Духовные основания сознания в философии С. Л. Франка

Spiritual Foundations of Consciousness in the Philosophy of S. L. Frank

Авторы:
Канышева Ольга Альбертовна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_1_50

Полный текст297,70 КБ

Введение. В статье рассматривается трактовка проблемы сознания в философии С. Л. Франка в контексте философской тенденции конца XIX – начала XX в. к деонтологизации сознания. Философ изучает идеи разных мыслителей во вневременном контексте, видя их самобытность и уникальность при постижении идеи всеединства.

Содержание. Несмотря на популярность психоанализа, С. Л. Франк игнорирует фрейдовскую концепцию структуры души и создает свое, метафизическое понимание души, которая имеет мистическое свойство быть открытой в своей глубине иной реальности, нежели природа. Описание духовного опыта постижения души приводит творческую мысль Франка к пониманию души как индивидуальной духовности, укорененной изначально во всеединстве, благодаря которому мы имеем опыт безусловного бытия. С. Л. Франк дает рабочее определение сознания, которое имеет такие модусы бытия как «Я», или как душа. В первом случае сознание отделяет себя от других сознаний, рассматривает себя как отдельная личность. В другом случае, сознание понимается как непосредственное переживание бытия, которое не противостоит сознанию как объект и является единством субъекта и объекта. «Я» как психический субъект противостоит «я» как духовному субъекту. Сознание возвышается до живознания благодаря интуиции, как единство жизни и знания. Наше сознание в потенциальной форме есть абсолютное бытие, как всеединство, или полнота бытия. Сознание есть единство переживания и направленности на предмет, которое пребывает в абсолютном бытии, или в самосознании. Чувствующее сознание, или мыслящее чувство есть любовь, постигаемая как полнота бытия, или благо.

Выводы. Проблема сознания стала маргинальной в дискурсе современной культуры, которая рассматривает его как симулякр по причине прагматизации и утилитаризации духовных ценностей, что превращает человека в вещь, случайность природы, мгновение бытия. С. Л. Франк показывает, что человек есть метафизическая реальность и в этом смысле он превращается в условие самого бытия, так как является проводником подлинной, а не кажущейся реальности. Методологией философа является идея трансрациональности, определяющей границы разума и выходящей на уровень мистической интуиции в постижении безусловной реальности. Цельность философии С. Л. Франка позволяет увидеть человека в системе природной, духовной и социальной жизни, где на каждом уровне разворачивается система диалога человека с абсолютным началом, или с живой реальностью. Идея всеединства позволяет философу увидеть человека связующим звеном между разными уровнями реальности через духовную жизнь сознания, которое содержит в себе иерархию бытия. Дихотомия духа и мира выражается в осознании человеком дуализма самой реальности.


Introduction. The article examines the problem of consciousness interpretation in the philosophy of S. L. Frank in the context of the late XIX – early XX centuries philosophical tendency to deontologize consciousness. The philosopher studies the ideas of different thinkers in a timeless context, seeing their originality and uniqueness when comprehending the idea of unity.

Content. Despite the popularity of psychoanalysis, S. L. Frank ignores Freud's structure of the soul concept and creates his own metaphysical understanding of the soul, which has the mystical property of being open in its depth to a reality other than nature. The description of the spiritual experience of comprehending the soul leads Frank's creative thought to the understanding of the soul as an individual spirituality, rooted initially in unity, thanks to which we have the experience of unconditional being. S. L. Frank gives a working definition of consciousness, which has such modes of being as “I”, or as a “soul”. In the first case, consciousness separates itself from other consciousnesses, considers itself as a separate person. In another case, consciousness is understood as a direct experience of being, which does not oppose consciousness as an object and is the unity of subject and object. The “I” as a psychic subject opposes the “I” as a spiritual subject. Consciousness rises through intuition, as the unity of life and knowledge. Our consciousness in its potential form is an absolute being, as an all-unity, or the fullness of being. Consciousness is the unity of experience and focus on an object, which resides in absolute being, or in self-consciousness. Feeling consciousness, or thinking feeling, is love, comprehended as the fullness of being, or goodness.

Conclusions. The problem of consciousness has become marginal in the discourse of modern culture, which considers it as a simulacrum due to the pragmatization and utilitarization of spiritual values, which turns a person into a thing, an accident of nature, an instant of being. S. L. Frank shows that a person is a metaphysical reality and in this sense he turns into a condition of being itself, since he is a conductor of genuine and not the apparent reality. The philosopher's methodology is the idea of transrationality, which defines the boundaries of reason and reaches the level of mystical intuition in comprehending unconditional reality. The integrity of Frank's philosophy allows us to see a person in the system of natural, spiritual and social life, where at each level a system of dialogue between a person and an absolute beginning, or with a living reality, unfolds. The idea of unity allows the philosopher to see a person as a link between different levels of reality through the spiritual life of consciousness, which contains a hierarchy of being. The dichotomy of the spirit and the world is expressed in a person's awareness of the dualism of reality itself.

Канышева Ольга Альбертовна
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
k-55o@yandex.ru

1. Философия сознания С. Л. Франка рассматривает иерархизированное всеединство как условие существования самого сознания.

2. Сознание имеет глубинные уровни своего бытия и тем самым укоренено в мире.

3. Природа сознания содержит принцип единства телесного и духовного начал в человеке и есть само бытие.

4. Многозначность смыслов сознания связана с многозначностью определения Бога и является областью трансрационального понимания.

5. Единство души и духа, и их противостояние является внутренней жизнью сознания.

6. Духовная жизнь человека является условием его объективации и бытийствования, выхода на уровень единства сознаний в «мы».

7. «Я» обусловлено «мы» и имеет, тем самым, социальное происхождение.

8. Сознание есть единство трех форм: сознание-переживание, сознание-мышление; сознание-интуиция.
1. Алексеев П. В. Философская концепция С. Л. Франка // Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – С. 5–12.
2. Аляев Г. Е. О философском методе С. Л. Франка (Феноменология не по Гуссерлю) // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 197–211.
3. Бычков В. В. Эстетический опыт приобщения к реальности в философии Франка // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 340–348.
4. Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С. Л. Франка // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 98–162.
5. Ермичев А. А. С. Л. Франк – философ русского мировоззрения // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 58–97.
6. Зеньковский В. В. Учение С. Л. Франка о человеке // Франк С. Л. Реальность и человек. – М. Республика, 1997.
7. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991.
8. Мареева Е. В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Идейное наследие С. Л. Франка в контексте современной культуры / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.
9. Мотрошилова Н. В. Третья часть трилогии С. Л. Франка «Духовные основы общества», ее исторические предпосылки и главные идеи // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 264–286.
10. Невлева И. М. Философия культуры С. Л. Франка. – СПб.: Алетейя, 2007.
11. Порус В. Н. С. Л. Франк: антиномии духа как основания культуры // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 349–372.
12. Рогожа М. М. Социальное учение С. Франка в контексте современного этического дискурса // Идейное наследие С. Л. Франка в контексте современной культуры / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.
13. Франк С. Л. Предмет знания // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб.: Наука, 1995.
14. Франк С. Л. Смысл жизни. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1976.
15. Франк С. Л. Введение в философию. – СПб.: Абрис – книга, 1993.
16. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990.
17. Франк С. Л. Душа человека // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб.: Наука, 1995.
18. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.
19. Франк С. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997.
20. Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка // Семён Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 15–57.


1. Alekseev, P. V. (1992) Philosophskaya kontseptsiya S. L. Franka [The philosophical concept of S. L. Frank]. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshscestva [The spiritual foundations of society]. Moskva: Respublika. Pp. 5–12. (In Russian).
2. Alyaev, G. E. (2012) O philosophskom metode S. L. Franka (Fenomenogiya ne po Gusserlyu) [On the philosophical method of S. L. Frank (Phenomenology not according to Husserl)]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 197–211. (In Russian).
3. Bychkov, V. V. (2012) Esteticheskij opyt priobshcheniya k real'nosti filosophii Franka [Aesthetic experience of familiarization with reality in Frank's philosophy]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 340–348. (In Russian).
4. Gajdenko, P. P. (2012) Metafizika vseedinstva, ili absolutnyj realizm S. L. Franka [Metaphysics of all-unity, or the absolute realism of S. L. Frank]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 98–162. (In Russian).
5. Ermichyev, A. A. (2012) Frank – filosof russkogo mirovozzreniya [S. L. Frank – philosopher of the Russian worldview]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 58–97. (In Russian).
6. Zen'kovskij, V. V. (1977) Uchenie Franka o cheloveke [S. L. Frank's Teaching about man]. Frank S. L. Real'nost' i chelovek [Reality and man]. Moskva: Respublika. (In Russian).
7. Losskij, N. O. (1991) Istoriya russkoj filosofii [History of Russian Philosophy]. Moskva: Sovetskij pisatel'. (In Russian).
8. Mareeva, E. V. (2009) S. Frank: transfomatsiya klassicheskogo ponimaniya Boga i dushi [S. Frank: Transformation of the classical understanding of God and the soul]. Idejnoe nasledie S. L. Franka v kontekste sovremennoj kul'tury [The ideological legacy of Frank in the context of modern culture] Ed. by V. N. Porus. Moskva: Biblejsko-bogoslovskij institut sv. Apostola Andreya. (In Russian).
9. Motroshilova, N. V. (2012) Tret'ya chast’ trilogii S. L. Franka “Dukhovnye osnovy obshchestva”, eye istoricheskie predposylki i glavnye idei [The third part of S. L. Frank's trilogy “The Spiritual foundations of Society”, its historical background and main ideas]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 264–286. (In Russian).
10. Nevleva, I. M. (2007) Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. Sankt-Peterburg: Aletejya. (In Russian).
11. Porus, V. N. (2012) S. L. Frank: antinomii dukha kak osnovaniya kul'tury [S. L. Frank: antinomies of the spirit as the basis of culture]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 349–372. (In Russian).
12. Rogozha, M. M. (2009) Sotsial'noe uchenie S. Franka v kontekste sovremennogo eticheskogo diskursa [S. L. Frank's social teaching in the context of modern ethical discourse]. Idejnoe nasledie S. L. Franka v kontekste sovremennoj kul'tury [The ideological legacy of Frank in the context of modern culture]. Ed. by V. N. Porus. Moskva: Biblejsko-bogoslovskij institut sv. Apostola Andreya. (In Russian).
13. Frank, S. L. (1995) Predmet znaniya [Subject of knowledge]. Frank S. L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka [The subject of knowledge. The human soul]. Sankt-Peterburg: Nauka. (In Russian).
14. Frank, S. L. (1976) Smysl zhizni [The meaning of life]. Bryussel': Zhizn' s Bogom. (In Russian).
15. Frank, S. L. (1993) Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Philosophy]. Sankt-Peterburg: Abris-kniga. (In Russian).
16. Frank, S. L. (1990) Nepostizhimoe [The Unfathomable]. Frank S. L. Sochineniya [Writings]. Moskva: Izd-vo “Pravda”. (In Russian).
17. Frank, S. L. (1995) Dusha cheloveka [The human soul]. Frank S. L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka [The subject of knowledge. The human soul]. Sankt-Peterburg: Nauka. (In Russian).
18. Frank, S. L. (1992) Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual foundations of society]. Moskva: Respublika. (In Russian).
19. Frank, S. L. (1997) Real'nost' i chelovek [Reality and man.]. Moskva: Respublika. (In Russian).
20. Elen, P. (2012) Vvedenie v spetsifiku filosofskogo myshleniya Franka [Introduction to the specifics of Frank's philosophical thinking]. Semyen Ludvigovich Frank. Ed. by V. N. Porus. Moskva: ROSSPEN. Pp. 15–57. (In Russian).

Ключевые слова:
всеединство, дух, душа, духовность, реальность, сознание, «мы», «я», «ты», all-unity, spirit, soul, spirituality, reality, consciousness, “we”, “I”, “you”

Для цитирования:
Канышева О. А. Духовные основания сознания в философии С. Л. Франка // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 1. – С. 50–65. DOI: 10.35231/18186653_2024_1_50. EDN: VAMXTR Kanysheva, O. A. (2024) Dukhovnye osnovaniya soznaniya v filosofii S. L. Franka [Spiritual foundations of consciousness in the philosophy of S. L. Frank].Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 50–65. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_1_50. EDN: VAMXTR

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина