Рамочные требования к квалификации как фактор проектирования профессионального образования тренеров по футболу

Framework Requirements for Qualifications as a Factor in Designing Professional Education for Football Coaches

Авторы:
Малышев Алексей Иванович,Титовец Станислав Викторович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_302

Полный текст522,93 КБ

Введение. В статье освещаются вопросы применения квалификационных требований Тренерской конвенции Союза европейских футбольных ассоциаций в качестве дескрипторов в процессе проектирования требований к результатам освоения образовательных программ, предусматривающих подготовку кадров для профессиональной области «Физическая культура и спорт». Научная новизна исследования заключается в выявлении требований к квалификации тренеров по футболу, представленных в документах рамочного характера и являющихся дескрипторами в подготовке тренерских кадров, а также в теоретическом обосновании целесообразности их применения при разработке требований к профессиональным компетенциям в структуре образовательных программ профессиональной области «Физическая культура и спорт», предполагающих выполнение выпускниками трудовых функций и трудовых действий, направленных на подготовку спортивного резерва.

Материал и методы. В исследовании применялись: теоретический анализ и обобщение данных научной литературы, материалов периодической печати и сети Интернет, анализ нормативных документов и сведений статистического учёта, контент-анализ, функциональный, системный анализ, праксиметрический метод.

Результаты. Определена совокупность государственных и общественных требований к квалификации тренеров по футболу, являющихся необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности в сфере спортивной подготовки. Теоретически обоснована целесообразность применения требований к квалификации тренеров по футболу, представленных в документах рамочного характера в качестве дескрипторов для проектирования профессиональных компетенций в структуре образовательных программ, предусматривающих подготовку кадров для профессиональной области «Физическая культура и спорт». Представлен маршрут профессионального становления тренеров по футболу с учётом квалификационных уровней Тренерской конвенции Союза европейских футбольных ассоциаций, позволяющих заниматься тренерской деятельностью в профессиональном, любительском или массовом футболе.

Обсуждение и выводы. Подготовка тренеров по футболу осуществляется в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Тренер» и «Тренер-преподаватель». Союз европейских футбольных ассоциаций при определении квалификационных требований к тренеру по футболу руководствуется Международной рамкой квалификаций тренерской деятельности в спорте, Европейской рамкой квалификаций, Европейской рамкой квалификаций тренерской деятельности в спорте. Маршрут профессионального становления тренера по футболу с учётом требований общественно-государственной системы подготовки кадров к профессиональной квалификации предполагает получение среднего профессионального образования по специальности 49.03.02 Спорт или высшего образования по направлению подготовки 49.03.04 Спорт и (или) 49.04.03 Спорт с последующим получением дополнительного профессионального образования, присвоением квалификационных категорий, установленных Тренерской конвенцией Союза европейских футбольных ассоциаций и получением лицензий, позволяющих заниматься тренерской деятельностью.


Introduction. Requirements for the qualifications of football coaches are currently the subject of state regulatory regulation and extra-legal regulatory regulation of the social and professional community. The article is devoted to the problem of applying the qualification requirements of the Coaching Convention of the Union of European Football Associations as descriptors in the process of designing requirements for the results of mastering educational programs that provide training for the professional field 05 Physical culture and sports. The scientific novelty of the study lies in the identification of requirements for the qualifications of football coaches, presented in framework documents and which are descriptors in the training of coaching personnel, as well as in the theoretical justification of the feasibility of their use when developing requirements for professional competencies in the structure of educational programs of the professional field 05 Physical education and sports, which involve graduates performing labor functions and labor actions aimed at preparing a sports reserve.

Material and methods. The study used theoretical analysis and summarization of data from scientific literature, periodicals and the Internet, analysis of regulatory documents and statistical information, content analysis, functional analysis, system analysis, and the praxis metric method.

Results. A set of state and public requirements for the qualifications of football coaches has been determined, which is a necessary condition for carrying out professional activities in the field of sports training. The feasibility of applying the requirements for the qualifications of football coaches, which are descriptors in the training of coaching personnel and presented in framework documents, in the process of designing requirements for professional competencies in the structure of educational programs that provide training for the professional field 05 Physical culture and sports is theoretically substantiated. The route for the professional development of football coaches is presented, taking into account the qualification requirements that are defined by the Coaching Convention of the Union of European Football Associations and which allow coaching to be carried out at the qualification level established for the work of coaches in professional, amateur or grassroots football.

Discussion and conclusions. We carried the training of football coaches out in educational organizations of secondary vocational and higher education in accordance with the requirements of professional standards 05.003 “Coach”, 05.012 “Coach-teacher”. When determining qualification requirements for a football coach, the International Qualifications Framework for Coaching in Sport guided the Union of European Football Associations, the European Qualifications Framework, and the European Qualifications Framework for Coaching in Sport. The route for the professional development of a football coach, taking into account the requirements of the public-state system of training personnel for professional qualifications, involves obtaining secondary vocational education in the specialty 49.03.02 Sports or higher education in the field of training 49.03.04 Sports and (or) 49.04.03 Sports with subsequent receipt additional professional education, assignment of qualification categories established by the Coaching Convention of the Union of European Football Associations and obtaining licenses that allow coaching.

Малышев Алексей Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Malyshevalexey@rambler.ru

Титовец Станислав Викторович
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
larista@yandex.ru

1. Алексеев С. В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: монография. – М.: МГИУ, 2014. – С. 173–181.
2. Алексеев С. В., Куташевская Я. С., Мельник В. Н., Саттаров Н. Г. К вопросу о «Lex Sportiva» как источнике спортивного права // Спорт: экономика, право, управление. – № 2. – 2019. – С. 5–8.
3. Анализ международного опыта развития футбола и его применение в России с учётом подготовки к чемпионату мира по футболу ФИФА-2018: монография / А. И. Воробьев, И. В. Солнцев, Н. А. Осокин. – М.: ИНФРА-М, 2023. – С. 99–100.
4. Бойкова Т. Ю., Малышев А. И., Солдатова М. А. Особенности правого регулирования труда спортсменов и тренеров // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 3 (53). – С. 167–175.
5. Вяхирев Д. А. Особенности подготовки тренеров национальных сборных команд по футболу в разных странах мира // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – № 4 (Т. 13). – С. 95–100.
6. Губа В., Стула А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография. – М.: Спорт, 2017. – С. 13.
7. Захарова Л. И. Lex merсatoria и lex sportiva: особенности, сходства и различия // Lex russica. –2019. – № 11 (156). – С. 70–78.
8. Захарова Л. И. Права человека в спорте: взаимодействие международно-правовых и корпоративных стандартов // Московский журнал международного права. – 2020. – № 2. – С. 88–101.
9. Кучмин А. Ю. Квалификационные требования тренеров в детско-юношеском футболе // Пробелы в Российском законодательстве. – 2018. – № 3. – С. 247–252.
10. Леднев В. Футбольная индустрия: появился ли новый вектор развития? // Вестник РМОУ. – 2016. – № 1. – С. 10–17.
11. Мельник В. Н. Гармонизация структуры lex sportiva // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17. – № 11. – С. 100–110.
12. Панайотопулос Д. П. Аспекты спортивного права и Lex Sportiva // Вестник РМОУ. – № 1. –2013. – С. 68–75.
13. Понкина А. И. Автономность спорта: Теоретико-правовое исследование // Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации. – М., 2013. – 102 с. (Серия: «Актуальные проблемы спортивного права». Вып. 17).
14. Раднагуруев Б. Б., Уляева Г. Г., Уляева Л. Г. Особенности системы лицензирования российских футбольных тренеров // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 5. – С. 14–19.
15. Самсонов И. И. К вопросу о необходимости гармонизации дополнительного профессионального образования и тренерских лицензий РФС и УЕФА для тренеров (тренеров-преподавателей) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 28 (4). – С. 113–120.
16. Солнцев И. В., Сиромолот В. Ю., Власов А. Е. Факторы, влияющие на развитие массового футбола // Вестник спортивной науки. – № 6. – 2016. – С. 46–49.
17. Солнцев И. B. Повышение финансовой устойчивости российских футбольных клубов // Экономический журнал ВШЭ. – 2020. – № 24 (1). – С. 117–145.
18. Сторм Р. К., Нильсен К. Мягкие бюджетные ограничения в профессиональном футболе // Вестник РМОУ. – 2015. – № 2. – С. 52–69.
19. Талалаев А. А. Проблема лицензирования тренеров по стандартам УЕФА (конвенция УЕФА 2020) для их работы и российских государственных дипломов тренеров и тренеров-преподавателей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – Т. 17 (1). – С. 117–121.
20. Щенникова М. Ю., Костюченко В. Ф., Овсюк Т. М. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 329–339.
21. Koprukowiak G. The role of the coach in preparing modern youth for professional football / Ogrody Nauk i Sztuk. – 2021. – № 11. – S. 15–29.


1. Alekseev, S. V. (2014) Futbol'noe pravo: vozniknovenie, stanovlenie, perspektivy razvitiya: monogr [Football law: emergence, formation, prospects of development]. Moscow: MGIU. (In Russian).
2. Alekseev, S. V., Kutashevskaya, YA. S., Mel'nik, V. N., Sattarov, N. G. (2019) K voprosu o «Lex Sportiva» kak istochnike sportivnogo prava [On the issue of "Lex Sportiva" as a source of sports law]. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie – Sports: economics, law, management. No. 2. Pp. 5–8. (In Russian).
3. Vorob'yev, A. I., Solntsev, I. V., Osokin, N. A. (2023) Analiz mezhdunarodnogo opyta razvitiya futbola i yego primeneniye v Rossii s uchotom podgotovki k chempionatu mira po futbolu FIFA-2018: monografiya [Analysis of international experience in the development of football and its application in Russia, taking into account preparations for the 2018 FIFA World Cup]. Moscow: INFRA-M. Pp. 99–100. (In Russian).
4. Bojkova, T. YU., Malyshev, A. I., Soldatova, M. A. (2014) Osobennosti pravogo regulirovaniya truda sportsmenov i trenerov [Features of the legal regulation of the work of athletes and coaches]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal – Leningrad Legal Journal. No. 3 (53). Pp. 167–175. (In Russian).
5. Vyakhirev, D. A. (2016) Osobennosti podgotovki trenerov natsional'nykh sbornykh komand po futbolu v raznykh stranakh mira [Peculiarities of training of coaches of national football teams in different countries of the World]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii – Science and sport: modern trends. No. 4 (Vol. 13). Pp. 95–100. (In Russian).
6. Guba, V., Stula A., Kromke, K. (2017) Podgotovka futbolistov v vedushchih klubah Evropy: monogr. [Training of football players in the leading clubs of Europe]. Moscow: Sport. (In Russian).
7. Zakharova, L. I. (2019) Lex mersatoria i lex sportiva: osobennosti, skhodstva i razlichiya [Lex merсatoria and lex sportiva: features, similarities and differences]. Lex russica – Russian law. No. 11 (156). Pp. 70–78. (In Russian).
8. Zakharova, L. I. (2020) Prava cheloveka v sporte: vzaimodeystviye mezhdunarodno-pravovykh i korporativnykh standartov [Human rights in sports: interaction of international legal and corporate standards]. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava – Moscow Journal of International Law. No. 2. Pp. 88–101. (In Russian).
9. Kuchmin, A. YU. (2018) Kvalifikacionnye trebovaniya trenerov v detsko-yunosheskom futbole [Qualification requirements of coaches in youth football]. Probely v Rossijskom zakonodatel'stve – Gaps in Russian legislation. No. 3. Pp. 247–252. (In Russian).
10. Lednev, V. Futbol'naya industriya: poyavilsya li novyy vektor razvitiya? [Football industry: Is there a new vector of development emerged?]. Vestnik RMOU – Vestnik RMOU. No. 1. Pp. 10–17. (In Russian).
11. Mel'nik, V. N. (2022) Garmonizatsiya struktury lex sportive [Harmonization of the structure of lex sportiva]. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava – Current problems of Russian law. Vol. 17. No. 11. Pp. 100–110. (In Russian).
12. Panajotopulos, D.P. (2013) Aspekty sportivnogo prava i Lex Sportiva [Aspects of Sports Law and Lex Sportiva]. Vestnik RMOU – Vestnik RMOU. No. 1. Pp. 68–75. (In Russian).
13. Ponkina, A. I. (2013) Avtonomnost' sporta: Teoretiko-pravovoye issledovaniye [Autonomy of sport: Theoretical and legal research]. Komissiya po sportivnomu pravu Assotsiatsii yuristov Rossii; Natsional'noye ob"yedineniye sportivnykh yuristov Rossiyskoy Federatsii – Commission on Sports Law of the Russian Lawyers Association; National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation. Pp. 102 / Seriya: «Aktual'nyye problemy sportivnogo prava». Vyp. 17 – Series: "Current problems of sports law". Rel. 17. (In Russian).
14. Radnaguruev, B. B., Ulyaeva, G. G., Ulyaeva, L. G. (2022) Osobennosti sistemy licenzirovaniya rossijskih futbol'nyh trenerov [Features of the licensing system of Russian football coaches]. Vestnik sportivnoj nauki – Vestnik of Sports Science. No. 5. Pp. 14–19. (In Russian).
15. Samsonov, I. I. (2022) K voprosu o neobhodimosti garmonizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i trenerskih licenzij RFS i UEFA dlya trenerov (trenerov-prepodavatelej) [On the need to harmonize additional professional education and coaching licenses of the RFU and UEFA for coaches (trainers-teachers)]. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta – Human health, theory and methodology of physical culture and sports. No. 28 (4). Pp. 113–120. (In Russian).
16. Solntsev, I. V. (2016) Faktory, vliyayushchiye na razvitiye massovogo futbola [Factors influencing the development of mass football]. Vestnik sportivnoy nauki – Herald of sports science. No. 6. Pp. 46–49. (In Russian).
17. Solntsev, I. B. (2020) Povysheniye finansovoy ustoychivosti rossiyskikh futbol'nykh klubov [Increasing the financial stability of Russian football clubs]. Ekonomicheskiy zhurnal VSHE – HSE Economic Journal. No. 24 (1). Pp. 117–145. (In Russian).
18. Storm, R. K., Nil'sen, K. (2015) Myagkiye byudzhetnyye ogranicheniya v professional'nom futbole [Nielsen K. Soft budget constraints in professional football]. Vestnik RMOU – Vestnik RMOU. No. 2. Pp. 52–69. (In Russian).
19. Talalayev, A. A. (2022) Problema litsenzirovaniya trenerov po standartam UYEFA (konventsiya UYEFA 2020) dlya ikh raboty i rossiyskikh gosudarstvennykh diplomov trenerov i trenerov-prepodavateley [The problem of licensing coaches according to UEFA standards (UEFA Convention 2020) for their work and Russian state diplomas of coaches and coach-teachers]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta – Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. Vol. 17 (1). Pp. 117–121. (In Russian).
20. Shchennikova, M. Y. (2018) Professional'noye obrazovaniye i sistema professional'nykh kvalifikatsiy v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta [Professional education and system of professional qualifications in the field of physical culture and sports]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta – Scientific notes of the University named after P. F. Lesgafta. No. 3 (157). Pp. 329–339. (In Russian).
21. Koprukowiak, G. (2021) The role of the coach in preparing modern youth for professional football / Ogrody Nauk i Sztuk. No. 11. Pp. 15–29.

Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, квалификация, квалификационная категория, лицензирование, повышение квалификации, тренер, additional professional education, qualification, qualification category, licensing, advanced training, trainer

Для цитирования:
Малышев А. И., Титовец С. В. Рамочные требования к квалификации как фактор проектирования профессионального образования тренеров по футболу // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4.– С. 302–325. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_302. EDN: SJLBWE Malyshev, A. I., Titovets, S. V. (2023) Ramochny`e trebovaniya k kvalifikacii kak faktor proektirovaniya professional`nogo obrazovaniya trenerov po futbolu [Framework Requirements for Qualifications as a Factor in Designing Professional Education for Football Coaches]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 302–325. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_302. EDN: SJLBWE

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина