Введение. В статье рассматриваются региональные проблемы в получении ранней помощи детям, выявлении причин их возникновения и определении путей их решения на примере Ленинградской области. Предлагаются методики трансформации выявленных проблем в решаемые задачи через выстраивание системы ранней диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста с нарушениями развития.
Материалы и методы. Определение основных направлений, задач развития ранней помощи закреплено в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. Создание сети учреждений и служб разной ведомственной принадлежности, участвующих в абилитационном и реабилитационном процессах; наличие единой информационной базы ранней помощи; расширение и дифференциация организационных форм абилитационной работы; стандартизация содержания ранней помощи и её методического обеспечения; преодоление кадрового дефицита специалистов ранней помощи на основе использования возможностей региональных вузов.
Результаты. Аргументирована актуальность исследования теоретическим обоснованием проблемы, определено понятие «ранняя помощь как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). Материалы и методы определяют стратегию и тактику проведенного исследования. Результаты исследования убедительно демонстрируют имеющиеся проблемы и пути их решения в развитии ранней помощи детям в регионах Российской Федерации.
Introduction. The article considers regional problems in obtaining early help for children, identifying the reasons for their emergence and determining ways to solve them on the example of the Leningrad region. It is proposed to transform the identified problems into solvable tasks by building a system of early diagnostic and correctional-developmental assistance to young children with developmental disorders.
Materials and methods. The definition of the main directions and objectives of the development of early help is enshrined in regulatory and legal documents at the federal and regional levels. These are, first of all, the creation of a network of institutions and services of different departmental affiliation involved in habilitation and rehabilitation processes; the availability of a unified information base of early help; the expansion and differentiation of organisational forms of habilitation work; the standardisation of the content of early help and its methodological support; overcoming the staff shortage of early help specialists on the basis of using the capabilities of regional universities.
Results. The introduction argues the relevance of the study with the theoretical substantiation of the problem, defines the concept of "early help as a set of medical, social and psychological-pedagogical services provided on an interdepartmental basis to children of the target group and their families, aimed at early identification of children of the target group, promoting their optimal development, formation of physical and mental health, inclusion in the environment of peers and integration into society, as well as to accompany and support their families and improve the competence of parents Materials and methods determine the strategy and tactics of the study. The results of the study convincingly demonstrate the existing problems and ways to solve them in the development of early childhood care in the regions of the Russian Federation.
Денисова Ольга Александровна доктор педагогических наук, профессор
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
denisova@inbox.ru
Скуратовская Марина Леонидовна доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marinasku@yandex.ru
Кобрина Лариса Михайловнадоктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: kobrina@mail.ru
1. Айвазян Е. Б., Кудрина Т. П. Возрастно-психологический подход к исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 3. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_4_3.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период): монография. – М., 1989. – 121 с.
3. Баенская Е. Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройствами аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи: глава 10 // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / отв. ред. М. В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023. – С. 135–144.
4. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М.: Теревинф, 2007. – 108 с.
5. Баранова (Скуратовская) М. Л. Региональная система специального образования: проектирование и организация: монография. – Ростов-н/Д.: РГУ, 2006. – 240 с.
6. Беркун А. В., Суетина О.П. 8)/ Модель ранней помощи семьям, воспитывающим детей первых лет жизни с расстройствами аутистического спектра, в рамках эмоционально-смыслового подхода: глава 11 // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / отв. ред. М. В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023. – С. 144–163.
7. Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 3–11.
8. Данилова Л. А., Стока К., Казицына Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: монография. – СПб., 1997. – 215 с.
9. Кобрина Л. М. Некоторые направления воспитания потребности общения у глухих младенцев // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: сборник материалов юбилейных Герценовских чтений, Санкт-Петербург, 24–25 марта 1997 года / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: Образование, 1997. – С. 35–37. EDN: ZDAOSD
10. Кобрина Л. М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Российская оториноларингология. – 2006. – № 2 (21). – С. 100–103. EDN: HVBTYH
11. Кобрина Л. М. Условия, необходимые для развития раннего остаточного слуха // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тезисы Международного семинара, Санкт-Петербург, 30–31 марта 1995 года / отв. ред. М. И. Никитина; РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: Образование, 1995. – С. 71–73. EDN: FMYKDH
12. Кобрина Л. М., Алексеева А. Ю., Селезнева Г. В., Игнатьева Э. А. Рекомендации по оптимизации и совершенствованию региональной межведомственной модели комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сб. науч. статей Международной научно-практической конференции, Минск, 19–20 ноября 2020 года. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2020. – С. 171–184. EDN: PDCKYT
13. Кобрина Л. М., Ильина Г. М. Проблема выявления нарушения слуха у детей раннего возраста // Здоровье ребенка: тезисы докладов и сообщений III международной конференции "Ребенок в современном мире", Санкт-Петербург, 14–17 мая 1996 года. – СПб., 1996. – С. 37–39. EDN: YQKRZJ
14. Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Павлова Н. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы международной научно-практической конференции, 6–7 декабря 2021 года. – М.: РАО, 2022. – С. 302–305.
15. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи: монография. – М.: Теревинф, 1997. – 289 с.
16. Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Первичный дистанционный коллегиальный прием семьи с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: анализ запроса родителей // Современные векторы развития специального и инклюзивного образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции (08–10 февраля 2023 г.) / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, С. С. Елифантьевой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. – С. 22–30.
17. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Педагогический аспект исследования слуха у детей первых 3 лет жизни // Альманах Институту коррекционной педагогики РАО. – 2000. – № 2–1.
18. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 208 с.
19. Разенкова Ю. А. Методологические основы современных отечественных исследований в области ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: глава 5 // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / отв. ред. М. В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023. – С. 73–82.
20. Разенкова Ю. А., Доминирующие тенденции в развитии системы ранней помощи в образовании // Современные векторы развития специального и инклюзивного образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции (08–10 февраля 2023 г.) / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, С. С. Елифантьевой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. – С. 30–37.
21. Романовский Н. В. Динамика реабилитационной работы службы ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра на основе подхода DIR/FLoortime в Центре здоровья и развития им. Святителя Луки // Русский журнал детской неврологии. – 2022. – № 17(4). – С. 33–43.
22. Скуратовская М. Л., Климкина Е. А. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 223–231.
23. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – № 2. – С. 3.
24. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 1 // Дефектология. – 2023. – № 2. – C. 41–51.
1. Aivazian, E. B., Kudrina, T. P. (2023) Vozrastno-psikhologicheskiy podkhod k issledovaniyu psikhicheskogo razvitiya slepykh detey pervykh let zhizni [Age-psychological approach to the study of mental development of blind children in the first years of life]. Defektolog?ya – Defectology. No. 4. Р. 3. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_4_3. (In Russian).
2. Arkhipova, E. F. (1989) Korrekcionnaya rabota s det`mi s cerebral`ny`m paralichom (dorechevoj period) [Correctional work with children with cerebral palsy (pre-speech period)]. Moscow. (In Russian).
3. Baenskaia, E. R. (2023) E`mocional`no-smy`slovoj podxod k korrekcionnoj pomoshhi rebenku rannego vozrasta s rasstrojstvami autisticheskogo spektra i psixologicheskomu soprovozhdeniyu ego sem`i: glava 10 [Emotional and semantic approach to corrective assistance to a young child with autism spectrum disorders and psychological support for his/her family]. Rannee detstvo: psixologicheskaya abilitaciya i profilaktika narushenij psixicheskogo razvitiya [Early childhood: psychological habilitation and prevention of mental development disorders]. Moscow: Moskovskij institut psixoanaliza. Рр. 135–144. (In Russian).
4. Baenskaia, E. R. (2007) Pomoshh` v vospitanii detej s osoby`m e`mocional`ny`m razvitiem (rannij vozrast) [Help in raising children with special emotional development (early childhood)]. Moscow: Terevinf. (In Russian).
5. Baranova (Skuratovskaia), M. L. (2006) Regional`naya sistema special`nogo obrazovaniya: proektirovanie i organizaciya [Regional special education system: design and organisation]. Rostov-na-Donu: RGU. (In Russian).
6. Berkun, A. V., Suetina, O. P. (2023) Model` rannej pomoshhi sem`yam, vospity`vayushhim detej pervy`x let zhizni s rasstrojstvami autisticheskogo spektra, v ramkax e`mocional`no-smy`slovogo podxoda [A model of early intervention for families raising children with autism spectrum disorders in the first years of life within the framework of an emotional and meaningful approach]. Rannee detstvo: psixologicheskaya abilitaciya i profilaktika narushenij psixicheskogo razvitiya [Early childhood: psychological habilitation and prevention of mental development disorders]. Moscow: Moskovskij institut psixoanaliza. Рр. 144–163. (In Russian).
7. Grigoreva, L. P. (1996) Koncepciya diagnostiki anomal`nogo razvitiya detej s sensorny`mi narusheniyami [The concept of diagnosing the abnormal development of children with sensory disorders]. Defektolog?ya – Defectology. No. 3. Pp. 3–11. (In Russian).
8. Danilova, L. A., Stoka, K., Kazitsyna, G. N. (1997) Osobennosti logopedicheskoj raboty` pri detskom cerebral`nom paraliche [Peculiarities of speech therapy in children with cerebral palsy]. Saint Petersburg. (In Russian).
9. Kobrina, L. M. (1997) Nekotory`e napravleniya vospitaniya potrebnosti obshheniya u gluxix mladencev [Some directions for nurturing the need for communication in deaf infants]. Teoreticheskie i prikladny`e problemy` obucheniya i vospitaniya detej s ogranichenny`mi vozmozhnostyami [Theoretical and applied problems of education and upbringing of children with disabilities]. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena. Pp. 35–37. (In Russian). EDN: ZDAOSD
10. Kobrina, L. M. (2006) Osobennosti diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty` s nesly`shashhimi det`mi v usloviyax integracii [Peculiarities of diagnostic and correctional work with hearing-impaired children in conditions of integration]. Rossijskaya otorinolaringologiya – Russian Otorhinolaryngology. Pp. 100–103. (In Russian). EDN: HVBTYH
11. Kobrina, L. M. (1995) Usloviya, neobxodimy`e dlya razvitiya rannego ostatochnogo sluxa [Conditions necessary for the development of early residual hearing]. Aktual'nye problemy obuchenija, adaptacii i integracii detej s narushenijami razvitija [Current problems of education, adaptation and integration of children with developmental disorders]. Abstracts of the International Seminar. St. Petersburg, 30–31 March, 1995. Saint Petersburg: Obrazovanie. Pp. 71–73. (In Russian). EDN: FMYKDH
12. Kobrina, L. M., Alekseeva, A. IU., Selezneva, G. V., Ignateva, E. A. (2020) Rekomendacii po optimizacii i sovershenstvovaniyu regional`noj mezhvedomstvennoj modeli kompleksnogo soprovozhdeniya detej doshkol`nogo i shkol`nogo vozrasta s priznakami otklonenij v razvitii i semej, ix vospity`vayushhix [Recommendations on optimising and improving the regional interdepartmental model of comprehensive support for preschool and school-age children with signs of developmental deviations and the families raising them]. Obrazovanie licz s osoby`mi obrazovatel`ny`mi potrebnostyami: metodologiya, teoriya, praktika [Education of Persons with Special Educational Needs: Methodology, Theory, Practice]. Proceedings of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference. Minsk, 19–20 Nov. 2020. Minsk: BGPU im. M. Tanka. Pp. 171–184. (In Russian). EDN: PDCKYT
13. Kobrina, L. M., Ilina, G. M. (1996) Problema vy`yavleniya narusheniya sluxa u detej rannego vozrasta [The problem of detecting hearing impairment in young children]. Zdorov`e rebenka [Child health]. Abstracts of the III International Conference, St. Petersburg, 14–17 May 1996. Saint Petersburg. Pp. 37–39. (In Russian). EDN: YQKRZJ
14. Lazurenko, S. B., Soloveva, T. A., Pavlova, N. N. (2022) Obrazovanie detej s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya rannego i doshkol`nogo vozrasta: ot udovletvoreniya osoby`x obrazovatel`ny`x potrebnostej k social`noj integracii [Education of children with disabilities of early childhood and preschool age: from meeting special educational needs to social inclusion]. Perspektivy` razvitiya issledovanij v sfere nauk ob obrazovanii [Prospects for the development of research in the educational sciences]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 6–7 December 2021. Moscow: Rossijskaya akademiya obrazovaniya. Рр. 302–305. (In Russian).
15. Nikolskaia, O. S., Baenskaia, E. R., Libling, M. M. (1997) Autichny`j rebenok. Puti pomoshhi [Autistic child. Ways to help]. Moscow: Terevinf. (In Russian).
16. Pavlova, A. V., Odinokova, G. IU. (2023) Pervichny`j distancionny`j kollegial`ny`j priem sem`i s rebenkom rannego vozrasta s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya: analiz zaprosa roditelej [Initial remote peer-to-peer intake of a family with a young child with disabilities: analysing parental enquiry]. Sovremenny`e vektory` razvitiya special`nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern vectors of development of special and inclusive education]: Collection of Scientific Articles of the International Scientific and Practical Conference (08–10 February 2023). Yaroslavl`: RIO YaGP U. Рр. 22–30. (In Russian).
17. Pelymskaia, T. V., SHmatko, N. D. (2000) Pedagogicheskij aspekt issledovaniya sluxa u detej pervy`x 3 let zhizni [Pedagogical aspect of hearing research in children in the first 3 years of life]. Al`manax Instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO – Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education. No. 2–1. (In Russian).
18. Prikhodko, O. G. (2008) Rannyaya pomoshh` detyam s cerebral`ny`m paralichom v sisteme kompleksnoj reabilitacii [Early help for children with cerebral palsy in the system of comprehensive rehabilitation]. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena. (In Russian).
19. Razenkova, IU. A. (2023) Metodologicheskie osnovy` sovremenny`x otechestvenny`x issledovanij v oblasti rannej pomoshhi sem`yam s det`mi s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya [Methodological foundations of modern domestic research in the field of early assistance to families with children with disabilities]. Rannee detstvo: psixologicheskaya abilitaciya i profilaktika narushenij psixicheskogo razvitiya [Early childhood: psychological habilitation and prevention of mental development disorders]. Moscow: Moskovskij institut psixoanaliza. Рр. 73–82. (In Russian).
20. Razenkova, IU. A. (2023) Dominiruyushhie tendencii v razvitii sistemy` rannej pomoshhi v obrazovanii [Dominant trends in the development of the early childhood care system in education]. Sovremenny`e vektory` razvitiya special`nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern vectors of development of special and inclusive education]: Collection of Scientific Articles of the International Scientific and Practical Conference (08–10 February 2023). Yaroslavl`: RIO YaGP U. Рр. 30–37. (In Russian).
21. Romanovskii, N. V. (2022) Dinamika reabilitacionnoj raboty` sluzhby` rannej pomoshhi detyam s rasstrojstvom autisticheskogo spektra na osnove podxoda DIR/FLoortime v Centre zdorov`ya i razvitiya im. Svyatitelya Luki [Dynamics of rehabilitation work of the early intervention service for children with autism spectrum disorders based on the DIR/FLoortime approach at the St. Luke's Centre for Health and Development. St Luke's Centre for Health and Development]. Russkij zhurnal detskoj nevrologii – Russian Journal of Paediatric Neurology. No. 17 (4). Рp. 33–43. (In Russian).
22. Skuratovskaia, M. L., Klimkina, E. A. (2018) Preodolenie zaderzhki rechevogo razvitiya u detej rannego vozrasta v xode korrekcionnoj raboty` s ispol`zovaniem maly`x fol`klorny`x form [Overcoming delayed speech development in young children in the course of remedial work using small folklore forms]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рp. 223–231. (In Russian).
23. CHirkina, G. V. (2000) K probleme rannego raspoznavaniya i korrekcii otklonenij rechevogo razvitiya u detej [To the problem of early recognition and correction of deviations of speech development in children]. Al`manax Instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO – Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education. No. 2. Р. 3. (In Russian).
24. IUgova, O. V. (2023) Resursny`e vozmozhnosti sem`i rebenka rannego vozrasta s narusheniyami razvitiya. Soobshhenie 1 [Resource capacities of the family of a young child with developmental disabilities. Message 1]. Defektolog?ya – Defectology. No. 2. Pp. 41–51. (In Russian).