Секреты почерка: философско-антропологический нарратив

Secrets of Handwriting: A Philosophical and Anthropological Narrative

Авторы:
Кравченко Владимир Иосифович,

DOI:
10.35231/18186653_2024_1_158

Полный текст512,42 КБ

Введение. Графология, как междисциплинарная наука, включает в себя не только психологию, но и философскую антропологию, позволяя по подписи и почерку «видеть» в человеке особенности его личности. Люди отличаются друг от друга не отдельными чертами характера, а способами их сочетания. Когда человек ставит свою подпись на любом документе, он оставляет о себе данные личностного свойства, позволяющие судить о его ментальных и социальных качествах. В статье, опираясь на ряд предшествовавших исследований и на материалы собственных разработок, раскрываются философско-антропологические и культурологические аспекты графологии как междисциплинарной науки.

Содержание. В современной графологии большое внимание уделяется наклону почерка, форме букв, наличию знаков препинания и ряду других элементов письма, которые составляют форму почерка. Пишущий уподобляется сценаристу и режиссеру, который создает виртуальный мир в различных формах, ориентируясь на восприятие окружающей его действительности. При этом графология тесно связана с другими общественными дисциплинами (философией, психологией, социологией) и, независимо от уровня её признания, она является определенной культурной реальностью. О графологии можно говорить как о науке в силу её жизненной актуальности. В истории общества письменное дело часто переходило в руки наемных переписчиков, писавших достаточно вольно. Индивидуальность, таким образом, получила больше свободы для выражения в рукописной графике. В России развитие возможностей индивидуального (личностного) почерка связывают с появлением скорописи и относят к XVII в. О русских графологах-исследователях стало известно, начиная с конца девятнадцатого века.

Следует отметить, что почерк – это одна из форм антропологического существования личности, поэтому и сколько-нибудь систематический интерес к нему возможен в развитых рукописных культурах, когда появляются основания говорить о личности как особой смысловой и культурной единице. Для того чтобы понять некоторые существенные черты графологии как интеллектуального поведения, важно помнить, что она – исторически более ранняя форма внимания к человеку, чем научная психология. Современный век цифровых технологий естественным образом соединил научную психологию и графологию, что и определило возможность нового подхода в исследовании человека как родового существа с точки зрения психографологии.

Выводы. Современна графология изучает законы зависимости между почерком (подписью) и личностными качествами человека. Почерк как «зеркало души» человека не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности. Графологическому анализу поддаются любые начертания букв, рисунков, форм и т. д., независимо какой частью тела (ногой, рукой или зубами) человек оставил свой след на бумаге. В современных условиях графологический метод является одним из инструментов философско-антропологического познания человека.


Introduction. Graphology, as an interdisciplinary science, includes not only psychology, but also philosophical anthropology, allowing you to “see” the features of your personality in a person by signature and handwriting. People differ from each other not in individual character traits, but in ways of combining them. When a person puts his signature on any document, he leaves personal data about himself, allowing us to judge his mental and social qualities. The author, based on a number of previous studies and on the materials of his own developments, reveals the philosophical, anthropological and cultural aspects of graphology as an interdisciplinary science.

Content. In modern graphology, much attention is paid to the slant of handwriting, the shape of letters, the presence of punctuation marks and a number of other elements of writing that make up the shape of handwriting. The writer is likened to a screenwriter and director who creates a virtual world in various forms, focusing on the perception of reality around him. At the same time, graphology is closely related to other social disciplines (philosophy, psychology, sociology) and, regardless of the level of its recognition, it is a certain cultural reality. Graphology can be described as a science because of its vital relevance. In the history of society, writing often passed into the hands of hired scribes who wrote quite freely. Individuality thus gained more freedom to express itself in handwritten graphics. In Russia, researchers associate the emergence of the possibilities of individual (personal) handwriting with the appearance of cursive writing and refer to the XVII century. It became known about Russian graphologists-researchers since the end of the nineteenth century.

It should be noted that handwriting is one of the forms of the anthropological existence of a personality, therefore, some systematic interest in it is possible in developed handwritten cultures, when there are grounds to talk about the personality as a special semantic and cultural unit. In order to understand some essential features of graphology as an intellectual behavior, it is important to remember that it is historically an earlier form of attention to a person than scientific psychology. The modern age of digital technologies has naturally combined scientific psychology and graphology, which has determined the possibility of a new approach to the study of man as a generic being — from the point of view of psychography.

Conclusions. Modern graphology studies the laws of dependence between handwriting (signature) and personal qualities of a person. Handwriting, as a person “mirror of the soul”, cannot but contain all that latent, which lies in the mental development of mankind in general and of an individual in particular. Any type of letters, drawings, shapes, etc. can be graphologically analyzed, regardless of which part of the body (foot, hand, or teeth a person left his mark on paper). In modern conditions, the graphological method is one of the tools of philosophical and anthropological knowledge of man.

Кравченко Владимир Иосифович
доктор философских наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург, Российская Федерация
harisma52@mail.ru

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: ТЕРРА, 1998. – 383 с.
2. Бобров А. И. Язык почерка. Как понять себя и других. – М.: Центрполиграф, 2007. – 191 с.
3. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. – М.: СТ 1993. – 107 с.
4. Кравченко В. И. Человек и его почерк, или «познай самого себя». – 2-е изд. – СПб.: ГУАП, 2020. – 186 с.
5. Кравченко В. И. И. Е. Репин в живописи и в росчерке пера: «художественный» нарратив // Инновационная наука. – 2020. – № 4. – С. 120–125.
6. Кравченко В. И. Человек по почерку: графологический аспект исследования // Время научного прогресса / отв. ред. Н. В. Мелихова. – Волгоград: Научное обозрение, 2022. – С. 87–99.
7. Лазурский А. Ф. Классификация личностей / под ред. М. Я. Басова и Мясищева В. Н. – 3-е изд. – Л.: ГИЗ, 1924 (обл. 1925) – 290 с.
8. Моргенштерн И. Ф. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. – СПб.: Питер, 1994. – 350 с.
9. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой. – М.: Академический проект, 2022. – 618 с.
10. Туманова А. Я. О чем говорит почерк // Старт в науке. – 2008. – № 5. – С. 718–724.
11. Улезько И. А. Характер и почерк. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 141 с.
12. Meyer, G. Die wissenschaftlichen Grundlagen der Graphologie. – Jena: Verlag fon Gustav Fischer, 1901. 154 s.
13. Preyer W. Handschrift und Charater. Zur Physiologie und Psychologie des Schreibens // Deutschen Rundschau (Berlin). – 1894. – Bd. 79. – S. 262–294.


1. Berdyaev, N. A. (1998) O naznachenii cheloveka [On the purpose of a person]. Moskva: TERRA. (In Russian).
2. Bobrov, A. I. (2007) Yazyk pocherka. Kak ponyat' sebya i drugikh [Handwriting language. How to understand yourself and others]. Moskva: ZAO Tsentrpoligraf. (In Russian).
3. Zuev-Insarov, D. M. (1993) Pocherk i lichnost' (Handwriting and personality). Moskva: “ST”, 107 p. (In Russian).
4. Kravchenko, V. I. (2020) Chelovek i ego pocherk, ili “poznaj samogo sebya” [Man and his handwriting, or know yourself]. 2nd ed. Sankt-Peterburg: GUAP. (In Russian).
5. Kravchenko, V. I. (2020) I. E. Repin v zhivopisi i roscherke pera: “khudozhestvennyj” narrativ [I. E. Repin in painting and in the stroke of the pen: an “artistic” narrative]. Innovatsionnaya nauka – Innovative science. No. 4. Pp. 120–125. (In Russian).
6. Kravchenko, V. I. (2022) Chelovek po pocherku: grafologicheskij aspect issledovaniya [Man by handwriting: graphological aspect of research]. Vremya nauchnogo progressa – The time of scientific progress. Ed. by N. V. Melikhova. Volgograd: Nauchnoe obozrenie, Pp. 87–99. (In Russian).
7. Lazurskij, A. F. (1925) Klassifikatsiya lichnostej [Classification of personalities]. Leningrad: GIZ. (In Russian).
8. Morgenstern, I. F. (1994) Psikhografologiya. Nauka ob opredelenii vnutrennego mira cheloveka po ego pocherku [Psychographology. the science of determining a person’s inner world by his handwriting] Sankt-Peterburg: Piter. (In Russian).
9. Sikorskij, I. A. (2022) Vseobshchaya psikhologiya s fiziognomikoj [General psychology with physiognomy]. Moskva: Akademicheskij proekt. (In Russian).
10. Tumanova, A. Ya. (2008) O choyom govotit pocherk [What handwriting says]. Start v nauke – Start in Science. No. 5. Pp. 718–724. (In Russian).
11. Ulez'ko, I. A. (2006) Kharakter i pocherk [Character and handwriting]. Moskva: AST; Donetsk: Stalker. (In Russian).
12. Meyer, Georg. (1901) Die wissenschaftlichen Grundlagen der Graphologie. Jena: Verlag fon Gustav Fischer. (In German).
13. Preyer, W. (1894) Handschrift und Charater. Zur Physiologie und Psychologie des Schreibens. Deutschen Rundschau (Berlin). Bd. 79. S. 262–294. (In German).

Ключевые слова:
графология, человек, личность, почерк, подпись, размер букв, общение, социум, графологический анализ, психографология, graphology, person, personality, handwriting, signature, letter size, communication, society, graphological analysis, psychographology

Для цитирования:
Кравченко В. И. Секреты почерка: философско-антропологический нарратив // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 1. – С. 158–172. DOI: 10.35231/18186653_2024_1_158. EDN: LRYVAL Kravchenko, V. I. (2024) Sekrety pocherka: filosofsko-antropologicheskij narrativ [Secrets of Handwriting: A Philosophical and Anthropological Narrative]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 158–172. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_1_158. EDN: LRYVAL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина