Персонифицированное обучение детей с признаками одаренности

Personalized Education for Children With Signs of Giftedness

Авторы:
Седова Нелля Владимировна,Дядюк Анастасия Андреевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_126

Полный текст359,51 КБ

Введение. Сложные и неопределенные условия современного мира ставят перед образовательной организацией серьезные задачи – найти новые подходы для удовлетворения образовательных потребностей каждого человека. Цель исследования педагогической лаборатории – выявление современных форм социального взаимодействия, ориентированных на персонификацию образования одаренных детей. Задачи исследования: установить сущность понятия «персонификация образования»; выявить возможности социального партнерства в решении задач персонифицированного обучения детей с признаками одаренности.

В исследовании уточнены основные понятия, связанные с детской одаренностью, которая понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики. Раскрыта сущность персонифицированного обучения и его особенности в работе с детьми с признаками одаренности. Для чего были отобраны и апробированы методики изучения обучающихся, которые позволили педагогическому коллективу гимназии выделить детей с признаками одаренности.

Материалы и методы. Для исследования были отобраны методики А. А. Лосевой, А. И. Савенкова, А. Н. Сизанова, B. C. Юркевич, Л. Г. Кузнецовой и Л. П. Сверч, Вильямса, Джонсона, Дж. Рензулли и соавторов, в адаптации Л. В. Поповой, направленные на выявление детской одаренности, креативности, интенсивности познавательных потребностей, поведенческих реакций и др.

Результаты. Исследование по теме «Возможности социального партнерства гимназии для персонификации образования одаренных детей» проводилось педагогической лабораторией на базе гимназии № 227 Санкт-Петербурга. Результаты двухлетнего исследования показали наличие 16,1–20,8 % детей с признаками одаренности. Важным условием проявления одаренности являются комфортные условия школьной жизни (высокий уровень отметили 61,2–66,8 % обучающихся трех ступеней и 77,7 % их родителей), а также вовлечение родителей в образовательный процесс как социальных партнеров. Была выявлена склонность детей с признаками одаренности к поисковой и исследовательской деятельности, что реализует их потребность в творческом познании и преобразовании окружающего мира.

Обсуждение и выводы. Персонификация образования вносит принципиальные изменения в характер взаимодействия участников образовательного процесса, который становится более гуманизированным, ориентированным на личностные особенности школьников, удовлетворяющим их потребности. Важными условиями проявления одаренности становятся диалогизация образовательного процесса, способствующая выстраиванию доверительных отношений для самораскрытия дарований ученика, а также привлечение социальных партнеров, прежде всего родителей обучающихся.


Introduction. The complex and uncertain conditions of the modern world pose serious challenges for educational organizations - to find new approaches to meet the educational needs of each person. The purpose of the research of the pedagogical laboratory is to identify modern forms of social interaction focused on personifying the education of gifted children. Research objectives: to establish the essence of the concept of “personification of education”; identify the possibilities of social partnership in solving the problems of personalized education for children with signs of giftedness.

The study clarifies the basic concepts associated with children's giftedness, which is understood as a systemic quality of the psyche that develops throughout life. The essence of personalized learning and its features in working with children with signs of giftedness are revealed. For this purpose, methods for studying students were selected and tested, which allowed the teaching staff of the gymnasium to identify children with signs of giftedness.

Materials and methods. The methods of A. A. Loseva, A. I. Savenkova, A. N. Sizanova, B. C. Yurkevich, L. G. Kuznetsova, L. P. Sverch, Williams, Johnson, J. Renzulli and co-authors, adapted by L. V. Popova were selected for the study. Aimed at identifying children's talent, creativity, intensity of cognitive needs, behavioral reactions, etc.

Results. A study on the topic “Possibilities of social partnership of a gymnasium for personifying the education of gifted children” was carried out by a pedagogical laboratory at Gymnasium No. 227 in St. Petersburg. The results of a two-year study showed the presence of 16,1–20,8 % of children with signs of giftedness. An important condition for the manifestation of giftedness is comfortable conditions of school life (a high level was noted by 61,2–66,8 % of students at three levels and 77,7 % of their parents), as well as the involvement of parents in the educational process as social partners. The tendency of children with signs of giftedness to search and research activities was revealed, which fulfills their need for creative cognition and transformation of the world around them.

Discussion and conclusions. The personification of education makes fundamental changes in the nature of interaction between participants in the educational process, which becomes more humanized, focused on the personal characteristics of schoolchildren, and satisfies their needs. Important conditions for the manifestation of giftedness are the dialogization of the educational process, which contributes to building trusting relationships for the self-discovery of the student’s gifts, as well as the involvement of social partners, primarily the students’ parents.

Седова Нелля Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vladimir_sedov@hotmail.com

Дядюк Анастасия Андреевна

Гимназия № 227 Фрунзенского района
Санкт-Петербург, Российская Федерация
webexpromt@mail.ru

1. Аксенова А. Ю., Бессонова Е. А., Безбородова Е. В., Гутник И. Ю., и др. Персонификация обучения в современной школе: педагогический анализ. Коллективная монография. – СПб.: Астерион, 2021. – 112 с.
2. Балтаева В. Т. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов на основе персонифицированной модели обучения в медицинском ВУЗе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1 – С. 114–115.
3. Бессонова Е. А., Ривкина С. В. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования // Человек и образование. – 2021. – № 1 (66). – С. 4–10.
4. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Холодная М. А. и др. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.). – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 93 с.
5. Казаков И. С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 3 (17). – С. 127–129.
6. Кондратьев С. В. Персонифицированное обучение как способ развития человеческой субъектности // Образовательные технологии. – 2010. – № 3. – С. 3–13.
7. Клевцова М. С. Персонификация как предмет психолого-педагогических исследований // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 10. – С. 54–57.
8. Литвинова А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся // Одарённый ребенок. – 2011. – № 1. – С. 32–37.
9. Методики выявления творческого потенциала детей // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сб. докладов XIII научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», Санкт-Петербург, 6 июня 2023 / ред. совет Тряпицына А. П., Писарева С. А., Примчук Н. В. – СПб.: Астерион, 2023. – 120 с.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
11. Седов В. А., Пыстогова Н. А., Седова Н. В. Персонификация обучения детей с признаками одаренности // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сб. докладов XII научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», СПб, 7 июня 2022 / Ред. совет: А. П. Тряпицына, С. А. Писарева, Н. В. Примчук. – СПб.: Астерион, 2022. – С. 30–35.
12. Седова Н. В., Малеева Л. С., Седов В. А. Методики выявления творческого потенциала детей // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сб. докладов XIII научно-практической конференции "Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени", СПб., 6 июня 2023 / Ред. совет: А. П. Тряпицына, С. А. Писарева, Н. В. Примчук. – СПб.: Астерион, 2023. – С. 20–27.
13. Седова Н. В., Дядюк А. А. Дети с признаками одаренности и их обучение // Развитие одаренности в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции 15–16 ноября 2023. – Саратов: Наука, 2023. – С. 252–258.
14. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. – 2019. – № 6. – С. 106–114.
15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
16. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
17. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – С. 149–163.
18. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. – М.: ИП РАН, 2019. – 274 с.


1. Aksenova, A. YU., Bessonova, E. A., Bezborodova, E. V., Gutnik, I. YU. etc (2021) Personifikaciya obucheniya v sovremennoj shkole: pedagogicheskij analiz. Kollektivnaya monografiya [Personification of learning in modern school: pedagogical analysis. Collective monograph.]. Saint Petersburg: Asterion. (In Russian).
2. Baltaeva, V. T. (2014) Formirovanie kommunikativnoj kompetencii inostrannyh studentov na osnove personificirovannoj modeli obucheniya v medicinskom VUZe [Formation of communicative competence of foreign students based on a personalized learning model at a medical university]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij – International Journal of Applied and Basic Research. No. 1. Pp. 114–115. (In Russian).
3. Bessonova, E. A., Rivkina, S. V. (2021) Personifikaciya obrazovaniya kak tendenciya transformacii sovremennogo obrazovaniya [Personification of education as a trend in the transformation of modern education]. CHelovek i obrazovanie – Man and education. No. 1 (66). Pp. 4–10. (In Russian).
4. Bogoyavlenskaya, D. B., SHadrikov, V. D., Babaeva, YU. D., Holodnaya, M. A. etc. (2003) Rabochaya koncepciya odarennosti [Working Concept of Giftedness]. Moscow. (In Russian).
5. Kazakov, I. S. (2011) O probleme issledovaniya fenomena personifikacii obucheniya v otechestvennoj nauke [On the problem of studying the phenomenon of personification of learning in domestic science]. Vestnik SGUTiKD – Bulletin of SGUTiKD. No. 3 (17). Pp. 127–129. (In Russian).
6. Kondrat'ev, S. V. (2010) Personificirovannoe obuchenie kak sposob razvitiya chelovecheskoj sub"ektnosti [Personalized learning as a way to develop human subjectivity]. Obrazovatel'nye tekhnologii – Educational technologies. No. 3. Pp. 3–13. (In Russian).
7. Klevcova, M. S. (2012) Personifikaciya kak predmet psihologo-pedagogicheskih issledovanij [Personification as a subject of psychological and pedagogical research]. Srednee professional'noe obrazovanie – Secondary vocational education. No. 10. Pp. 54–57. (In Russian).
8. Litvinova, A. V. (2011) Personifikaciya obucheniya i vospitaniya intellektual'no odarennyh uchashchihsya [Personification of training and education of intellectually gifted students] Odaryonnyj rebenok – Gifted child. No. 1. Pp. 32–37. (In Russian).
9. Tryapicyna, A. P., Pisareva, S. A., Primchuk, N. V. (2023) (eds) Metodiki vyyavleniya tvorcheskogo potenciala detej [Methods for identifying children's creative potential]. Personifikaciya obrazovatel'nogo processa v otkrytoj obrazovatel'noj srede sovremennogo obrazovaniya [Personification of the educational process in the open educational environment of modern education]. Collection of reports of the XIII scientific and practical conference “Organization of experimental work of schools in the context of new challenges of the time”, Saint Petersburg, 6 June 2023. Saint Petersburg: Asterion. (In Russian).
10. Lejtesa, N. S. (1996) Psihologiya odarennosti detej i podrostkov [Psychology of giftedness in children and adolescents]. Moscow: Akademiya. (In Russian).
11. Sedov, V. A., Pystogova, N. A., Sedova, N. V. (2022) Personifikaciya obucheniya detej s priznakami odarennosti [Methods for identifying children's creative potential]. Personifikaciya obrazovatel'nogo processa v otkrytoj obrazovatel'noj srede sovremennogo obrazovaniya [Personification of the educational process in the open educational environment of modern education]. Collection of reports of the XII scientific and practical conference “Organization of experimental work of schools in the context of new challenges of the time”, Saint-Petersburg, 7 June 2022. Saint-Petersburg: Asterion. Pp. 30–35. (In Russian).
12. Sedova, N. V., Maleeva, L. S., Sedov, V. A. (2023) Metodiki vyyavleniya tvorcheskogo potenciala detej [Methods for identifying children's creative potential]. Personifikaciya obrazovatel'nogo processa v otkrytoj obrazovatel'noj srede sovremennogo obrazovaniya [Personification of the educational process in the open educational environment of modern education]. Collection of reports of the XIII scientific and practical conference “Organization of experimental work of schools in the context of new challenges of the time”, Saint Petersburg, 6 June 2023. Saint-Petersburg: Asterion. Pp. 20–27. (In Russian).
13. Sedova, N. V., Dyadyuk, A. A. (2023) Deti s priznakami odarennosti i ih obuchenie [Children with signs of giftedness and their education]. Razvitie odarennosti v kontekste bol'shih vyzovov: metodologiya, proekty, tekhnologii [Development of giftedness in the context of great challenges: methodology, projects, technologies]. Collection of scientific articles of the IV International Scientific and Practical Conference, November 15–16, 2023. Saratov: Nauka. Pp. 252–258. (In Russian).
14. Tagunova, I. A. (2019) Mirovye tendencii razvitiya shkol'nogo obrazovaniya [World trends in the development of school education]. Pedagogika – Pedagogy. No. 6. Pp. 106–114. (In Russian).
15. Teplov, B. M. (1985) Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej [Psychology of musical abilities]. Izbrannye Trudy – Selected works. In 2 vols. Vol. 1. Moscow. Pedagogika. (In Russian).
16. Ozhegov, S. I. (2015) Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 100000 slov, terminov i vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 100,000 words, terms and expressions]. 28-e izd., pererab. Moscow: Mir i obrazovanie. (In Russian).
17. Holodnaya, M. A. (2017) Intellektual'naya odarennost' kak razvivayu-shchayasya intellektual'naya kompetentnost' [Intellectual giftedness as developing intellectual competence]. Psihologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya – Psychology of giftedness and creativity: monograph. Pod red. prof. L. I. Larionovoj, prof. A. I. Savenkova. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya. Pp. 149–163. (In Russian).
18. SHadrikov, V. D. (2019) Sposobnosti i odarennost' cheloveka [Human abilities and talents]. Moscow: IP RAN. (In Russian).

Ключевые слова:
персонифицированное обучение, одаренность, методики изучения детей с признаками одаренности, personalized learning, giftedness, methods for studying children with signs of giftedness

Для цитирования:
Седова Н. В., Дядюк А. А. Персонифицированное обучение детей с признаками одаренности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 126–142. DOI 10.35231/18186653_2023_4_126. EDN: QTDZAR Sedova, N. V., Dyadyuk, A. A. (2023) Personificirovannoe obuchenie detej s priznakami odarennosti [Personalized Education for Children With Signs of Giftedness]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 126–142. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_126. EDN: QTDZAR

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина