Введение. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в дальнейшей научно обоснованной разработке практических рекомендаций, нацеленных на сокращение сроков и повышение результатов адаптации начинающих педагогических работников в должности учителя. Исследование проводилось с целью выявления наиболее критических факторов неудовлетворённости педагогических работников условиями профессиональной деятельности. При этом новизна исследования заключается в том, что оно не ограничивается констатацией причин текучести кадров среди педагогических работников общеобразовательных организаций, а включает результаты выявления потенциала в повышении готовности учителей к взаимодействию с родителями обучающихся в рамках классного руководства.
Материалы и методы. В рамках исследования были использованы теоретический анализ и обобщение данных научной литературы, анализ нормативных документов, констатирующий эксперимент, включающий опрос с использованием платформы Google-Forms, математическую обработку и интерпретацию результатов. Дальнейший контент-анализ нормативных документов применён с целью поиска практических решений проблемы, сформулированной в результате констатирующего эксперимента.
Результаты. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что одной из наиболее значимых причин текучести кадров среди учителей-предметников является необходимость выполнения ими обязанностей классного руководителя. При этом среди педагогических работников со стажем до трёх лет основной причиной их отторжения от классного руководства является необходимость общения с родителями и вероятность конфликтов с ними.
Анализ учебных планов ОПОП ВО по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 выявил их потенциал и позволил обосновать необходимость их усиления одной или несколькими дисциплинами, направленными на формирование готовности выпускника к взаимодействию в подсистеме «классный руководитель-родители обучающегося».
Обсуждение и выводы. Доказывается, что уточнение причин недостаточной удовлетворённости условиями профессиональной деятельности педагогических работников и принятие административных мер по их устранению способно снизить текучесть кадров в общеобразовательных организациях.
Introduction. The actuality of the study is the need for further scientifically based development of practical recommendations to reduce the time and improve the results of adaptation of novice teachers in the position of “teacher”. The purpose of the study is to identify the most critical factors of dissatisfaction of teaching staff with the conditions of professional activity. The novelty of the study is to identify the potential for improving teachers' readiness to interact with parents of students within the framework of classroom management.
Materials and methods. The study used theoretical analysis, generalization of scientific literature, analysis of regulatory documents, conducting an experiment, including a survey using the Google Forms platform, mathematical processing, and interpretation of results. Further, content analysis of regulatory documents was conducted in order to find practical solutions to the problems identified through the experiment.
Results. The study revealed that one of the most significant reasons for staff turnover among subject teachers is the need to fulfill their duties as a class teacher. At the same time, among teachers with up to three years of experience, the main reason for their rejection from class management is the need to communicate with parents and the probability of conflicts with them.
The analysis of curricula of OPOPE in the areas of training 44.03.01 and 44.03.05 revealed their potential and allowed to justify the need to strengthen them with one or more disciplines aimed at the formation of readiness of the graduate to interact in the subsystem “classroom teacher-parents of the student”.
Discussion and conclusion. It is proved that clarification of the causes of insufficient satisfaction with the conditions of professional activity of teaching staff and taking administrative measures to eliminate them can reduce staff turnover in general educational organizations.
Булат Роман Евгеньевичдоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bulatrem@mail.ru
1. Авчинникова С. О. Креативные форматы психолого-педагогического взаимодействия педагога с семьей обучающегося // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2023. – № 10. – С. 89–101. – DOI 10.24412/2304–120X-2023–11097. – EDN: WZHJDI.
2. Антонова С. Ю. Методика построения эффективного взаимодействия между классным руководителем и родителями в школе и инструменты для ее реализации // Научно-педагогический журнал "Учитель Алтая". – 2020. – № 3(4). – С. 21–26. – EDN: EWYORZ.
3. Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 7(123). – С. 116–121. – EDN: RAEUIP.
4. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса в современной школе // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 1(61). – С. 641–657. – DOI 10.32744/pse.2023.1.38. – EDN: UIWYVZ.
5. Букреева Т. А., Букреев С. И., Мотлохова Е. А. О взаимодействии классного руководителя с учителями-предметниками и родителями в учебно-воспитательной деятельности // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1(11). – С. 95–97. – EDN: XCNTTX.
6. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Нормативные правовые основы наставничества в образовании: проблемы и перспективы // XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника: Материалы международной научной конференции. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2023 года. Том 1. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. – С. 10–20. – EDN: IJQDDV.
7. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Проблемы и перспективы наставничества в общеобразовательных организациях в форме «учитель-учитель» // Человеческий капитал. – 2023. – № 7(175). – С. 85–93. – DOI 10.25629/HC.2023.07.10. – EDN: GJXXFF.
8. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Региональные особенности наставничества педагогических работников // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 9–1. – С. 359–370. – DOI 10.34670/AR.2023.11.14.049. – EDN: CMGUTB.
9. Буралова Р. А., Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Анализ удовлетворенности деятельностью классного руководителя со стороны обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3(63). – С. 724–745. – DOI 10.32744/pse.2023.3.44. – EDN: BSYKNU.
10. Быстрицкая Е. В., Катушенко О. А. Педагогические условия взаимодействия классного руководителя с субъектами образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации образования // Перспективы науки. – 2023. – № 5(164). – С. 258–263. – EDN: AYCSRW.
11. Живогляд М. В. Педагогические аспекты подготовки студентов бакалавриата к работе классным руководителем в условиях реализации ФГОС ООО // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – № 3(4). – С. 106–111. – EDN: XBSNNV.
12. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом: (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) / Под ред. В. Г. Андреенкова. – Ашхабад: Ылым, 1988. – 100 с.
13. Коршунова О. С. Трудозатраты классного руководителя на взаимодействие с родителями учащихся: результаты предварительного исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19, № 1. – С. 88–92. – EDN: QCELQF.
14. Кохан Н. В. Подготовка молодых педагогов к деятельности классного руководителя // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2023. – № 2(32). – С. 55–64. – EDN: NEIKOW.
15. Кротова М. Ю. Теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия классного руководителя с родителями // Академическая публицистика. – 2022. – № 11–1. – С. 322–326. – EDN: VIMLCI.
16. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.: МААН, 1993. – 172 с.
17. Нефедова Ю. В., Шарова А. В. Социальное взаимодействие классного руководителя с семьей с целью создания единого образовательного пространства // Вестник ТОГИРРО. – 2016. – № 2(34). – С. 223–224. – EDN: WLAVVJ.
18. Нечаев М. П. Системный подход к организации работы классного руководителя с родителями обучающихся // Классный руководитель. – 2015. – № 7. – С. 76–78. – EDN: YPWKBN.
19. Овсянникова С. К., Устиненко Е. В. Организация эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 2. – С. 107–111. – EDN: RILVGL.
20. Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге в 2021 году /под ред. И. А. Богдановой, В. Е. Фрадкина, И. А. Юдиной. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2022. – 149 с.
21. Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И. Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 9. – С. 1023–1032. – DOI 10.30853/ped20230149. – EDN: RQWRQU.
22. Туманова И. П. Использование ИКТ в организации работы классного руководителя в воспитательной среде "Ученик-Учитель-Родитель" // Информатика и образование. – 2011. – № 6(224). – С. 107–109. – EDN: NUHRTD.
23. Турукбаева А. К. Формы и методы взаимодействия учителя, классного руководителя и родителей по преодолению неуспеваемости учащихся // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8, № 5. – С. 635–643. – DOI 10.33619/2414–2948/78/77. – EDN: CIKUEJ.
24. Шалагина Е. В. Социальная напряженность в образовательном пространстве: по материалам социологического исследования // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 184–188. – EDN: RUJPAN.
25. Шефер И. В., Садретдинова М. В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 4(56). – С. 209–219. – EDN: WWDXQS.
26. Ядов В. А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. – М.: Наука, 1982. – Т. 2. – С. 118–129.
1. Avchinnikova, S. O. (2023) Kreativnye formaty psihologo-pedagogicheskogo vzaimodejstvija pedagoga s sem'ej obuchajushhegosja [Creative forms of psychological and pedagogical interaction of a teacher with the student's family]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept" – Koncept. No. 10. Pp. 89–101. (In Russian). DOI 10.24412/2304–120X-2023–11097. EDN: WZHJDI.
2. Antonova, S.Yu. (2020) Metodika postroenija jeffektivnogo vzaimodejstvija mezhdu klassnym rukovoditelem i roditeljami v shkole i instrumenty dlja ee realizacii [Method for building effective interaction between the class teacher and parents at school and tools for its implementation]. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal "Uchitel' Altaja" – Scientific and pedagogical journal "Teacher of Altai". No. 3(4). Pp. 21–26. (In Russian). EDN: EWYORZ.
3. Bershedova, L. I. Rychikhina, E. N. (2013) Konfliktologicheskaja kompetentnost' v strukture professional'noj kompetentnosti uchitelja i klassnogo rukovoditelja [Conflict competence in structure of professional competence of teacher and mentor]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki – Tambov University Review. Series: Humanities. No. 7(123). Pp. 116–121. (In Russian). EDN: RAEUIP.
4. Betil'merzaeva, M. M., Mushanova, I. V. (2023) Udovletvorennost' roditelej dejatel'nost'ju klassnogo rukovoditelja kak kljuchevoj figury vospitatel'nogo processa v sovremennoj shkole [Parents' satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process of modern school system]. Perspektivy nauki i obrazovanija – Perspectives of science and education. No. 1(61). Pp. 641–657. (In Russian). DOI 10.32744/pse.2023.1.38. EDN: UIWYVZ
5. Bukreeva, T. A., Bukreev, S. I., Motlokhova, E. A. (2016) O vzaimodejstvii klassnogo rukovoditelja s uchiteljami-predmetnikami i roditeljami v uchebno-vospitatel'noj dejatel'nosti [On the interaction of the class teacher with subject teachers and parents in educational activities]. Prioritetnye napravlenija razvitija nauki i obrazovanija – Priority directions of science and education development. No. 4–1(11). Pp. 95–97. (In Russian). EDN: XCNTTX.
6. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2023) Normativnye pravovye osnovy nastavnichestva v obrazovanii: problemy i perspektivy [Normative legal bases of mentoring in education: problems and prospects]. XXVII Carskosel'skie chtenija. God pedagoga i nastavnika [XXVII Tsarskoselskiye Readings. Year of the teacher and mentor]. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 10–20. EDN: IJQDDDV.
7. Bulat, R. E., Baichorova, H. S. (2023) Problemy i perspektivy nastavnichestva v obshheobrazovatel'nyh organizacijah v forme «uchitel'-uchitel'» [Problems and prospects of mentoring in general educational organizations in the form “teacher-teacher”]. Chelovecheskij kapital – Human capital. Vol. 7(175). Pp. 85–93. (In Russian). DOI 10.25629/HC.2023.07.10. EDN: GJXXFF.
8. Bulat, R. E., Baichorova, Kh. S. (2023) Regional'nye osobennosti nastavnichestva pedagogicheskih rabotnikov [Regional features of mentorship of teaching staff]. Pedagogicheskij zhurnal – Pedagogical Journal. Vol. 13. No. 9–1. Pp. 359–370. (In Russian). DOI 10.34670/AR.2023.11.14.049. EDN: CMGUTB.
9. Buralova, R. A., Betilmerzaeva, M. M., Muskhanova, I. V. (2023) Analiz udovletvorennosti dejatel'nost'ju klassnogo rukovoditelja so storony obuchajushhihsja i ih roditelej [Analysis of student and parent satisfaction with the class teacher]. Perspektivy nauki i obrazovanija – Perspectives of science and education. No. 3(63). Pp. 724–745. (In Russian). DOI 10.32744/pse.2023.3.44. EDN: BSYKNU
10. Bystritskaya, E. V., Katushenko, O. A. (2023) Pedagogicheskie uslovija vzaimodejstvija klassnogo rukovoditelja s subektami obrazovatel'nogo processa v jepohu cifrovoj transformacii obrazovanija [Pedagogical conditions for the interaction of the class teacher with the subjects of the educational process in the era of digital transformation of education]. Perspektivy nauki – Science Prospects. No. 5(164). Pp. 258–263. (In Russian). EDN: AYCSRW.
11. Zhivoglyad, M. V. (2016) Pedagogicheskie aspekty podgotovki studentov bakalavriata k rabote klassnym rukovoditelem v uslovijah realizacii FGOS OOO [Pedagogical aspects of preparing undergraduate students for work as a class teacher in the context of the implementation of GEF LLC]. Obrazovanie v Rossii: istorija, opyt, problemy, perspektivy – Education in Russia: history, experience, problems, prospects. No. 3(4). Pp. 106–111. (In Russian). EDN: XBSNNV.
12. Ilyasov, F. N. (1988) Udovletvorennost' trudom [Satisfaction with labor]: (structure analysis, measurement, connection with production behavior). Ashgabat: Ylym (Science). (In Russian).
13. Korshunova, O. S. (2013) Trudozatraty klassnogo rukovoditelja na vzaimodejstvie s roditeljami uchashhihsja: rezul'taty predvaritel'nogo issledovanija [Working hours a homeroom teacher spends on interaction with pupils parents: preliminary study results]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika – Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. Vol.19. No. 1. Pp. 88–92. EDN: QCELQF.
14. Kohan, N. V. (2023) Podgotovka molodyh pedagogov k dejatel'nosti klassnogo rukovoditelja [Preparation of young teachers for the activities of the class teacher]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija – Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. No. 2(32). Pp. 55–64. EDN: NEIKOW.
15. Krotova, M. Yu. (2022) Teoreticheskie podhody k izucheniju problemy vzaimodejstvija klassnogo rukovoditelja s roditeljami [Theoretical approaches to the study of the problem of interaction between the class teacher and parents]. Akademicheskaja publicistika – Academic publicist. No. 11–1. Pp. 322–326. (In Russian). EDN: VIMLCI.
16. Kuzmina, N. V., Rean, A. A. (1993) Professionalizm pedagogicheskoj dejatel'nosti [Professionalism of pedagogical activity]. SPb.: MAAN. (In Russian).
17. Nefedova, Y. V., Sharova, A. V. (2016) Social'noe vzaimodejstvie klassnogo rukovoditelja s sem'ej s cel'ju sozdanija edinogo obrazovatel'nogo prostranstva [Social interactio class teacher family to create single education space]. Vestnik TOGIRRO – Bulletin of TOGIRRO. No. 2(34). Pp. 223–224. (In Russian). EDN: WLAVVJ.
18. Nechaev, M. P. (2015) Sistemnyj podhod k organizacii raboty klassnogo rukovoditelja s roditeljami obuchajushhihsja [A systematic approach to the organization of the classroom teacher's work with the parents of students]. Klassnyj rukovoditel' – Classroom teacher. No. 7. Pp. 76–78. (In Russian). EDN: YPWKBN.
19. Ovsyannikova, S. K., Ustinenko, E. V. (2010) Organizacija jeffektivnogo vzaimodejstvija klassnogo rukovoditelja s roditeljami shkol'nikov [Organization of effective interaction between the class teacher and parents of schoolchildren]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii – Problems and Prospects of Education Development in Russia. No. 2. Pp. 107–111. (In Russian). EDN: RILVGL.
20. Bogdanova, I. A., Fradkin, V. E., Yudina, I. A. (2022) (eds.) Sistema ocenki kachestva obrazovanija v Sankt-Peterburge v 2021 godu [Education Quality Assessment System in St. Petersburg in 2021]. SPb: SBI of APE “SPbCOKOiIT” (In Russian).
21. Sorokovykh, G.V., Staritsyna, S.G., Morozova, V.I. (2023) Problema vzaimodejstvija klassnogo rukovoditelja i sovremennyh roditelej v kontekste professional'noj podgotovki budushhih uchitelej [The problem of interaction between the class teacher and modern parents in the context of professional teacher training]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki – Pedagogy. Theory & Practice. Vol. 8. No. 9. Pp. 1023–1032. (In Russian). DOI 10.30853/ped20230149. EDN: RQWRQU.
22. Tumanova, I. P. (2011) Ispol'zovanie IKT v organizacii raboty klassnogo rukovoditelja v vospitatel'noj srede "Uchenik-Uchitel'-Roditel'" [Use of ICT in the organization of class teacher activities in educational invironment "Schoolchild-Teacher-Parent"]. Informatika i obrazovanie – Informatics and Education. No. 6(224). Pp. 107–109. (In Russian). EDN: NUHRTD.
23. Turukbaeva, A. K. (2022) Formy i metody vzaimodejstvija uchitelja, klassnogo rukovoditelja i roditelej po preodoleniju neuspevaemosti uchashhihsja [Forms and methods of interaction between a teacher, a class teacher and parents to overcome student underachievement]. Bjulleten' nauki i praktiki – Bulletin of Science and Practice. Vol. 8. No. 5. Pp. 635–643. (In Russian). DOI 10.33619/2414–2948/78/77. EDN: CIKUEJ.
24. Shalagina, E. V. (2014) Social'naja naprjazhennost' v obrazovatel'nom prostranstve: po materialam sociologicheskogo issledovanija [Social tension in educational sphere: aspects of sociological research]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Pedagogical Education in Russia. No. 1. Pp. 184–188. (In Russian). EDN: RUJPAN.
25. Shefer, I. V., Sadretdinova, M. V. (2019) Udovletvorennost' pedagogov professional'noj dejatel'nost'ju: rezul'taty regional'nogo issledovanija [Satisfaction of teachers with professional activity: results of a regional study]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki – Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. Vol. 4 (56). Pp. 209–219. (In Russian). – EDN: WWDXQS.
26. Jadov, V. A. (1982) Motivacija truda [Motivation of labor]: problems and ways of research development. Soviet Sociology. Vol. 2. M.: Nauka. (In Russian).