Базовые национальные ценности российского общества как аксиологическая основа воспитания студентов агропромышленного техникума

Basic National Values of Russian Society as an Axiological Basis for Educating Students Agro-Industrial Technical College

Авторы:
Павлова Екатерина Романовна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_109

Полный текст360,72 КБ

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения инновационного потенциала единого воспитательного пространства, формируемого на основе преемственности традиционных ценностей, его роли в воспитании современной молодежи. В статье рассмотрены базовые национальные ценности, которые влияют на формирование личности, социальные отношения внутри молодежной среды и составляют основу воспитательных программ образовательных организаций. Однако они лишь частично и обобщенно отражены в формируемых компетенциях стандартов СПО. Для разработки рабочей программы образовательной организации системы СПО важен учет воспитательного потенциала профессии, которую осваивают обучающиеся. Выявленные противоречия составили новизну проведенного исследования. Цель исследования – выявить профессионально значимые смысловые акценты базовых национальных ценностей как аксиологических основ воспитания, определяющих особенности воспитательных программ среднего профессионального образования и обеспечивающих формирование социально активной позиции молодежи.

Материалы и методы. Изучение проблемы предполагало использование теоретических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературы, нормативных документов. Контент-анализ применен для изучения проблематики сущности ценностей, что отражено в содержательно-смысловой интерпретации понятий.

Результаты. Проблема воспитания личности рассматривалась на разных этапах развития философской и педагогической мысли. В современной России это ключевой фактор формирования ценностного сознания подрастающего поколения. На основе сравнительного анализа профессиональных компетенций, предусмотренных государственными стандартами среднего профессионального образования по ряду наиболее востребованных аграрных специальностей и обозначенных в государственных нормативных документах о воспитании подрастающего поколения базовых национальных ценностей, были выявлены некоторые несоответствия, требующие согласования. Теоретический анализ литературы и практический опыт показывают необходимость учета воспитательного потенциала выбранной обучающимися профессии. Так, для студентов агропромышленного техникума отражением специфики специальностей и профессий сельскохозяйственного сектора будут принципиальны смысловые акценты, связанные с сохранением природы, ценностью земли, честного труда на благо общества, крепкой, здоровой семьи, сотрудничества, увековечением национальной культуры. Данные акценты не исключают, а обогащают, делают личностно значимыми другие российские национальные ценности.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета воспитательных возможностей при формировании общих и профессиональных компетенций в рамках освоения общеобразовательных и профессиональных дисциплин. При сохранении базовых национальных ценностей как основ разработки рабочих воспитательных программ необходимо внесение в содержание воспитания обучающихся в системе СПО смысловых акцентов раскрытия ценностей в аспекте конкретной осваиваемой специальности.


Introduction. The relevance of the study is due to the need to study the innovative potential of a single educational space, formed on the basis of the continuity of traditional values, its role in the education of modern youth. The article examines the basic national values that influence the formation of personality, social relations within the youth environment and form the basis of educational programs of educational organizations. However, they are only partially and generally reflected in the emerging competencies of open-source software standards. At the same time, to develop a work program for an educational organization of a secondary vocational education system, it is important to take into account the educational potential of the profession that students are mastering. The revealed contradictions constituted the novelty of the research. The purpose of the study is to identify professionally significant semantic accents of basic national values as the axiological foundations of education that determine the features of educational programs of secondary vocational education and ensure the formation of a socially active position of youth.

Materials and methods. The study of the problem involved the use of theoretical research methods: analysis of philosophical, psychological, pedagogical literature, and normative documents. Content analysis is used to study the problems of the essence of values, which is reflected in the content-semantic interpretation of concepts.

Results. The problem of personality education was considered at different stages of the development of philosophical and pedagogical thought. In modern Russia, it is a key factor in the formation of the value consciousness of the younger generation. Based on a comparative analysis of professional competencies provided for by state standards of secondary vocational education for a number of the most popular agricultural specialties, and outlined in state regulatory documents on the education of the younger generation of basic national values, some inconsistencies were identified that require coordination.

Theoretical analysis of the literature and practical experience show the need to take into account the educational potential of the profession chosen by students. Thus, for the education of students of an agro-industrial technical school, the reflection of the specifics of specialties and professions in the agricultural sector will include semantic accents associated with the value of land, nature conservation, honest work for the benefit of society, a strong, healthy family, cooperation, and the preservation of national culture. These accents do not exclude, but enrich and make other Russian national values personally significant.

Discussion and conclusions. The results of the study indicate that there is a need to take into account educational opportunities in the formation of general and professional competencies within the framework of mastering general education and professional disciplines. While preserving the basic national values as the basis for the development of working educational programs, it is necessary to introduce semantic accents of revealing values in the aspect of a specific specialty being mastered into the content of the education of students in the vocational education system.

Павлова Екатерина Романовна

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
katerina.pavlova.96@mail.ru

1. Абрамов С. А. Использование государственных символов Российской Федерации в образовательных организациях. – М.: Центр инновационного образования и воспитания, 2022. – 31 с.
2. Азина О. А. Национальная специфика архетипов и ценностей // Социологические науки. – 2013. – 311. – С. 94–99.
3. Бакланова Н. К., Бакланов К. В., Канапьянова Р. М. Развитие профессиональной социализации специалиста в процессе профессиональной подготовки // Вестник МГУКИ. – 2017. – № 1 (75). – С. 167–175.
4. Барсукова С. А., Кошарная Г. Б. Динамика общекультурных нравственных ценностей в условиях модернизации российского общества // Власть. – № 9. – 2015. – С. 166–170.
5. Беляев Г. Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика: Научный и информационно-аналитический журнал. – 2016. – № 1 (28). – C. 31–45.
6. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2. – С. 4–13.
7. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Сергеев И. С., Родичев Н. Ф. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации? // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 2. – С. 11–38.
8. Воронов В. В. Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2013. – № 3. – С. 63–71.
9. Зудилова Л. В., Куровский В. Н. Практика реализации модели социально-профессиональной активности студентов колледжа // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 1 (15). – С. 39–47.
10. Ковалева Ю. А. Студенческое самоуправление как особая форма инициативной деятельности молодежи и его роль в становлении личности студентов СПО // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 4 (15). – С. 81–84.
11. Маркова С. М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки. – 2013. – № 12. – С. 49–50.
12. Матвиенко Е. В., Тараканов П. В. Студенческие клубы РСМ: инструкция по применению. – Калуга: Политоп, 2020. – 120 с.
13. Морозова М. И. Анализ возможностей коммеморативных практик патриотического воспитания школьников контексте празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне // XXIV Царскосельские чтения: междунар. научн. конф. 21–22 апреля 2020 г. – СПб.: ЛГУ, 2020. – С. 152–156.
14. Москаленко И. В. К проблеме изучения нравственных ценностей: нравственные национальные ценности // Социосфера. – 2011. – № 16. – С. 63–69.
15. Патриотическое воспитание в современной России: коллективная монография / [Л. М. Героева и др.]; под ред. К. В. Абрамовой, Е. А. Омельченко. – Ч. 2. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2015. – 160 с.
16. Стрункина Т. С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философско-исторический анализ // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 6. – С. 214–219.
17. Фатов, И. С. Студенческое самоуправление в профессиональных образовательных организациях: правовые формы, создание и организация работы. – М.: Прондо, 2017. – 84 с.
18. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. К вопросу о дефиниции нравственных ценностей и основании для их выделения // Вестник КемГ У. – 2011. – № 2(46). – С. 112–116.
19. Шустова И. Ю. Воспитание в событии: ситуативная педагогика // Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 53–60.
20. Perry R. B. Realms of value. A critique of human civilization. – Harward, 1952.
21. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values: A theory of organization and change. – San Francisco: Jossey-Bass, 1968. – 214 p.


1. Abramov, S. A. (2022) Ispol'zovanie gosudarstvennyh simvolov Rossijskoj Federacii v obrazovatel'nyh organizaciyah [The use of state symbols of the Russian Federation in educational organizations]. Moscow: Center for Innovative Education and Upbringing. (In Russian).
2. Azina, O. A. (2013) Nacional'naya specifika arhetipov i cennostej [National specificity of archetypes and values]. Socoilogicheskie nauki – Sociological Sciences. (In Russian).
3. Baklanova, N. K., Baklanov, K. V, Kanapyanova, R. M. (2017) Razvitie professional'noj socializacii specialista v processe professional'noj podgotovki [Development of professional socialization of a specialist in the process of professional training]. Vestnik MGUKI–MGUKI Bulletin. Vol. 1. No. 1 (75). Pp. 167–175. (In Russian).
4. Barsukova, S. A. (2015) Dinamika obshchekul'turnyh nravstvennyh cennostej v usloviyah modernizacii rossijskogo obshchestva [Dynamics of general cultural moral values in the context of modernization of Russian society]. Vlast' – Power. Vol. 10. No. 9. Pp. 166–170. (In Russian).
5. Belyaev, G. Yu. (2016) Evolyuciya strategij vospitaniya v sovremennoj gumanitarnoj kul’ture [The evolution of parenting strategies in modern humanitarian culture]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika: Nauchnyj i informacionno-analiticheskij zhurnal – Domestic and foreign pedagogy: Scientific and information-analytical journal. Vol. 2. No. 1 (28). Pp. 31–45. (In Russian). EDN: VOXDDZ
6. Blinov, V. I., Yesenina, E.Y u., Rodichev, N. F., Sergeev, I. S. (2021) Chto takoe vospitanie v sovremennom srednem professional'nom obrazovanii? [What is education in modern secondary vocational education?]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda – Vocational education and labor market. Vol. 4. No. 2. Pp. 4–13. (In Russian).
7. Blinov, V. I., Satdykov, A. I., Sergeev, I. S., Rodichev, N. F. (2021) Metody razrabotki scenariev razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v sub"ektah Rossijskoj Federacii? [Methods for developing scenarios for the development of secondary vocational education in the constituent entities of the Russian Federation?]. Obrazovanie i nauka – Education and science. Vol. 23. No. 2. Pp. 11–38. (In Russian).
8. Voronov, V. V. (2013) Nacional'nye cennosti v vospitanii i cennosti molodezhi [National values in education and values of youth]. Prirodnye resursy Arktiki i Subarktiki – Natural Resources of the Arctic and Subarctic. No. 3. Pp. 63–71. (In Russian).
9. Zudilova, L. V., Kurovsky, V. N. (2017) Praktika realizacii modeli social'no-professional'noj aktivnosti studentov kolledzha [The practice of implementing the model of social and professional activity of college students]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie – Scientific and Pedagogical Review. Vol. 1. No. 1 (15). Pp. 39–47. (In Russian). EDN: XVLFQX
10. Kovaleva, Yu. A. (2017) Studencheskoe samoupravlenie kak osobaya forma iniciativnoj deyatel'nosti molodezhi i ego rol' v stanovlenii lichnosti studentov SPO [Student self-government as a special form of youth initiative activity and its role in the development of the personality of secondary vocational students]. Nauka i obrazovanie segodnya – Science and Education Today. Vol. 2. No. 4 (15). Pp. 81–84. (In Russian). EDN: YUSAGL
11. Markova, S. M. (2013) Socializaciya i professionalizaciya lichnosti kak cel' professional'nogo obrazovaniya[Socialization and professionalization of personality as the goal of vocational education]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Pedagogicheskie nauki – Theory and practice of social development. Pedagogical sciences. No. 12. Pp. 49–50. (In Russian) EDN: RRUCVR
12. Matvienko, E. V. (2020) Studencheskie kluby RSM: instrukciya po primeneniyu [RSM student clubs: instructions for use]. Kaluga: Politop. (In Russian).
13. Morozova, M. I. (2020) Analiz vozmozhnostej kommemorativnyh praktik patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov kontekste prazdnovaniya yubileya Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne [Analysis of the possibilities of commemorative practices of patriotic education of schoolchildren in the context of celebrating the anniversary of Victory in the Great Patriotic War]. XXIV Carskosel'skie chteniya [XXIV Tsarskoye Selo Readings]. Proceedings of the International Scientific conference Vol. 1. Pp. 152–156. (In Russian). EDN: HWAATV
14. Moskalenko, I. V. (2011) K probleme izucheniya nravstvennyh cennostej: nravstvennye nacional'nye cennosti [On the problem of studying moral values: moral national values]. Sociosfera – Sociosphere. No. 16. Pp. 63–69. (In Russian). EDN: OOBFQJ
15. Abramova, K. V., Omelchenko, E. A. (2015) Patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii: kollektivnaya monografiya [Patriotic education in modern Russia: collective monograph]. Novosibirsk: CSRNI (In Russian).
16. Strunkina, T. S. (2015) K probleme sociokul'turnyh potrebnostej molodezhi: filosofsko-istoricheskij analiz [On the problem of sociocultural needs of youth: philosophical and historical analysis]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Teacher education in Russia. Vol. 2. No. 6. Pp. 214–219. (In Russian).
17. Fatov, I. S. (2017) (ed.) Studencheskoe samoupravlenie v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah: pravovye formy, sozdanie i organizaciya raboty [Student self-government in professional educational organizations: legal forms, creation and organization of work]. Moscow: Prondo. (In Russian).
18. Churekova, T. M. (2011) K voprosu o definicii nravstvennyh cennostej i osnovanii dlya ih vydeleniya [On the issue of the definition of moral values and the basis for their identification]. Vestnik KemGU – Bulletin Kemerovo State University. Vol. 26. No. 2 (46). Pp. 112–116. (In Russian). EDN: NWHCBJ
19. Shustova, I. Yu. (2018) Vospitanie v sobytii: situativnaya pedagogika[Education in an event: situational pedagogy]. Pedagogika – Pedagogy. Vol. 1. No. 1. Pp. 53–60. (In Russian). EDN: YTIOYE.
20. Perry, R. B. (1952) (ed.) Sfery cennostej. Kritika chelovecheskoj civilization [Realms of value. A critique of human civilization]. Garvard: Cambridge, Harvard University Press.
21. Rokeach, M. (1968) Ubezhdeniya, otnosheniya i cennosti: teoriya organizacii i izmenenij [Beliefs, attitudes and values: A theory of organization and change]. Francisco: Jossey-Bass.

Ключевые слова:
базовые национальные ценности, формирование системы воспитания, ценностные ориентации, нация, культура, российская идентичность, институты воспитания, basic national values, formation of an education system, value orientations, nation, culture, Russian identity, educational institutions

Для цитирования:
Павлова Е. Р. Базовые национальные ценности российского общества как аксиологическая основа воспитания студентов агропромышленного техникума // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 109–125. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_109. EDN: QQFQZU Pavlova, E. R. (2023) Bazovy`e nacional`ny`e cennosti rossijskogo obshhestva kak aksiologicheskaya osnova vospitaniya studentov agropromy`shlennogo texnikuma [Basic National Values of Russian Society as an Axiological Basis for Educating Students Agro-Industrial Technical College]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 109–125. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_109. EDN: QQFQZU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина