Введение. В исследовательской традиции Cultural Studies в качестве основной цели выступает концептуализация культуры общества массового потребления. В рамках указанной традиции для анализа культурных трансформаций С. Холлом и его коллегами разработана модель «круг культуры»: пять элементов – представление, производство, потребление, регулирование, идентичность – составляют систему и влияют друг на друга. Анализ объектов или явлений, существующих в российской культуре, в рамках исследовательской модели «круг культуры» позволяет выявить возможности данного методологического подхода, проверить его эффективность в условиях российского общества. В статье исследуется, как воспринимались образы прошлого российским обществом в различные периоды его истории.
Содержание. В рамках модели «круг культуры» культурные изменения можно рассматривать как нарушение равновесного состояния в системе культуры. В процессе артикуляции элементов «круга культуры» система снова достигает равновесия, но при этом составляющие её элементы приобретают новые значения. Для понимания сущности культурных изменений требуется определить причины изменения ролей и смыслов элементов культуры.
В исследовании представлен философско-культурологический анализ образов дореволюционной и постреволюционной России, которые существовали в советской культурной среде 1920–30-х гг. и присутствуют в общественном сознании современной России. Анализ проводится на основе модели «круг культуры» с целью выявления культурных изменений в отношении к указанным образам, происходящих в российском обществе. Объекты исследования анализируются каждый в ракурсе пяти элементов модели «круг культуры». Представление (образы): как воспринимается объект обществом, с чем он связан в сознании людей. Производство: какие средства и способы задействованы для формирования образа объекта. Потребление: с какой целью используется объект. Регулирование: насколько широко распространён образ в общественном сознании. Идентичность: связь объекта с принадлежностью к той или иной социальной группе.
Выводы. Сопоставление различий образов прошлого выявило, что: 1) образ революции по прошествии ста лет стал нейтральным, поскольку идеи, порождавшие его, потеряли свою актуальность; 2) из образа дореволюционной России ушла негативная составляющая и стала преобладать позитивная; такое изменение обусловлено значительной временной отдалённостью от современности, появлением большого количества информации, позитивной в отношении дореволюционной России, а также усилением внимания к идее патриотизма. Данное исследование показало, что использование модели «круг культуры» позволяет эффективно выявлять культурные изменения, происходящие в обществе, давать их обобщённую оценку, а также анализировать изменения в отдельных сферах.
Introduction. In the Cultural Studies research tradition, the main goal is the conceptualization of the mass consumption society culture. Within the framework of this tradition, for the analysis of cultural transformations, S. Hall and his colleagues developed the “circle of culture” model: five elements – representation, production, consumption, regulation, identity – make up the system and influence each other. The analysis of objects or phenomena existing in Russian culture within the framework of the research model “circle of culture” allows us to identify the possibilities of this methodological approach, to test its effectiveness in the conditions of Russian society. The article examines how images of the past were perceived by Russian society in various periods of its history.
Content. Within the framework of the “circle of culture” model, cultural changes can be considered as a violation of the equilibrium state in the cultural system. In the process of articulating the elements of the “circle of culture”, the system again reaches equilibrium, but at the same time its constituent elements acquire new meanings. To understand the essence of cultural change, it is necessary to determine the reasons for changing the roles and meanings of cultural elements.
The study presents a philosophical and cultural analysis of the images of pre-revolutionary and post-revolutionary Russia that existed in the Soviet cultural environment of the 1920s and 1930s and are present in the public consciousness of modern Russia. The analysis is carried out on the basis of the “circle of culture” model in order to identify cultural changes in relation to these images occurring in Russian society. The objects of the study are analyzed each from the perspective of the five elements of the “circle of culture” model. Representation (images): how an object is perceived by society, what it is associated with in people's minds. Production: what means and methods are used to form the image of the object. Consumption: for what purpose the object is used. Regulation: how widespread is the image in the public consciousness. Identity: the connection of an object with belonging to a particular social group.
Conclusions. Comparing the differences in the images of the past revealed that: 1) the image of the revolution has become neutral after 100 years, since the ideas that gave rise to it have lost their relevance; 2) the negative component has left the image of pre-revolutionary Russia, and the positive one has become predominant; such a change is due to a significant temporary distance from modernity, the appearance of a large amount of information positive about pre-revolutionary Russia, as well as increased attention to the idea of patriotism. This study showed that the use of the “circle of culture” model makes it possible to effectively identify cultural changes taking place in society, give a generalized assessment of them, as well as analyze changes in individual areas.
Вирачева Виктория Анатольевна-
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nika9551979@gmail.com
1. Барышева Е. В. Коммеморация революции в праздничной культуре 1920–1930-х гг. // Известия УрФ У. – Серия 2. Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 21. – № 3 (190). – С. 235–244.
2. Вирачева В. А. Культура общества массового потребления: неклассическая методология исследования (С. Холл, Р. Джонсон) / В. А. Вирачева, Н. Н. Шевченко // Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2021. – № 2 (74). – С. 60–70.
3. И. Ф. Наша партия // Работница. – 1923. – № 3. – С. 24.
4. Любимова С. Вместо национальной розни – Союз Советских Республик // Работница. – 1923. – № 10. – С. 9–10.
5. Международный день работниц // Работница. – 1923. – № 2. – С. 26.
6. Н. Г. Художники и Октябрь // Работница. – 1927. – № 31. – С. 19.
7. Норина. Наш праздник (Воспоминания работницы) // Работница. – 1923. – № 2. – С. 27.
8. Работница Н. Работницы ликвидируют свою неграмотность // Работница. – 1923. – № 8. – С. 29.
9. Харитонова М. Е. Типология предметной среды в контексте философии культуры / М. А. Коськов, М. Е. Харитонова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2019. – № 3. – С. 83–93.
10. Центральный Комитет РКСМ. Ко всем членам Российского Коммунистического Союза Молодёжи, ко всем молодым рабочим и крестьянам СССР // Молодая гвардия. – 1924. – № 2–3. – С. 9.
1. Barysheva, E. V. (2019) Kommemoratsiya revolyutsii v prazdnichnoj kul'ture 1920–1930-kh gg. [Commemoration of the Revolution in the Festive Culture of the 1920th-1930th]. Izvestiya UrF U. Seriya 2. Gumanitarnye nauki – The News of UrF U. Series 2. Humanities. Vol. 21. No. 3 (190). Pp. 235–244. (In Russian).
2. I. F. (1923) Nasha partiya [Our Party]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 3. p. 24. (In Russian).
3. Kos'kov, M. A., Kharitonova, M. E. (2019) Tipologiya predmetnoj sredy v kontekste filosofii kul'tury [The subject milieu typology in the philosophy of culture context]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 83–93 (In Russian).
4. Lyubimova, S. (1923) Vmesto natsionalnoj rozni – Soyuz Sovetskikh Respublik [Instead of National Strife – the Union of Soviet Republics]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 10. Pp. 9–10. (In Russian).
5. Mezhdunarodnyj den' rabotnits (1923) [International Woman Workers’ Day]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 2. P. 26. (In Russian).
6. N. G. (1927) Khudozhniki i Oktyabr' [Artists and October]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 31. P. 19. (In Russian).
7. Norina. (1923) Nash prazdnik (Vospominaniya rabotnitsy) [Our Holiday (Memoirs of a Woman Worker)]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 2. P. 27. (In Russian).
8. Rabotnitsa N. (1923) Rabotnitsy likvidiruyut svoyu negramotnost' [Women Workers Eliminate Their Illiteracy]. Rabotnitsa – The Woman Worker. No. 8. P. 29. (In Russian).
9. Tsentralnyj Komitet RKSM. (1924) Ko vsem chlenam Rossijskogo Kommunisticheskogo Soyuza Molodyozhi, ko vsem molodym rabochim i krest'yanam SSSR [To All Members of the Russian Communist Youth Union, to All Young Workers and Peasants of the USSR]. Molodaya gvardiya – The Young Guard. No. 2–3. P. 9. (In Russian).
10. Viracheva, V. A. Shevchenko, N. N. (2021) Kul'tura obshchestva massovogo potrebleniya – neklassicheskaya metodologiya issledovaniya (S. Holl, R. Dzhonson) [Mass Society Culture: A Non-Classical Research Metodology (S. Hall, R. Johnson]. Uchyenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologij upravleniya i ehkonomiki – The Scientific Notes of the St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. No. 2 (74). Pp. 60–70. (In Russian).