Игровой конструктор как один из способов применения игровых технологий в урочной деятельности

Constructor of Games as the Way of Using Playing Technologies in Lessons

Авторы:
Глухова Наталья Павловна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_35

Полный текст365,92 КБ

Введение. Изменение условий и приоритетов образования влечёт за собой необходимость включения в существующую систему обновлённых средств и технологий обучения. Современная школа испытывает потребность в развитии и совершенствовании активных форм обучения, в числе которых игровые технологии. Значимость данной темы усиливается и тем, что для современного ребёнка характерно восприятие мира через зрительные образы: комментарии, новостную ленту, клипы, небольшие видеоролики и пр., что затрудняет его включение в образовательную деятельность. Целью исследования было выявление изменений в уровне учебной мотивации при систематическом использовании игровых технологий с активным подключением обучающихся к разработке и проведению игр. Научная новизна исследования состоит в выявлении некоторых особенностей учебной мотивации современных обучающихся младшего подросткового возраста и установлении ряда внешних факторов, влияющих на формирование их учебной мотивации. Определены проблемы, затрудняющие использование игровых технологий в работе учителя, описан конструктор игровых технологий как средство повышения учебной мотивации младших подростков.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научных источников по проблеме исследования, моделирование; педагогический эксперимент, включенное наблюдение, опрос (беседа, анкетирование), тестирование, изучение документации; статистические.

Результаты. Выявлено, что у обучающихся 6–7 классов доминирует внешняя учебная мотивация, происходит снижение уровня учебной мотивации и возникает необходимость в поиске средств для её повышения, формирования внутренней учебной мотивации. Младшие подростки испытывают потребность в общении, групповом взаимодействии на уроках, в реализации своей активности, что может быть обеспечено подбором соответствующих игровых технологий. Установлено, что учителя испытывают затруднения, связанные с большими затратами времени на поиск подходящей игры для решения учебных задач или её разработку. Средством преодоления данных затруднений может стать игровой конструктор, предлагающий алгоритм поиска игры в соответствии с решаемой учебной задачей, этапом учебной деятельности и уровнем готовности детей к ней. Особенностью конструктора является возможность его использования обучающимися, что позволяет подключить их к проведению, затем к доработке, а впоследствии и к созданию своих дидактических игр.

Обсуждение и выводы. Важнейшими внешними факторами, воздействующими на мотивационную сферу учебной деятельности обучающихся, являются применение разнообразных видов деятельности на уроках; использование проблемности, тайны, необычности и занимательности учебного материала; организация группового взаимодействия; создание ситуаций публичного успеха и проявления положительных эмоций, что обеспечивается игрой. Внедрение игровых технологий оказывает положительное влияние на развитие таких структурных компонентов учебной мотивации, как интерес к изучаемому предмету и учебной деятельности, самостоятельность, выражающаяся в желании разобраться в сложном материале, способности найти дополнительный материал, готовность к преодолению трудностей в процессе обучения.


Introduction. The changing of conditions and priorities involves the necessity of usage renewed means and technologies of teaching. Modern school needs the development and perfection of active teaching forms, including playing technologies. The meaning of these theme is reinforced by such special features of modern children as the world perception through visual images: comments, news, videoclips etc. It makes difficulties with their educational activity. The purpose of this investigation was to find the changes in the level of motivation during the systematical usage of playiing technologies with the involing students in the working out and organization of games. The scientific novelty of the study consists in identifying some features of the educational motivation of modern students of younger adolescence and ascertainment of some external factors influenced on the forming of their motivation. As the result of this work the constructor of games was worked out as the mean of increasig students’ motivation of young teenagers.

Materials and methods. Such methods as analisys of literature, modelling, pedagogical experiment, process observation, students’ surveys, study of documets and statistics were used for the solving of these problems.

Results. During the work it was determined that pupils in the age of 11–12 years had dominantly the external motivation. The general level of motivation decreases and it causes the necessity of searching the methods of increasing the motivation and forming the internal motivation. Young teenagers need the asssociation with classmates, group work and the realization of their activity. It can be realized by using the corrrectly chosen playing technologie. It was also established that techers had difficulties connected with waste of time for choosing and preparation of appropriate games. The possible variant of decision is the games constructor offering the algorithm of choosing the game according to the lesson aim, learning problem and the phase of studying. The special feature of this constructor is the possibility to use it together with the students and in the end to create learning games by themselves.

Discussion and conclusion. The most important external factors having the influence on students’ motivation are the usage of various activities int the lessons, task-oriented exercises, uncommonness and entertainment, group work organization, the possibility of success and positive emotions. The learning games include all these efects. The introduction of them has the influence on the development such components of learning process as the wish to understand, the ability to find the necessary information, readiness to overcome difficulties.

Глухова Наталья Павловна

Школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г. М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербург, Российская Федерация
glukhova.n.p@mail.ru

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
2. Белозерова Л. А., Поляков С. Д., Жидяева О. О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования // Поволжский педагогический поиск. – 2018. – № 3 (25) – С. 16–23.
3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – 351 c.
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967. – 133 c.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–77.
6. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985. – 45 c.
8. Глухова Н. П. Проблемы мотивации к учебной деятельности у современных детей // Научный аспект. – 2019. – № 1. – Т. 7. – С. 735–747.
9. Гореликов М. И. Психолого-педагогический портрет современного подростка // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 29–38.
10. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 c.
11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 c.
12. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
13. Медведев А. М., Жуланова И. В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 2. – С. 20–21.
14. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
15. Платонова С. М. Проблема эффективности игровых досуговых программ // Юбилейные царскосельские чтения: материалы международной конференции. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – С. 129–133.
16. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. – 184 c.
17. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
19. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – С. 45–54.
20. Эльконин Д. Б. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. – М.: Академия, 1999. – 285 c.


1. Asmolov, A. G. (2009) Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System -activity approach in working out of new generation standards]. Pedagogika – Pedagogy. No. 4. Pp. 18–22. (In Russian).
2. Belozerova, L. A., Polyakov, S. D., ZHidyaeva, O. O. (2018) Sociokul'turnye osobennosti pokoleniya: opyt empiricheskogo issledovaniya [Socialcultural pecularities of new generation: experience of investigation]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk – Povolzhsky pedagogical search. No. 3 (25). Pp. 16–23. (In Russian).
3. Bozhovich, L. I. (1972) Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov [Studying of behaviour motivation in teenage]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
4. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshih podrostkov [Age and individual pecularities of young teenagers]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
5. Vygotskij, L. S. (1966) Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka [The game and its role in psychological development of children]. Voprosy psihologii – Problems of psychology. No. 6. Pp. 62–77. (In Russian).
6. Gazman, O. S., Haritonova N. E. (1991) V shkolu – s igroj [To school – with game]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
7. Gal'perin, P. YA. (1985) Metody obucheniya i umstvennoe razvitie rebenka [Methods of studying and cognitive development]. Moscow: MGU. (In Russian).
8. Gluhova, N. P. (2019) Problemy motivacii k uchebnoj deyatel'nosti u sovremennyh detej [the problem of motivation to learning activity]. Nauchnyj aspekt – Aspects of science. No. 1. Vol. 7. Pp. 735–747. (In Russian).
9. Gorelikov, M. I. (2018) Psihologo-pedagogicheskij portret sovremennogo podrostka [Psychological portrait of modern teenagers]. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika – Bulletin of Moscow State University. Series: Pedagogy. No. 4. Pp. 29–38. (In Russian).
10. Kon, I. S. (1989) Psihologiya rannej yunosti [Psychologie of early youth]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
11. Markova, A. K. (1983) Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste [Forming of learning motivation at school age]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
12. Matyuhina, M. V. (1984) Motivaciya ucheniya mladshih shkol'nikov [Motivation of study of young teenagers]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
13. Medvedev, A. M., ZHulanova, I. V. (2021) Deyatel'nostnyj podhod kak orientir sovremennogo obrazovaniya: iskhodnoe soderzhanie i riski redukcii [Activity approach as orientir of modern education: base content and risks of reduce]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya – Science world. Pedagogy and psychology. No. 2. Pp. 20–22. (In Russian).
14. Passov, E. I. (2010) Urok inostrannogo yazyka [А foreign language lesson]. Rostov n/D.: Feniks; Moscow: Glossa Press. (In Russian).
15. Platonova, S. M. (2016) Problema effektivnosti igrovyh dosugovyh programm [Problems of effectivity of playing programs]. XX YUbilejnye carskosel'skie chteniya [XX Jubileum Tsarskoye Selo readings]. Proceedings of the International scientific conference. Saint-Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 129–133. (In Russian).
16. Reprinceva, E. A. (2005) Pedagogika igry: teoriya, istoriya, praktika [Pedagogical games: theory, history, practise]. Kursk: Izd-vo Kursk. gos. Un-ta. (In Russian).
17. Stronin, M. F. (1984) Obuchayushchie igry na uroke anglijskogo yazyka [Learning games in English lessons]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
18. Suhomlinskij, V. A. (1990) Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka: Etika kommunisticheskogo vospitaniya [How to bring up of real person: communist bringing-up]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
19. Fel'dshtejn, D. I. (2011) Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya [Deep changing in modern chilhood and actualization of problems of educational development]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya – Bulletin of practical psychology in education. Vol. 8. No. 1. Pp. 45–54. (In Russian).
20. El'konin, D. B. (1999) Uchebnaya deyatel'nost' v podrostkovom vozraste Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: Hrestomatiya [Learning activity of teenagers. Developmental and educational psychology: a textbook]. Moscow: Akademiya. (In Russian).

Ключевые слова:
мотивация, учебная мотивация, игра, игровая технология, дидактическая функция, игровой конструктор, students’ motivation, games constructor, pedagogical games, playing technologies, didactical functions

Для цитирования:
Глухова Н. П. Игровые технологии как один из способов повышения уровня учебной мотивации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. С. 35–51. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_35. EDN: XUHLBW Glukhova, N. P. (2023) Igrovoj konstruktor kak odin iz sposobov primeneniya igrovyh tekhnologij v urochnoj deyatel'nosti [Constructor of Games as the Way of Using Playing Technologies in Lessons]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 35–51. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_35. EDN: XUHLBW

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина