Введение. Актуальность исследования обусловлена обновлением требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в рамках которого предполагается уточнение целей и задач, а также и содержания предметных и метапредметных результатов в по годам обучения в начальной школе. Обновленный ФГОС НОО предполагает интеграцию предметных и метапредметных результатов обучающихся, создающую основу для формирования функционально грамотной личности при изучении разных предметных областей в начальной школе. Новизна исследования состоит в разработке и апробации диагностического инструментария для изучения уровня подготовки выпускников начальной школы на основе ФГОС НОО 2021 года.
Цель исследования: определить направления совершенствования подготовки выпускников начальной школы Ленинградской области с позиций достижения требований ФГОС НОО в части предметных и метапредметных результатов на уровне начального общего образования, необходимых для формирования функционально грамотной личности.
Материалы и методы. Для определения результатов обучения четвероклассников Ленинградской области в мае 2021–2022 учебного года специалистами кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО» была разработана и проведена диагностическая работа для выпускников начальной школы, состоящая из 15 заданий, построенных на материале учебных предметов «русский язык», «математика» и «окружающий мир» в двух вариантах. В текст работы включались задания, проверяющие знания и умения четвероклассников по наиболее важным вопросам программы начальной школы. Вместе с тем, успешное выполнение этих заданий требовало от обучающихся умений, предполагающих понимание текста инструкции, анализ информации, представленной в разном виде, а также умения давать развернутый ответ. Работу выполнили 2726 обучающихся 4-х классов из 82 образовательных организаций 18 муниципальных районов Ленинградской области.
Результаты. Большинство обучающихся успешно справились с поставленной задачей. Средний балл за работу составил 16,5 (максимальный – 21), что составляет 78,6 % от максимального балла. Средний процент выполнения заданий базового уровня от максимального балла составил 82,5 %, повышенного уровня – 69,65 %. Максимальный балл за выполнение всех заданий диагностической работы получили только 13 % четвероклассников. В целом по работе успешность выполнения заданий базового уровня сложности по трем предметам составляет 82,48 %, повышенного уровня – 69,65 %, Средний процент выполнения заданий от максимального балла по русскому языку равен 79,34 %, по курсу «Окружающий мир» – 77,33 %, по математике – 72,24 %. Это свидетельствует о высокой общей результативности в области предметной подготовки выпускников начальной школы, поскольку полученные показатели достигают и даже превышают в некоторых случаях средние результаты выполнения Всероссийской проверочной работы обучающимися региона.
Обсуждение и выводы. Для дальнейшего совершенствования подготовки выпускников начальной школы необходимо включать в содержание урока: 1) работу с учебным текстом; задания, требующие рассуждений, формулирования выводов, записи в свободной форме объяснений полученного ответа, поиска нескольких возможных решений при выполнении заданий в разных темах; 2) системно использовать на уроках разноуровневые задания, ситуационные задачи с разной формой записи ответа – краткой, развернутой в виде решения или объяснения; 3) предлагать задания, в которых необходимо выделить и обсудить математическую составляющую предложенной проблемы.
Introduction. The relevance of the study is due to the updating of the requirements of the federal state educational standard of primary general education, within the framework of which it is expected to clarify the goals and objectives, as well as the content of subject and meta-subject results in the years of study in primary school. The updated Federal State Educational Standard for primary general education involves the integration of subject and meta-subject results of students, creating the basis for the formation of a functionally literate personality when studying different subject areas in primary school. The novelty of the research lies in the development and testing of diagnostic tools for studying the level of training of primary school graduates based on the Federal State Educational Standard for primary general education 2021.
Materials and methods. To determine the learning outcomes of fourth graders in the Leningrad region in May 2021-2022 academic year, specialists of the Department of Primary General Education of the State Educational Institution of Higher Education "LOIRO" developed and conducted diagnostic work for elementary school graduates, consisting of 15 tasks based on the material of the subjects "Russian language", "Mathematics" and "The Outside World" in two versions. The text of the work included tasks testing the knowledge and skills of fourth graders on the most important issues of the primary school curriculum. At the same time, the successful completion of these tasks required students to have skills involving understanding the text of the instruction, analyzing information presented in various forms, as well as the ability to give a detailed answer. The work was performed by 2,726 4th grade students from 82 educational organizations in 18 municipal districts of the Leningrad Region.
Results. Most of the students successfully completed the diagnostic work. The average score for the work was 16.5 (maximum score – 21), which is 78,6 % of the maximum score. The average percentage of completing tasks at the basic level from the maximum score was 82,5 %, and at the advanced level – 69,65 %. Only 13 % of fourth graders showed the maximum score for completing all diagnostic work tasks. In general, the success rate of completing tasks at a basic level of complexity in three subjects is 82,48 %, at an advanced level – 69,65 %, the Average percentage of completing tasks from the maximum score in the Russian language is 79,34 %, in the course "The World around us – 77,33 %, in mathematics – 72,24 %. This indicates an overall high level of performance in the field of subject training of primary school graduates, since the obtained indicators reach and in some cases even exceed the average results of the All-Russian test work by students in the region.
Discussion and conclusions. To further improve the training of primary school graduates it is necessary to include: 1) work with educational text in the lesson content; tasks that require reasoning, drawing conclusions, writing free-form explanations of the answer received, searching for several possible solutions when completing tasks in different topics; 2) systematically use in lessons multi-level tasks, situational tasks with different forms of recording the answer – brief, expanded in the form of a solution or explanation; 3) offer tasks in which it is necessary to highlight and discuss the mathematical component of the proposed problem.
Мостова Ольга Николаевнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский областной институт развития образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mostova_o@mail.ru
Кочанова Анна Николаевна–
Ленинградский областной институт развития образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kozan62@yandex.ru
Шило Татьяна Борисовнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский областной институт развития образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
shilo-tatyana1@yandex.ru
1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. – СПб.: КАРО, 2019. – 130 с.
2. Архипова О. В., Балакина Т. Ю., Буденная Т. О., Ильина Ю. Б. Рейтинговая оценка метапредметных достижений обучающихся в начальной школе // Педагогический журнал. 2018. – Т. 8. – № 5 А. – С. 77–86.
3. Асхадуллина Н. Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71–4, – С. 24–27.
4. Асхадуллина Н. Н., Каракеян Э. С. Применение методов эвристического обучения на уроках литературы в повышении функциональной грамотности обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–1. – C. 26–30.
5. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 13–33.
6. Бугаева А. П., Кротова О. Г. Формирование естественно-научной грамотности младших школьников посредством региональных исследовательских работ // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 5(90). – С. 109–112.
7. Деменева Н. Н., Колесова О. В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 7.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7–14.
9. Махова И. Ю. Проблема формирования и диагностики функциональной грамотности российских школьников: мотивационный фокус // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – 2021. – № 2. – С. 157–167.
10. Молокова А. В. Функциональная грамотность обучающихся: первый этап системного формирования в контексте международных исследований// Сибирский учитель. – 2020. – № 2 (129) март – апрель. – С. 1–8.
11. Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2021. – № 4 (12) / декабрь. – С. 67–75.
12. Муштавинская И. В. Система формирования и оценки метапредметных результатов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 208–211.
13. Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 79–109.
14. Осмоловская И. М. Общее среднее образование в России: состояние и проблемы // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 2 (81). – С. 14–20.
15. Пичугин С. С., Громова Л. А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Известия ВГПУ. – 2021. – № 3 (156). – С. 38–46.
16. Пичугин С. С., Громова Л. А., Самкова В. А., Красноперова В. Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – № 3 (75). – С. 49–56.
17. Стрельникова Л. Н. и Журавлева В. В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 79–81.
1. Aleksashina, I. YU. (2019) Formirovanie i ocenka funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya [Formation and evaluation of functional literacy of students]. St. Peterburg: KARO. (In Russian).
2. Arhipova, O. V., Balakina, T. YU., Budennaya. T. O., Il'ina, YU. B. (2018) Rejtingovaya ocenka metapredmetnyh dostizhenij obuchayushchihsya v nachal'noj shkole [Rating assessment of meta-subject achievements of students in primary school]. Pedagogicheskij zhurnal – Pedagogical Journal. Vol. 8. No. 5A. Pp. 77–86. (In Russian).
3. Askhadullina, N. N. (2021) Mekhanizmy formirovaniya funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya nachal'nyh klassov: problemy, tendencii, perspektivy [Mechanisms of formation of functional literacy of primary school students: problems, trends, prospects]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 71–4. Рр. 24–27. (In Russian).
4. Askhadullina, N. N., Karakeyan, E. S. (2019) Primenenie metodov evristicheskogo obucheniya na urokah literatury v povyshenii funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya [The use of heuristic teaching methods in literature lessons in improving the functional literacy of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 64–1. Рр. 26–30. (In Russian).
5. Basyuk, V. S., Kovaleva, G. S. (2019) Innovacionnyj proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika – Domestic and foreign pedagogy. Vol. 1. No. 4 (61). Pp. 13–33. (In Russian).
6. Bugaeva, A. P., Krotova, O. G. (2021) Formirovanie estestvenno-nauchnoj gramotnosti mladshih shkol'nikov posredstvom regional'nyh issledovatel'skih rabot [Formation of natural science literacy of younger schoolchildren through regional research works]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, education. No. 5 (90). Pp. 109–112. (In Russian).
7. Demeneva, N. N., Kolesova, O. V. (2018) Ocenka effektivnosti realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii matematike v nachal'noj shkole [Evaluation of the effectiveness of the implementation of the competence approach in teaching mathematics in primary school]. Vestnik Mininskogo universiteta – Bulletin of Mininsky University. Vol. 6. No. 3. P. 7. (In Russian).
8. Zimnyaya, I. A. (2009) Klyuchevye kompetencii – novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Evaluation of the effectiveness of the implementation of the competence approach in teaching mathematics in primary school]. Eksperiment i innovacii v shkole – Experiment and innovation in school. No. 2. Pp. 7–14. (In Russian).
9. Mahova, I. YU. (2021) Problema formirovaniya i diagnostiki funkcional'noj gramotnosti rossijskih shkol'nikov: motivacionnyj focus [The problem of formation and diagnostics of functional literacy of Russian schoolchildren: motivational focus]. Territoriya novyh vomozhnostej. Vestnik VGUES – The territory of new opportunities. Bulletin of the VGUES. No. 2. Рр. 157–167. (In Russian).
10. Molokova, A. V. (2020) Funkcional'naya gramotnost' obuchayushchihsya: pervyj etap sistemnogo formirovaniya v kontekste mezhdunarodnyh issledovanij [Functional literacy of students: the first stage of system formation in the context of international studies]. Sibirskij uchitel' – Siberian teacher. No. 2 (129) mart – aprel'. Рр. 1–8. (In Russian).
11. Musakova, L. V. (2021) Situacionnaya zadacha kak instrument formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov [Situational task as a tool for the formation of functional literacy of younger schoolchildren]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovaniya» – Scientific and methodological electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education". No. 4 (12) / dekabr'. Рр. 67–75. (In Russian).
12. Mushtavinskaya, I. V. (2019) Sistema formirovaniya i ocenki metapredmetnyh rezul'tatov [The system of formation and evaluation of meta-subject results]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 63–1. Рр. 208–211. (In Russian).
13. Pentin, A. YU., Kovaleva, G. S., Davydova, E. I., Smirnova, E. S. (2018) Sostoyanie estestvennonauchnogo obrazovaniya v rossijskoj shkole po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij TIMSS i PISA [The state of natural science education in the Russian school according to the results of international studies TIMSS and PISA]. Voprosy obrazovaniya – Education issues. No. 1. Рр. 79–109. (In Russian).
14. Osmolovskaya, I. M. (2019) Obshchee srednee obrazovanie v Rossii: sostoyatnie i prooblemy [General secondary education in Russia: status and problems]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana – Pedagogical Journal of Bashkortostan. No. 2 (81). Рр. 14–20. (In Russian).
15. Pichugin, S. S., Gromova, L. A. (2021) Modernizaciya uchebnyh zadanij dlya formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov: ot algoritma k tvorchestvu [Modernization of educational tasks for the formation of functional literacy of younger schoolchildren: from algorithm to]. Izvestiya VGPU – Izvestiya VGPU (creativity News of the VSPU). No. 3 (156). Рр. 38–46. (In Russian).
16. Pichugin, S. S., Gromova, L. A., Samkova, V. A., Krasnoperova, V. F. (2021) Formirovanie funkcional'noj gramotnosti v nachal'noj shkole [Formation of functional literacy in primary]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii – School Innovative projects and programs in education. No. 3 (75). Рр. 49–56. (In Russian).
17. Strel'nikova, L. N., ZHuravleva, V. V. (2021) Model' formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov [Model of formation of functional literacy of younger schoolchildren]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – World of science, culture, education. No. 2 (87). Рр. 79–81. (In Russian).