Введение. В статье рассматривается проблема изменения условий деятельности педагога в связи с развитием инклюзивных процессов в отечественной системе образования. Обосновываются актуальность развития универсальных учебных коммуникативных действий и необходимость создания специальных условий для их формирования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты анализа современных исследований в области развития универсальных учебных действий, коммуникативных умений.
Материалы и методы. Обозначена одна из задач данного исследования, заключающаяся в определении педагогических условий, определяющих эффективность формирования учебных универсальных коммуникативных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также перечислены основные методы исследования.
Результаты. Выделены группы критериев оценки речевых и социально-психологических умений по всем трём компонентам универсальных учебных коммуникативных действий: коммуникация как кооперация, коммуникация как основа интериоризации и коммуникация как взаимодействие. представлены результаты экспериментальной оценки уровня развития универсальных учебных коммуникативных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Представлена авторская локальная технология формирования универсальных учебных коммуникативных действий в условиях инклюзивного образования.
Обсуждение и выводы. Обоснована значимость специальной подготовки педагогов к работе по развитию универсальных учебных коммуникативных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Introduction. The article considers the problem of changing the conditions of the teacher's activity in connection with the development of inclusive processes in the domestic education system. The article substantiates the relevance of the development of universal educational communicative actions and the need to create special conditions for their formation in students with disabilities.
Materials and methods. One of the tasks of this study, which consists in determining the pedagogical conditions that determine the effectiveness of the formation of educational universal learning actions in students with persistent learning difficulties, is outlined, and the main research methods are listed.
Results. The results of the analysis of modern research in the field of development of universal learning actions, communicative skills are presented. The groups of criteria for evaluating speech and socio-psychological skills for all three components of universal educational communicative actions: communication as cooperation, communication as the basis of interiorisation and communication as interaction are singled out. The results of experimental evaluation of the level of development of universal educational communicative actions in students with persistent learning difficulties are presented. The author's local technology of formation of universal educational communicative actions in the conditions of inclusive education is presented.
Discussion and conclusion. The significance of special training of teachers to work on the development of universal educational communicative actions in students with persistent learning difficulties is substantiated.
Скуратовская Марина Леонидовна доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marinasku@yandex.ru
Романова Елена Андреевна-
Донской государственный технический университет
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Ele44849724@yandex.ru
Кобрина Лариса Михайловнадоктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: kobrina@mail.ru
Корчаловская Наталья Валентиновнакандидат педагогических наук, доцент
Донской государственный технический университет
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
nk232@yandex.ru
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Зайцева К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 37–41[39].
3. Карпичко О. В. Создание системы профилактики школьной неуспешности в начальной // Образование в современной школе. – 2008. – № 1. – С. 38–42. (48)
4. Лазарева Л. И. Формирование универсальных учебных действий // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 34–38.
5. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. – М.: Педагогика. – 1978. – 224 с.
6. Рахмакова Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 6–10.
7. Романова Е. А. Особенности формирования коммуникации как кооперация у младших школьников со стойкими трудностями в обучении // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – 10(3): 24PDMN322. – https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN322.pdf.
8. Скуратовская М. Л., Романова Е. А. Выявление особенностей развития коммуникативной компетентности у младших школьников со стойкими трудностями в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 247–256. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_247
9. Скуратовская М. Л., Кобрина Л.М, Романова Е. А. Развитие коммуникативных компетенций у младших школьников с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения // THE WORLD OF ACADEMIA: CULTURE, EDUCATION. – 2022. – № 7. – С. 37–47. DOI: 10.18522/2658-6983-2022-7-37-47
10. Степина О. С. Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 189–195.
11. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. – М.: Генезис, 2010. –134 с. (120)
12. Skuratovskaya M., Kobrina L., Romanova E. The Features of the Formation of Communication as Interaction in Primary School Children with Mental Delay // XV International Scientific Conference «INTERAGROMASH 2022». – 2022. – Vol. 2. DOI: 10.1007/978-3-031-21432-5_87.
13. Skuratovskaya M., Romanova E. The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities [Electronic resource] // E3S Web of Conferences ITSE – 2020. – Vol. 210. – Art. no. 18096. – DOI: https: doi.org/10.1051/e3sconf/202021018096.
1. Asmolov, A. G., Cukerman, G. A., Burmenskoj, G. V. (2010) Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij: posobie dlya uchitelya [Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought. The system of tasks: a teacher's manual] / [A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya i dr.]; pod red. A. G. Asmolova. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
2. Zajceva, K. P. (2011) Formirovanie kommunikativnyh sposobnostej mladshih shkol'nikov v uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti [Formation of communicative abilities of younger schoolchildren in educational activities]. Nachal'naya shkola – Primary school. No. 4. Pp. 37–41[39] (In Russian).
3. Karpichko, O. V. (2008) Sozdanie sistemy profilaktiki shkol'noj neuspeshnosti v nachal'noj shkole [Creation of a system of prevention of school failure in primary school]. Obrazovanie v sovremennoj shkole – Modern School Education. No. 1. Pp. 38–42. (48) (In Russian).
4. Lazareva, L. I. (2014) Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij [Formation of universal educational actions]. Nachal'naya shkola – Primary school. No. 6. Pp. 34–38. (in Russian)
5. Lubovsky, V. I. (1978) The development of verbal regulation of actions in children in norm and pathology. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
6. Rakhmakova, G. N. (1994) Features of sentence construction in the speech of younger schoolchildren with mental retardation. Defektolog?ya – Defectology. No. 1. Pp. 6–10.
7. Romanova, E. A. (2022) Osobennosti formirovaniya kommunikacii kak kooperaciya u mladshih shkol'nikov so stojkimi trudnostyami v obuchenii. [Features of the formation of communication as cooperation among younger schoolchildren with persistent learning difficulties]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya – World of Science. Pedagogy and psychology. No. 10(3): 24PDMN322. – https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN322.pdf. (In Russian).
8. Skuratovskaya, M. L., Romanova, E. A. (2021) Vyyavlenie osobennostej razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti u mladshih shkol'nikov so stojkimi trudnostyami v obuchenii [Identification of the peculiarities of the development of communicative competence in younger schoolchildren with persistent learning difficulties]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State university Journal. No. 4. Pp. 247–256. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_247 (In Russian).
9. Skuratovskaya, M. L., Kobrina, L. M, Romanova, E. A. (2022) Razvitie kommunikativnyh kompetencij u mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v usloviyah distancionnogo obucheniya [Development of communicative competencies in younger schoolchildren with mental retardation in distance learning]. THE WORLD OF ACADEMIA: CULTURE, EDUCATION – THE WORLD OF ACADEMIA: CULTURE, EDUCATION. No. 7. Pp. 37–47. DOI: 10.18522/2658-6983-2022-7-37-47 (In Russian).
10. Stepina, O. S. (2012) Sravnitel'naya harakteristika sformirovannosti kommunikativnyh umenij mladshih shkol'nikov s ZPR i ih normal'no razvivayushchihsya sverstnikov [Comparative characteristics of the formation of the communicative skills of younger schoolchildren with ZPR and their normally developing peers]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of Surgut State Pedagogical University. No. 1. Pp. 189–195. (In Russian).
11. Cukerman, G. A. (2010) Vvedenie v shkol'nuyu zhizn' [Introduction to school life]. Moscow: Genezis.
12. Skuratovskaya, M., Kobrina L., Romanova, E. (2022) The Features of the Formation of Communication as Interaction in Primary School Children with Mental Delay // XV International Scientific Conference «INTERAGROMASH 2022». Vol. 2. DOI: 10.1007/978-3-031-21432-5_87.
13. Skuratovskaya, M., Romanova, E. (2020) The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities [Electronic resource] // E3S Web of Conferences ITSE. Vol. 210. – Art. no. 18096. – DOI: https: doi.org/10.1051/e3sconf/202021018096.