]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki – News of the Volgograd state ped. University. Series: Pedagogical sciences. No. 6 (119). Pp. 71–76. (In Russian).
8. Ryabov, A. V. Teremkov, E. M. (2019) Kontrol` i ocenivanie universal`ny`x kompetencij: problemy` i resheniya [Control and assessment of universal competencies: problems and solutions] // Language, culture, education: fiction of military-historical topics in the educational process of a university: Materials V Interuniversity scientific and practical conference, To the 95th anniversary of the birth of Yu. V. Bondareva. At 2 o'clock, St. Petersburg, March 28, 2019. Volume Part 1. St. Petersburg: FGC VOU VO "Mikhailovskaya Military Artillery Academy" of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Pp. 45–64. EDN NUOUV. (In Russian).
9. Turgina, E.V. (2012) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov vuza [Pedagogical conditions for the formation of the law of literacy among university students]. Prepodavatel` XXI vek – Teacher of the XXI century. No. 4. Pp. 137–142. (In Russian).
10. Turkaeva, L. V. (2021) Formirovanie pravovoj kul`tury` u obuchayushhixsya v uchrezhdeniyax vy`sshego professional`nogo obrazovaniya [Formation of legal culture in education in institutions of higher professional education]. Vestnik Ural`skogo instituta e`konomiki, upravleniya i prava – Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. No. 1 (54). Pр. 49–55. (In Russian). EDN VRTEPG.
11. Tyan, V. V. (2012) E`lektoral`noe vospriyatie vlasti i e`lektoral`noe povedenie v sociopoliticheskix texnologiyax [Electoral perception of power and electoral behavior in socio-political technologies]. Vestnik VyatGU – Bulletin of Vyatka State University. No. 1. P. 35–40. (In Russian).
12. Fortova, L. K. (2017) K voprosu korrelyacii pravovoj kul`tury`, pravovogo vospitaniya i pravovogo soznaniya lichnosti [On the issue of the correlation of legal aspects of culture, legal education and legal consciousness of the individual]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N. G. Stoletovy`x. Seriya: Pedagogicheskie i psixologicheskie nauki – Bulletin of the Vladimir State University named after A.G. and N. G. Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences. No. 1 (50). Pp. 76–82. (In Russian).
13. Shaporev, D. A. (2018) Aktual`ny`e problemy` uchastiya molodezhi v vy`borax // [Actual problems of youth participation in elections]. Aktual`ny`e problemy` bor`by` s prestupleniyami i iny`mi pravonarusheniyami – Actual problems of combating crimes and other offenses. No. 18–1. Pр. 255–256. (In Russian). EDN YTECWB.
14. Shemelin, A. V. Borodina, S.V. (2006) Tipologiya e`lektoral`nogo povedeniya na vy`borax v organy` gosudarstvennoj vlasti v Rossii i za rubezhom [Typology of electoral behavior in elections to government bodies in Russia and abroad]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii – Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4 (32). Pр. 166–170. (In Russian).