Интеграция формального, неформального и информального образования в процессе профессионального становления будущих педагогов в вузе

Integration of Formal, Non-Formal and Informal Education in the Process of Professional Development of Future Teachers at a University

Авторы:
Коновалова Людмила Викторовна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_287

Полный текст400,63 КБ

Введение. В статье на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы анализируется система профессионального становления педагога, особая роль в этом процессе отводится вузовскому этапу профессионального образования. Научная новизна исследования заключается в том, что в современной социокультурной ситуации университет рассматривается не только как образовательная организация, но и как центр исследований, культуры и самообразования.

Материалы и методы. Представленный в статье материал был получен на основе теоретического анализа философских, психолого-педагогических источников, отражающих вопросы профессионального становления будущих педагогов в образовательном пространстве вуза, а также непосредственного наблюдения за деятельностью студентов, контент-анализа, систематизации и обобщения данных полученных в ходе наблюдения. Проведенное исследование отражают различные аспекты заявленной темы.

Результаты. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обоснована актуальность интеграции формального, неформального и информального образования, обеспечивающая эффективность профессионального становления педагога на вузовском этапе непрерывного образования. Многолетний педагогический опыт и проведенное исследование методом непосредственного педагогическое наблюдение на основе разработанного дневника наблюдений, показало, что далеко не все виды образования взаимодействуют «синхронно». Как правило успешно интеграция происходит между формальным и неформальным видами образования. Информальное образование, связанное с самообразованием посредством самостоятельного приобретения знаний счет собственной активности, чтения, посещения учреждений культуры, СМИ и т. д., когда будущий педагог способен превращать образовательный потенциал общества в действенные факторы своего развития в контексте выбранной профессии, не имеет систематической и разумно организованной самообразовательной работы студента. В этой ситуации существует актуальная необходимость включения студентов в активный самообразовательный процесс с первых дней обучения в вузе.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование показало, что в образовательном пространстве вуза происходит формирование личности педагога посредством освоения важнейших ценностных профессионально-педагогических представлений, а также овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного старта в педагогической профессии посредством «синхронного синтеза» формального, неформального и информального образования.


Introduction. The article, based on a theoretical analysis of philosophical, psychological, pedagogical, and methodological literature, analyzes the process of professional development of a teacher; a special role in this process is given to the university stage of professional education. The scientific novelty of the study lies in the fact that in the modern sociocultural situation the university stands not only as an educational institution, but also as a center of research, culture and self-education.

Materials and methods. The material presented in the article was obtained on the basis of a theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical sources reflecting the issues of professional development of future teachers in the educational space of the university, as well as direct observation of students’ activities, content analysis, systematization and generalization of data obtained during observation. The conducted research reflects various aspects of the stated topic.

Results. The article, based on a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, substantiates the relevance of the integration of formal, non-formal and informal education, ensuring the effectiveness of the professional development of a teacher at the university stage of continuing education. Many years of teaching experience and research conducted using direct pedagogical observation based on the developed observation diary showed that not all types of education interact “synchronously”. As a rule, successful integration occurs between formal and non-formal types of education. Informal education associated with self-education through independent acquisition of knowledge through one’s own activity, reading, visits to cultural institutions, the media, etc., when the future teacher is able to transform the educational potential of society into effective factors of his development in the context of his chosen profession, does not have a systematic and reasonable -organized self-educational work of the student. In this situation, there is an urgent need to include students in an active self-educational process from the first days of study at a higher education institution.

Discussion and conclusions. The study showed that in the educational space of the university, the formation of the teacher’s personality occurs through the development of the most important professional and pedagogical value concepts, as well as the acquisition of special knowledge and skills necessary for a successful start in the teaching profession through the “synchronous synthesis” of formal, non-formal and informal education.

Коновалова Людмила Викторовна
доктор педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ivolga79@bk.ru

1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977. – 254 с.
2. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: проблемное поле исследований // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей под ред. Н. В. Бордовской. – СПб.: СПбГУ, 2012. – С. 3–2.
3. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1197–1200.
4. Козырев В. А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. – 307 с.
5. Коновалова Л. В., Архиповская Е. П. Научно-исследовательская деятельность как фактор успешного профессионального становления педагогов в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 309–321.
6. Коновалова Л. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности педагогов в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 3. – № 2. – С. 72–80.
7. Коновалова Л. В. Проблемы профессионального становления педагогов в современной социокультурной ситуации // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Mеждунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 13–14 ноября 2019. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 8–12.
8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. – 117 с.
9. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. – 1989. – № 2. – С. 5–13.
10. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат – М.: Педагогика, 1990–104 с.
11. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. – 318 с.
12. Bourdieu, P. La Distinction: critique sociale du jugement. – P.: Minuit, 1979. – 670 p. (Le Sens commun)
13. Bourdieu, P. Questions de sociologie. – P.: Minuit, 1980. – 268 p. (Documents)
14. Colley H., Hodkinson P., Malcom J. Informality and formality in learning: a report for the Learning and Skills Research Centre. University of Leeds, 2003. – 93 p.
15. Knowles M. Androgogy: An Emerging technology for Adult Learning. / Edwards R., Hanson A., Raggatt P. (ed.). Boundaries of Adult Learning. London; New York: Open Univ.: Routledge, 1996. – 18 p.
16. Kuzmic J. A beginning teachers search for meaning // Teaching and teacher education. – 1990. – Vol. 10. – № 1. – P. 18.


1. Afanas'ev, V. G. (1977) CHelovek v upravlenii obshchestvom [Man in society management]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
2. Bordovskaya, N. V. (2012) Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego specialista: problemnoe pole issledovanij [Professional and personal development of a future specialist: a problematic field of research]. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego specialist [Professional and personal development of the future specialist]. Saint Peterburg: SPbGU. Pp. 2–3. (In Russian).
3. Gavrilova, I. V., Zaprudnova, L. A. (2016) Formal'naya, neformal'naya i informal'naya modeli obrazovaniya [Formal, non-formal and informal models of education]. Molodoj uchenyj – Young scientist. No. 10. Pp. 1197–1200. (In Russian).
4. Kozyrev, V. A. (2005) Pedagogicheskij universitet kak istochnik obrazovatel'nyh innovacij v vysshem pedagogicheskom obrazovanii: monografiya [Pedagogical University as a source of educational innovations in higher pedagogical education: monograph]. Saint Peterburg: Izd-vo RGPU im. Gercena. (In Russian).
5. Konovalova, L. V., Arhipovskaya, E. P. (2021) Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak faktor uspeshnogo professional'nogo stanovleniya pedagogov v vuze [Research activity as a factor in the successful professional development of teachers at a university]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 309–321. (In Russian).
6. Konovalova, L. V. (2015) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov v vuze [Pedagogical conditions for the formation of ethnocultural competence of teachers at a university]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. Vol. 3. No. 2. Pp. 72–80. (In Russian).
7. Konovalova, L.V. (2019) Problemy professional'nogo stanovleniya pedagogov v sovremennoj sociokul'turnoj situacii [Problems of professional development of teachers in the modern sociocultural situation] Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshchestva [Education as a factor in the development of the intellectual and moral potential of the individual and modern society]. Proceedings of the International Conference. Saint Peterburg 13–14 November 2019. Saint Peterburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 8–12. (In Russian).
8. Kuz'mina, N. V. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of the personality of the teacher and master of industrial training]. Moscow: Graduate School. (In Russian).
9. Kulyutkin, YU.N. (1989) Psihologicheskie problemy obrazovaniya vzroslyh [Psychological problems of adult education]. Voprosy psihologii – Psychology issues. No. 2. Pp. 5–13. (In Russian).
10. Kulyutkin, YU. N., Suhobskaya, G. S.(1990) Myshlenie uchitelya: Lichnostnye mekhanizmy i ponyatijnyj apparat [Teacher's thinking: Personal mechanisms and conceptual apparatus]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
11. Mitina, L. M. (1998) Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya [Psychology of work and professional development of teachers]. Moscow: Academia. (In Russian).
12. Bourdieu, P. (1979) La Distinction: critique sociale du jugement. P.: Minuit. (Le Sens commun). (In French).
13. Bourdieu, P. (1980) Questions de sociologie. P.: Minuit. (Documents). (In French).
14. Colley, H., Hodkinson, P., Malcom, J. (2003) Informality and formality in learning: a report for the Learning and Skills Research Centre. University of Leeds.
15. Knowles, M. (1996) Androgogy: An Emerging technology for Adult Learning. / Edwards R., Hanson A., Raggatt P. (ed.). Boundaries of Adult Learning. London; New York: Open Univ.: Routledge.
16. Kuzmic, J. (1990) A beginning teachers search for meaning. Teaching and teacher education. Vol. 10. No. 1. P. 18.

Ключевые слова:
профессиональное становление, образовательное пространство, формальное, неформальное и информальное образование, professional development, educational space, formal, non-formal and informal education

Для цитирования:
Коновалова Л.В. Интеграция формального, неформального и информального образования в процессе профессионального становления будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 287–301. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_287. EDN: SDGKGY Konovalova, L. V. (2023) Integraciya formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya v processe professional'nogo stanovleniya budushchih pedagogov [Integration of Formal, Non-Formal and Informal Education in the Process of Professional Development of Future Teachers at a University]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 287–301. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_287. EDN: SDGKGY

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина