Введение. Современный этап развития цивилизации находится на стадии цифровой трансформации, обусловленной бурным развитием цифровых технологий, сервисов и устройств. Происходящие технологические изменения оказывают влияние на ключевые требования, предъявляемые к уровню подготовки и компетентности студентов, которые будут востребованы на рынке труда в условиях цифровой экономики. Цель исследования – построение, обоснование и эмпирическая проверка карты цифровых компетенций юриста, обеспечивающей целенаправленную подготовку обучающихся в использовании современных цифровых технологий, средств и сервисов.
Материалы и методы. Исследование проводилось в Уральском государственном юридическом университете имени В. Ф. Яковлева. Общее количество студентов, принявших участие в исследовании, составило 290 человек. Основными методами исследования стали: анализ научной и научно-методической литературы; опрос-беседа со студентами магистратуры, экспертами и представителями работодателей; анкетирование студентов трех уровней образования; анализ и обработка полученных результатов. Исследование состояло из трех этапов.
Результаты. На основе анализа полученных эмпирических данных на первом этапе и обсуждения результатов с экспертами и представителями работодателей была оформлена карта цифровых компетенций юриста, содержащая три цифровые компетенции: базовую, общую профессиональную и специализированную профессиональную, каждая из которых включает в себя несколько индикаторов, совокупная оценка сформированности которых позволяет говорить об уровне развития компетенций в целом. Результаты второго этапа исследования доказали адекватность предлагаемой карты цифровых компетенций, а также интерес респондентов к обсуждаемой теме исследования. На третьем этапе в ходе проведения опроса и последующего обсуждения были выявлены основные направления в обучении студентов, направленные на формирование и развитие цифровых компетенций.
Обсуждение и выводы. Полученные в ходе исследования данные, свидетельствующие о понимании студентами необходимости развития цифровых компетенций, также подтверждают важность построения карты цифровых компетенций для повышения мотивации и осознанности при подготовке будущих юристов и, как следствие, повышения эффективности и качества обучения.
Introduction. The modern stage of civilization development is at the stage of digital transformation due to the rapid development of digital technologies, services and devices. The ongoing technological changes have an impact on the key requirements for the level of training and competence of students who will be in demand in the labor market in the digital economy. The purpose of our research is to build, substantiate and empirically verify a lawyer’s digital competence map, that providing targeted training of students in the use of modern digital technologies, tools and services.
Materials and methods. The research was conducted at the Ural State Law University named after V. F. Yakovlev on the Department of Information Law. The total number of students who took part in the study was 290 people. The main methods of conducting the research were: analysis of scientific and methodological literature; conducting interviews with graduate students, experts and representatives of employers; questioning students of three levels of education; subsequent analysis and processing of the results obtained. The study consisted of three stages.
Results. During the study, based on the analysis of the empirical data obtained at the first stage and discussion of the results with experts and representatives of employers, a lawyer's Digital Competencies Map was drawn up, containing three digital competencies: basic, general professional and specialized professional, each of which includes several indicators, the cumulative assessment of which allows us to talk about the level of competence development as a whole. The results of the second stage of the study proved the adequacy of the proposed Map of Digital Competencies, as well as the interest of respondents in the research topic under discussion. At the third stage, during the survey and subsequent discussion, the main directions in the training of students aimed at the formation and development of digital competencies were identified.
Discussion and conclusions. The data obtained in the course of the study testifying to the students' understanding of the need to develop digital competencies also confirm the importance of building a digital competence map to increase motivation and awareness in the preparation of future lawyers, and as a result, improve the efficiency and quality of training.
Петрова Светлана Николаевнакандидат педагогических наук, доцент
Технический университет УГМК
Верхняя Пышма, Российская Федерация
axial_120@mail.ru
Коржавина Наталья Валерьевнакандидат педагогических наук
Технический университет УГМК
Верхняя Пышма, Российская Федерация
knati@mail.ru
Брусницына Галина Григорьевнакандидат педагогических наук
Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева
Екатеринбург, Российская Федерация
brgalina13@gmail.com
1. Агеев А. И., Аверьянов М. А., Евтушенко С. Н., Кочетова Е. Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение // Экономические стратегии. – 2017. – Т. 19. – № 1 (143). – С. 114–125. EDN: XXRVEL
2. Батова М. М. Формирование цифровых компетенций в системе «Образование – наук – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Т. 9. – № 4. – С. 1573–1584. EDN: GWBRUD.
3. Бегларян М. Е., Добровольская Н. Ю. Формирование цифровых компетенций юристов в современном правовом образовательном пространстве // Правовая информатика. – 2022. – № 3. – С. 61–71. EDN: UBNKBU
4. Грошев И. В., Коблов С. В. Векторы развития моделей компетенций сотрудников в цифровой среде организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2023. – № 4. – С. 74–80. EDN: YAJIBS
5. Давыдова О. Ю., Вишневская Е. А. Сквозные цифровые компетенции в образовательном процессе // Автоматизация и информатизация ТЭК. – 2023. – № 5 (598). – С. 55–58. EDN: TEOBHR
6. Ершова И. В., Енькова Е. Е. «Цифровые» компетенции юристов: понятие, практика, проблемы формирования // Актуальные проблемы Российского права. – 2020. – Т. 15. – № 6 (115). – С. 225–236. EDN: BOKECV
7. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. – 2018. – № 2. – С. 4–20. EDN: YNQKTB
8. Жадобина Н. Н., Лукиянчина Е. В. Исследование саморазвития цифровой компетентности будущих юристов на примере Сургутского государственного университета // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 2 (63). – С. 376–382. EDN: DSKVDT
9. Катаргина Н. А. Разработка модели компетенций персонала организации в контексте формирования экономики знаний // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2019. – № 4. – С. 31–36. EDN: ISHDJI
10. Катасонова Г. Р., Сотников А. Д., Стригина Е. В. Модели компетенций на основе доменной модели // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2018): материалы VII Междунар. научнотех. и научно-метод. конф., СПб., 28 февраля – 1 марта 2018. – СПб.: СПГУТ, 2018. – С. 607–612. EDN: NHNFLC
11. Кожухова Н. В., Серпухова Е. П. и др. Компетенции «будущего» в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство, право. – 2021. – Т. 11. – № 7. – С. 1875–1892. EDN: YCONTF
12. Коковихин А. Ю., Огородникова Е. С. Уровень цифровых компетенций жителей России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9–2. – С. 228–233. EDN: KSCHOV
13. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Т. 7. – № 11. – С. 1055–1072. EDN: OHIGML
14. Кузнецов П. У. Цифровая трансформация государственного управления как этап развития информатизации в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 84–95. EDN: DFYXSL
15. Петров П. К., Сабитова Н. Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–1. – 454 с. EDN: UHXDJH
16. Пеша А. В. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 201–220. EDN: XSFFPJ
17. Самарова И. С., Алексеевичева Ю. В., Жигин Д. В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Т. 12. – № 2. – С. 935–984. EDN: RGNVUE
18. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 80–93. EDN: YXRKEP
19. Шарипова О. М. Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10. – № 3. С. 1789–1802. EDN: NUKDIZ
20. Этуев Х. Х., Соколова С. К., Шупаев А. В., Бардин В. С., Таумурзаева Ф. К. Модель и матрица компетенций, актуальных для цифровой экономики // ЦИТИСЭ. – 2022. – № 4 (34). – С. 284–297. EDN: CTFMWK
1. Ageev, A. I., Aver`yanov, M. A., Evtushenko, S. N., Kochetova, E. Yu. (2017) Cifrovoe obshhestvo: arxitektura, principy`, videnie [Digital society: architecture, principles, vision]. E`konomicheskie strategii – Economic Strategies. Vol. 19. No. 1 (143). Pp. 114–125. (In Russian). EDN: XXRVEL
2. Batova, M. M. (2019) Formirovanie cifrovy`x kompetencij v sisteme «Obrazovanie – nauk – proizvodstvo» [Formation of digital competencies in the "Education – Science – production" system]. Voprosy` innovacionnoj e`konomiki – Issues of Innovative Economy. Vol. 9. No. 4. Pp. 1573–1584. (In Russian). EDN: GWBRUD
3. Beglaryan, M. E., Dobrovol`skaya, N. Yu. (2022) Formirovanie cifrovy`x kompetencij yuristov v sovremennom pravovom obrazovatel`nom prostranstve [Formation of digital competencies of lawyers in the modern legal educational space]. Pravovaya informatika – Legal Informatics. No. 3. Pp. 61–71. (In Russian). EDN: UBNKBU
4. Groshev, I. V., Koblov, S. V. (2023) Vektory` razvitiya modelej kompetencij sotrudnikov v cifrovoj srede organizacii [Vectors of development of employee competence models in the digital environment of the organization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom – Management in Russia and Abroad. No. 4. Pp. 74–80. (In Russian). EDN: YAJIBS
5. Davy`dova, O. Yu., Vishnevskaya, E. A. (2023) Skvozny`e cifrovy`e kompetencii v obrazovatel`nom processe [End-to-end digital competencies in the educational process]. Avtomatizaciya i informatizaciya TE`K – Automation and Informatization of the Fuel and Energy Sector. No. 5 (598). Pp. 55–58. (In Russian). EDN: TEOBHR
6. Ershova, I. V., En`kova, E. E. (2020) «Cifrovy`e» kompetencii yuristov: ponyatie, praktika, problemy` formirovaniya ["Digital" competencies of lawyers: concept, practice, problems of formation]. Aktual`ny`e problemy` Rossijskogo prava – Actual Problems of Russian Law. Vol. 15. No. 6 (115). Pp. 225–236. (In Russian). EDN: BOKECV
7. Ershova, T. V., Ziva, S. V. (2018) Klyuchevy`e kompetencii dlya cifrovoj e`konomiki [Key competencies for the digital economy]. Informacionnoe obshhestvo – Information Society. No. 2. Pp. 4–20. (In Russian). EDN: YNQKTB
8. Zhadobina, N. N., Lukiyanchina, E. V. (2023) Issledovanie samorazvitiya cifrovoj kompetentnosti budushhix yuristov na primere Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta [Research of self-development of digital competence of future lawyers on the example of Surgut State University]. Biznes. Obrazovanie. Pravo – Business. Education. Right. No. 2 (63). Pp. 376–382. (In Russian). EDN: DSKVDT
9. Katargina, N. A. (2019) Razrabotka modeli kompetencij personala organizacii v kontekste formirovaniya e`konomiki znanij [Development of the competence model of the organization's personnel in the context of the formation of the knowledge economy]. E`konomika. Professiya. Biznes – Economy. Profession. Business. No. 4. Pp. 31–36. (In Russian). EDN: ISHDJI
10. Katasonova, G. R., Sotnikov, A. D., Strigina, E. V. (2018) Modeli kompetencij na osnove domennoj modeli [Competence models based on a domain model]. Aktual`ny`e problemy` infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii (APINO 2018). Actual problems of infotelecommunications in science and education (APINO 2018). Materials of the VII International Scientific and Technical Conference. and the scientific method. conf., St. Petersburg, February 28 – March 1. 2018. Saint Petersburg: SPGUT. Pp. 607–612. (In Russian). EDN: NHNFLC
11. Kozhuxova, N. V., Serpuxova, E. P. etc. (2021) Kompetencii «budushhego» v usloviyax cifrovoj e`konomiki [Competencies of the "future" in the digital economy]. E`konomika, predprinimatel`stvo, pravo – Economics, Entrepreneurship, Law. Vol. 11. No. 7. Pp. 1875–1892. (In Russian). EDN: YCONTF
12. Kokovixin, A. Yu., Ogorodnikova, E. S. (2022) Uroven` cifrovy`x kompetencij zhitelej Rossii [The level of digital competencies of Russian residents]. Vestnik Altajskoj akademii e`konomiki i prava – Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. No. 9–2. Pp. 228–233. (In Russian). EDN: KSCHOV
13. Konstantinova, D. S., Kudaeva, M. M. (2020) Cifrovy`e kompetencii kak osnova transformacii professional`nogo obrazovaniya [Digital competencies as the basis for the transformation of vocational education] E`konomika truda – Labor Economics. Vol. 7. No. 11. Pp. 1055–1072. (In Russian). EDN: OHIGML
14. Kuzneczov, P. U. (2021) Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo upravleniya kak e`tap razvitiya informatizacii v Rossii [Digital transformation of public administration as a stage of informatization development in Russia]. Vestnik Yuzhno-Ural`skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo – Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. Vol. 21. No. 1. Pp. 84–95. (In Russian). EDN: DFYXSL
15. Petrov, P. K., Sabitova, N. G. (2015) Model` formirovaniya informacionno-kommunikacionny`x kompetencij u studentov bakalavriata vuza [The model of formation of information and communication competencies among undergraduate students of the university]. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya – Modern Problems of Science and Education. No. 2–1. (In Russian). EDN: UHXDJH
16. Pesha, A. V. (2022) Razvitie cifrovy`x kompetencij i cifrovoj gramotnosti v XXI veke: obzor issledovanij [Development of digital competencies and digital literacy in the XXI century: research review]. Obrazovanie i samorazvitie – Education and Self-Development. Vol. 17. No. 1. Pp. 201–220. (In Russian). EDN: XSFFPJ
17. Samarova, I. S., Alekseevicheva, Yu. V., Zhigin, D. V. (2022) Cifrovy`e kompetencii: ponyatie, vidy`, ocenka i razvitie [Digital competencies: concept, types, assessment and development]. Voprosy` innovacionnoj e`konomiki – Issues of Innovative Economy. Vol. 12. No. 2. Pp. 935–984. (In Russian). EDN: RGNVUE
18. Xramczova, N. G., Majboroda, T. Yu. (2019) Podxody` k razvitiyu cifrovy`x kompetencij studentov yuridicheskix vuzov [Approaches to the development of digital competencies of law students]. Perspektivy` nauki i obrazovaniya – Prospects of Science and Education. No. 1 (37). Pp. 80–93. (In Russian). EDN: YXRKEP
19. Sharipova, O. M. (2020) Cifrovizaciya i cifrovy`e kompetencii: novaya real`nost` [Digitalization and digital competencies: a new reality]. Voprosy` innovacionnoj e`konomiki – Issues of Innovative Economy. Vol. 10. No. 3. Pp. 1789–1802. (In Russian). EDN: NUKDIZ
20. E`tuev, X. X., Sokolova, S. K., Shupaev, A. V., Bardin, V. S., Taumurzaeva, F. K. (2022) Model` i matricza kompetencij, aktual`ny`x dlya cifrovoj e`konomiki [Model and matrix of competencies relevant to the digital economy]. CITISE`. – CITISE. No. 4 (34). Pp. 284–297. (In Russian). EDN: CTFMWK