Религиозные мыслители русского зарубежья в межвоенный период: в поисках «третьего пути»

Religious thinkers of Russia Abroad During the Interwar Period: in Search of the “Third way”

Авторы:
Буров Александр Анатольевич,

DOI:
10.35231/18186653_2024_1_215

Полный текст468,55 КБ

Введение. В статье описывается интеллектуальный поиск русскими религиозными философами, в условиях эмиграции следовавшими идеологии так называемого «веховства», модели общества, устроенного на началах христианской этики, избегающего недостатков как социализма, так и капитализма: так называемого «третьего пути».

Содержание. Поиск русскими эмигрантскими мыслителями оптимального общественного устройства вёлся в контексте решения задачи обустройства России после падения большевистского режима. Прежде всего, это представители русской религиозной философии в период эмиграции: П. Б. Струве, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и П. И. Новгородцев, объединившиеся вокруг журнала «Путь». Их ближайшие последователи и преемники более молодого поколения: Г. П. Федотов, Ф. А. Степун, И. И. Фондаминский и м. Мария (Скобцова) – собирались вокруг журнала «Новый град». В своей религиозной философии они обращались к темам политики и социальной проблематики. Путь реставрации – возвращения к дореволюционной ситуации, был отвергнут ими как бесперспективный Социализм они критиковали за внедрение принудительного братства между людьми и радикальное отрицание личности, а капитализм был им неприемлем за подавление и эксплуатацию слабых сильными. Правильный путь для России они видели в том, что Н. А. Бердяев называл «социальным персонализмом», а С. Л. Франк – «социальным христианством». Их идеи совпадали в главном: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и взаимопомощи (солидарности) между людьми независимо от классовой принадлежности.

Концепт «социального христианства» был известен в Европе и имел уже многолетнюю традицию теоретической разработки и практического осуществления (особенно, в социальном учении и практике Католической церкви). Наиболее адекватное воплощение идеи «социального христианства» виделось в корпоративном строе общества. В 1930-е годы имели место относительно успешные попытки практического осуществления этого строя (Австрия, Италия, Португалия). Это вызывало самый серьёзный интерес у русских мыслителей-эмигрантов. Они одобрительно отзывались о корпоративном строе, в котором видели реальную перспективу для постбольшевистской России. При этом они не идеализировали корпоративизм и критически относились к практиковавшим его фашистским режимам.

Выводы. В условиях Второй мировой войны журналы «Путь» и «Новый град» прекращают своё существование. Тематика корпоративного строя уходит из широкого обсуждения мыслителями русской эмиграции. В то же время, идеи «социального христианства» и корпоративизма использовались христианскими демократами в послевоенных ФРГ и Италии и при создании ЕС. В России идеи русских религиозных философов учитывались при разработке Основ социальной концепции РПЦ. Однако, говорить о полной рецепции их идей православным сообществом пока не приходится. В то же время, сам опыт осмысления и поиска оптимального устройства общества на христианских началах, предполагающего абсолютную ценность человеческой личности и преодоление социальных антагонизмов, представляется крайне актуальным и ценным. Особенно, когда это происходит в условиях свободной конкуренции между различными религиозными и мировоззренческими системами. При этом актуален и ценен как позитивный, так и негативный опыт на этом пути.


Introduction. The article describes the intellectual search by Russian religious philosophers, who in the conditions of emigration followed the so-called “vekhovstvo” ideology, a model of society based on Christian ethics, avoiding the disadvantages of both socialism and capitalism: the so-called "third way".

Content. The search by Russian emigrant thinkers for an optimal social structure was conducted in the context of solving the problem of settling Russia after the fall of the Bolshevik regime. First of all, these are representatives of Russian religious philosophy during the period of emigration: P. B. Struve, S. L. Frank, S. N. Bulgakov, N. A. Berdyaev and P. I. Novgorodtsev, who united around the journal “Put'”. Their closest followers and successors of the younger generation: G. P. Fedotov, F. A. Stepun, I. I. Fondaminskij and Maria (Skobtsova) gathered around the “Novy Grad” journal. In their religious philosophy, they addressed the topics of politics and social issues. The path of restoration, a return to the pre–revolutionary situation, was rejected by them as unpromising. They criticized socialism for the introduction of forced brotherhood between people and radical denial of personality, and capitalism was unacceptable to them for the suppression and exploitation of the weak by the strong. The right way for Russia is what N. A. Berdyaev called “social personalism” and S. L. Frank called “social Christianity”. Their ideas coincided in the main thing: in affirming the absolute value of the human personality and mutual assistance (solidarity) between people regardless of class.

The “social Christianity” concept was known in Europe and had a long tradition of theoretical development and practical implementation (especially in the Catholic Church social teaching and practice). The most adequate embodiment of the “social Christianity” idea was seen in the corporate structure of society. In the 1930s, there were relatively successful attempts to implement this system in practice (Austria, Italy, Portugal). This aroused the most serious interest among Russian emigrant thinkers. They spoke approvingly of the corporate system, which they saw as a real prospect for post-Bolshevik Russia. At the same time, they did not idealize corporatism and were critical of the fascist regimes that practiced it.

Conclusions. In the conditions of the Second World War, the magazines “Put'” and “Novy Grad” cease to exist. The topic of the corporate system is being withdrawn from the wide discussion by Russian emigration thinkers. At the same time, the ideas of “social Christianity” and corporatism were used by Christian Democrats in post-war Germany and Italy and during the creation of the EU. In Russia, the ideas of Russian religious philosophers were taken into account when developing the “Foundations of the Russian Orthodox Church social concept”. However, it is not yet necessary to talk about the full reception of their ideas by the Orthodox community. At the same time, the very experience of understanding and searching for the optimal structure of society on Christian principles, assuming the absolute value of the human personality and overcoming social antagonisms, seems extremely relevant and valuable. Especially when this happens in conditions of free competition between different religious and ideological systems. At the same time, both positive and negative experiences along the way are relevant and valuable.

Буров Александр Анатольевич

Государственный музей истории религии
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Бердяев Н. А. Новое средневековье. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 114 с.
2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – 383 с.
3. Бердяев Н. А. О социальном персонализме // Новый град. – Париж, 1933. – № 7. – C. 44–60.
4. Бердяев Н. А. Философия неравенства. – Берлин: Обелиск, 1923. – 246 с.
5. Бунаков И. (Фондаминский И. И.) Два кризиса // Новый град. – Париж,1932. – № 2. – С. 28–38.
6. Варшавский В. С. Незамеченное поколение. – М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына: Русский путь, 2010. – 544 с.
7. Духовные задачи русской эмиграции // Путь. – Париж, 1925. – № 1. – С. 3–8.
8. Ижболдин Б. С. Германский национал-социализм // Новый град. – Париж, 1934. – № 8. – С. 63–81.
9. Ижболдин Б. С. Корпоративный строй в учении Отмара Шпана и его школы // Новый град. 1936. – № 11. – С. 111–120.
10. Ильин И. А. О сильной власти // Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. Т. I – Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956. – 346 с.
11. Карташев А. В. Воссоздание Святой Руси. – Париж: Издание Особого Комитета, 1956. – 251 c.
12. Новгородцев П. И. Воccтановление святынь // Путь. – Париж, 1926. – № 4. – C. 54–71.
13. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991. – 640 с.
14. Примечание редакции // Новый град. – Париж, 1934. – № 8. – С. 81.
15. Раев М. Россия за рубежом. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 296 с.
16. Руднев В. В. Новый град. Кн. I-ая, под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. Париж, 1931 // Современные записки. – 1932. – Кн. XLVIII. – С. 505–509.
17. Степун Ф. А. Идея России и формы ее раскрытия // Новый град. – Париж, 1934. – № 8. – С. 15–27.
18. Степун Ф. А. О человеке «Нового града» // Новый град. – Париж, 1932. – № 3. – С. 6–20.
19. Струве П. Б. Предисловие издателя // Из глубины: Сб. статей о русской революции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – С. 19.
20. Федотов Г. П. Наша демократия // Новый град. – Париж, 1934. – № 9. – С. 11–25.
21. Федотов Г. П. Ответ Н. А. Бердяеву // Новый Град. – Париж, 1933. – № 7. – С. 81–89.
22. Федотов Г. П. Что такое социализм? // Новый град. – Париж, 1932. – № 3. – С. 21–33.
23. Франк C. Л. Крушение кумиров. – Берлин: YMCA PRESS, 1924. – 104 c.
24. Франк С. Л. Проблема «христианского социализма» // Путь. – Париж, 1939. – № 60. – С. 18–32.


1. Berdyaev, N. A. (2008) Novoe srednevekov'e [New Middle Ages]. Moskva: Direct-Media. (In Russian).
2. Berdyaev, N. A. (1995) O rabstve i svobode cheloveka [About slavery and human freedom]. Tsarstvo Dukha i tsarstvo Kesarya [The Kingdom of the Spirit and the Kingdom of Caesar]. Moskva: Respublika. (In Russian).
3. Berdyaev, N. A. (1933) O sotsial'nom personalizme [On social personalism]. Novyj grad – New Sity. No. 7. Pp. 44–60. (In Russian).
4. Berdyaev, N. A. (1923) Filosofiya neravenstva [Philosophy of inequality]. Berlin: Obelisk. (In Russian).
5. Bunakov (Fondaminskij), I. I. (1932). Dva krizisa [Two crises]. Novyj grad – New Sity. No. 2. Pp. 28–38. (In Russian).
6. Varshavsky, V. S. (2010) Nezamechennoe pokolenie [The unsung generation]. Moskva: Alexander Solzhenitsyn House of Russian Abroad; Russian Way. (In Russian).
7. Dukhovnye zadachi russkoj emigratsii (1925) [Spiritual tasks of Russian emigration]. Put' – Way. No. 1. Pp. 3–8. (In Russian).
8. Izhboldin, B. S. (1934) Germanskij national-sotsializm [German National Socialism]. Novyj grad – New Sity. No. 8. Pp. 63–81. (In Russian).
9. Izhboldin, B. S. (1936) Korporativnyj stroj v uchenii Otmara Shpana i ego shkoly [Corporate system in the teachings of Otmar Shpan and his school]. Novyj grad – New Sity. No. 11. Pp. 111–120. (In Russian).
10. Il'yin, I. A. (1956) O sil'noj vlasti [About strong power]. Nashi zadachi. Stat'i 1948–1954. Tom I [Our tasks. Articles 1948–1954. Vol. I] Paris: ROVS [Russian General Military Union]. (In Russian).
11. Kartashev, A. V. (1956) Vossozdanie Svyatoj Rusi [Recreation of Holy Rus']. Paris: Publication of the Special Committee. (In Russian).
12. Novgorodtsev, P. I. (1926) Vosstanovlenie svyatyn' [Restoration of shrines]. Put' – Way. No. 4. Pp. 54–71. (In Russian).
13. Novgorodtsev, P. I. (1991) Ob obshchestvennom ideale [About the social ideal]. Moskva: “Pressa”. (In Russian).
14. Primechanie redaktsii (1934) [Editor’s note]. Novyj grad – New Sity. No. 8. Pp. 81. (In Russian).
15. Raev, M. (1994) Rossiya za rubezhom [Russia abroad]. Moskva: Progress-Academiya. (In Russian).
16. Rudnev, V. V. (1931) Novyj grad. Kniga I [New city. Book I] ed. I. Bunakov, F. Stepun and G. Fedotov. Paris, 1931. Sovremennye zapiski [Modern Notes]. Paris, Book XLVIII. Pp. 505–509. (In Russian).
17. Stepun, F. A. (1934) Ideya Rossii i formy eye raskrytiya [The idea of Russia and the forms of its disclosure]. Novyj grad – New Sity. No. 8. Pp. 15–27. (In Russian).
18. Stepun, F. A. (1932) O cheloveke “Novogo grada” [About the man of the “New city”]. Novyj grad – New Sity. No. 3. Pp. 6–20. (In Russian).
19. Struve, P. B. (1990) Predislovie izdatelya [Publisher's foreword]. Iz glubiny [From the depths]. Moskva: Moskow univ. press. (In Russian).
20. Fedotov, G. P. (1934) Nasha demokratiya [Our democracy]. Novyj grad – New Sity. No. 9. Pp. 11–25. (In Russian).
21. Fedotov, G. P. (1933) Otvet N. A. Berdyaevu [Answer to N. A. Berdyaev]. Novyj grad – New Sity. No. 7. Pp. 81–89. (In Russian).
22. Fedotov, G. P. (1932) Chto takoe sotsializm? [What is socialism?]. Novyj grad – New Sity. No. 3. Pp. 21–33. (In Russian).
23. Frank, S. L. (1924) Krushenie kumirov [The collapse of idols]. Berlin: YMCA PRESS. (In Russian).
24. Frank, S. L. (1939) Problema “khristianskogo sotsializma” [The problem of “Christian socialism”]. Put' – Way. No. 60. Pp. 18–32. (In Russian).

Ключевые слова:
Русская религиозная философия, русская пореволюционная эмиграция первой волны, социальное христианство, социальный персонализм, «третий путь», корпоративный строй, Russian religious philosophy, Russian first waves post-revolutionary emigration, social Christianity, social personalism, “third way”, corporate system

Для цитирования:
Буров А. А. Религиозные мыслители русского зарубежья в межвоенный период: в поисках «третьего пути» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 1. – С. 215–235. DOI: 10.35231/18186653_2024_1_215. EDN: PEEFBX Burov, A. A. (2024). Religioznye mysliteli russkogo zarubezh'ya v mezhvoennyj period: v poiskakh “tret'ego puti” [Religious thinkers of Russia abroad during the interwar period: In search of the “third way”]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 215–235. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_1_215. EDN: PEEFBX

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина