Методологические принципы научного изучения религии и их применение в современной религиоведческой практике*

Methodological Principles of the Scientific Study of Religion and Their Application in Modern Religious Studies Practice

Авторы:
Элбакян Екатерина Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_1_173

Полный текст381,64 КБ

*Доклад на международной научно-практической конференции Девятые научные чтения «Религиоведение в Царском Селе» (Санкт-Петербург, 25 ноября 2023 г. ЛГУ им. А. С. Пушкина)

Введение. Среди методов и принципов религиоведения можно назвать каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический методы, структурно-функциональный анализ (методы), а также следующие принципы: строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры, анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, изложение вопросов на языке толерантности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Со всей очевидностью перечисленные методы и сопряженные с ними принципы объективизма, доказательности, историзма, контекстуализма, антропологизма, учета традиций гуманитарных свобод соответствуют классической науке, но в то же время отражают современные социальные реалии.

Содержание. В целом наука базируется на доказательстве, поэтому для нее имеет смысл только то, что можно подтвердить или опровергнуть. На сегодняшний день научным сообществом признается ряд критериев научности, среди которых можно выделить следующие основополагающие принципы: 1) верификации, в силу которого научным является только то знание, которое можно подтвердить; 2) фальсификации, в силу которого только то знание является научным, которое можно изменить: опровергнуть или дополнить; 3) объективности – постулирование того, что принадлежит объекту и не зависит от субъекта, т. е. тех явлений или процессов, которые не зависят от воли или желания познающего субъекта (отдельного ученого или научного сообщества); 4) рациональности – обоснованность разумом, доступность разумному пониманию, в противоположность иррациональности как чему-то неразумному. В методологии научного познания рациональность понимается двояко. Чаще всего она истолковывается как соответствие законам логики, методологическим нормам и правилам. Иногда под рациональностью понимают целесообразность, некое целеполагание, предполагающее определенные логически выверенные шаги по достижению поставленной цели. Рационально то, что способствует достижению цели. Рождение феномена рациональности связывается с коренным реформированием европейской философии в Новое время, выразившимся в ее сциентизации и методологизации; 5) методичности – последовательность логических процедур, заранее нацеленная на достижение определенной цели; 6) истинности, под которым подразумевают соответствие знания (шире – информации) познаваемому предмету. В самом общем смысле истинно то, что соответствует действительности; 7) системности, при котором только та информация является научной, которая должным образом структурирована. Структуризация позволяет определять роль и место информации в общей системе знаний; 8) изменяемости частей, где только та информация является научной, составные части которой можно изменить, т. е. опровергнуть или дополнить; 9) интерсубъективности выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания, в отличие, например, от мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуалистичностью; 10) аксиологической нейтральности, предполагающий недопустимость вынесения оценочных суждений об исследуемом объекте.

Выводы. Для того чтобы религиоведческий анализ действительно мог выполнять ставящиеся перед ним научно-практические задачи, представляется целесообразным строгое следование методическим стандартам и нормирование религиоведческого исследования; введение жестких формальных критериев валидности выводов; использование общепринятого в современном религиоведении и устоявшегося на сегодняшний день категориально-понятийного аппарата; четкое следование цели и задачам религиоведческого исследования, учета его специфики в сравнении с другими формами научной деятельности.


Introduction. Among the methods and principles of religious studies are causal analysis, historicism, typological, phenomenological methods, structural and functional analysis (methods), as well as the following principles: strict objectivity, concrete historical consideration of the subject, consideration of religion in the context of the spiritual culture development, analysis of worldview issues from the point of view of the problems of human existence, its essence and existence, purpose and meaning of life, death and immortality, presentation of issues in the language of tolerance, dialogue of religious and non-religious worldviews about a person, society, the world. Obviously, the listed methods and the principles of objectivism, evidence, historicism, contextualism, anthropologism, and consideration of the traditions of humanitarian freedoms associated with them correspond to classical science, but at the same time reflect modern social realities.

Content. In general, science is based on evidence, so it only makes sense for it to confirm or refute. To date, the scientific community recognizes a number of criteria of scientific validity, among which the following fundamental principles can be distinguished. 1. The principle of verification, by virtue of which only the knowledge that can be confirmed is scientific. 2. The principle of falsification, by virtue of which only that knowledge is scientific, which can be changed, refuted or supplemented. 3. The principle of objectivity is the postulation of what belongs to the object and does not depend on the subject, that is, those phenomena or processes that do not depend on the will or desire of the cognizing subject (an individual scholar or scientific community). 4. The principle of rationality is reasonableness by reason, accessibility to reasonable understanding, as opposed to irrationality as something unreasonable. In the methodology of scientific cognition, rationality is understood in two ways. Most often, it is interpreted as compliance with the laws of logic, methodological norms and rules. Sometimes rationality is understood as expediency, a kind of goal-setting, involving certain logically verified steps to achieve a set goal. What is rational is what contributes to the achievement of the goal. The birth of the rationality phenomenon is associated with the radical reform of European philosophy in Modern times, expressed in its scientization and methodologization. 5. The principle of methodicality is a sequence of logical procedures aimed in advance at achieving a certain goal. 6. The principle of truth, which implies the correspondence of knowledge (more broadly, information) to the cognizable subject. In the most general sense, what is true is what corresponds to reality. 7. The principle of consistency, in which only the information is scientific, which is properly structured. Structuring allows you to determine the role and place of information in the general knowledge system. 8. The principle of changeability of parts, where only this information is scientific, the components of which can be changed, i.e. refuted or supplemented. 9. The principle of intersubjectivity expresses the property of universal validity, general obligation, universality of knowledge, in contrast, for example, to an opinion characterized by non-universal significance, individualism. 10. The principle of axiological neutrality, which implies the inadmissibility of making value judgments about the object under study.

Conclusions. In order for religious studies analysis to really be able to fulfill the scientific and practical tasks assigned to it, it seems advisable to strictly follow methodological standards and normalize religious studies research; introduce strict formal criteria for the validity of conclusions; use the categorical and conceptual apparatus generally accepted in modern religious studies and established today; clearly follow the goals and objectives of religious studies, taking into account its specifics in comparison with other forms of scientific activity.

Элбакян Екатерина Сергеевна
доктор философских наук
Российская академия образования
Москва, Российская Федерация
[email protected]

1. Загребина И. В. Государственная религиоведческая экспертиза: теория и практика. – М.: Юриспруденция, 2012. – 224 с.
2. Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2006. – 568 с.
3. Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 c.
4. Смирнов М. Ю. Религиоведение: научная работа как экспертная деятельность // Экспертная деятельность в сфере социальных наук / под ред. А. В. Воронцова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 157–162.
5. Элбакян Е. С. Научность религиоведческой экспертизы: возможность и необходимость // Новые вызовы свободе совести в современной России / под ред. Е. С. Элбакян. – М.: Древо жизни, 2012. – С. 139–150.
6. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. – М.: Академический проект, 2008. – 1520 с.


1. Zagrebina, I. V. (2012) Gosudarstvennaya religiovedcheskaya ekspertiza: teoriya i praktika [State Religious Studies expertise: theory and practice]. Moskva: Yurisprudentsiya. (In Russian).
2. Osnovy religiovedeniya [Fundamentals of Religious Studies] (2006) / ed. by I. N. Yablokov. Moskva: Vysshaya shkola. (In Russian).
3. Zabiyako, A. P. , Krasnikov, A. N., Elbakyan, E. S. (2006) (eds.) Religiovedeniye: entsiklopedicheskij slovar' [Religious Studies: an encyclopedic dictionary]. Moskva: Akademicheskiy proyekt. (In Russian).
4. Smirnov, M. Yu. (2019) Religiovedenie: nauchnaya rabota kak ekspertnaya deyatel'nost' [Religious studies: scientific work as an expert activity]. Ekspertnaya deyatel'nost' v sfere sotsial'nykh nauk [Expert activity in the field of social sciences] ed. by A. V. Vorontsov. Sankt-Peterburg: Gertsen State pedagogical university. Pp. 157–162. (In Russian).
5. Elbakyan, E. S. (2012) Nauchnost' religiovedcheskoj ekspertizy: vozmozhnost' i neobkhodimost' [The scientific nature of religious studies expertise: the possibility and necessity]. Novyye vyzovy svobode sovesti v sovremennoy Rossii [New challenges to freedom of conscience in modern Russia] ed. by E. S. Elbakyan. Moskva: Drevo zhizni, Pp.139–150. (In Russian).
6. Zabiyako, A. P. , Krasnikov, A. N., Elbakyan, E. S. (2008) (eds.) Entsiklopediya religij [Encyclopedia of Religions]. Moskva: Akademicheskiy proyekt. (In Russian).

Ключевые слова:
методологические принципы религиоведения, практическое религиоведение, религиоведческое исследование, цель и задачи религиоведческой экспертизы, methodological principles of religious studies, practical religious studies, religious studies research, the purpose and objectives of religious studies expertise

Для цитирования:
Элбакян Е. С. Методологические принципы научного изучения религии и их применение в современной религиоведческой практике // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 1. – С. 173–186. DOI: 10.35231/18186653_2024_1_173. EDN: NJRQGI Elbakyan, E. S. (2024) Metodologicheskie printsipy nauchnogo izucheniya religii i ikh primenenie v sovremennoj religiovedcheskoj praktike [Methodological Principles of the Scientific Study of Religion and Their Application in Modern Religious Studies Practice]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 173–186. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_1_173. EDN: NJRQGI

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина