Введение. Актуальность статьи обусловлена объективной потребностью разработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях в новых условиях деятельности, регламентированных изменениями в нормативных правовых актах в сфере образования и физической культуры и спорта. Целью исследования являлось выявление потенциала школьных спортивных клубов в физическом воспитании обучающихся общеобразовательных организаций.
Материалы и методы. Исходя из требований обновлённых руководящих документов указанных сфер доказывается необходимость укрепления взаимосвязей в содержании педагогической деятельности учителя физической культуры и тренера школьного спортивного клуба. На основании анализа научной литературы доказывается целесообразность расширения перечня видов спорта, предлагаемых школьными спортивными клубами, для наиболее эффективного достижения результатов физического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности. По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявляются причины недостаточно полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся в области физической культуры и спорта.
Результаты. Выявлен значительный потенциал общеобразовательных организаций в совершенствовании физического воспитания обучающихся в рамках внеурочной деятельности посредством расширения спектра видов спорта, предлагаемых школьными спортивными клубами. Доказаны преимущества укрепления взаимосвязи деятельности школьного спортивного клуба и реализации учебного предмета физическая культура в совместных усилиях по активизации стремления обучающихся к физическому развитию и укреплению здоровья.
Обсуждение и выводы. Представленные в статье результаты исследования раскрывают возможности школьных спортивных клубов в совершенствовании структуры и содержании физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций на основе внеурочной деятельности. Сформулированные рекомендации по развитию школьных спортивных клубов позволят направить их деятельность на достижение целей физического воспитания обучающихся и на удовлетворение их образовательных потребностей и интересов в области физической культуры и спорта на основе: активизации взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями); сетевого взаимодействия; повышения квалификации педагогических работников (учителей физической культуры и тренеров ШСК); развития материальной базы в рамках Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Introduction. The relevance of the article is due to the objective need to develop scientifically based recommendations for further improvement of physical education of students in general education organizations in new operating conditions, regulated by changes in regulatory legal acts in the field of education and physical culture and sports. The purpose of the study was to identify the potential of school sports clubs in the physical education of students in general education organizations.
Materials and methods. Based on the analysis of the requirements of the updated governing documents of these areas, the need to strengthen the relationships in the content of the pedagogical activities of the teacher of the subject “Physical Education” and the coach of the school sports club is proven. Based on an analysis of scientific literature, the feasibility of expanding the list of sports offered by school sports clubs is proven to most effectively achieve the results of physical education of students in extracurricular activities. Based on a comparative analysis of the results of ascertaining experiments, the reasons for the insufficient satisfaction of the needs and interests of students in the field of physical culture and sports are identified.
Results. The significant potential of general education organizations in improving the physical education of students as part of extracurricular activities has been identified by expanding the range of sports offered by school sports clubs. The advantages of the relationship between the activities of a school sports club and the implementation of the academic subject “Physical Education” in students’ desire for physical development and health promotion have been proven.
Discussion and conclusion. The research results presented in the article reveal the possibilities of school sports clubs in improving the structure and content of physical education of students in general education organizations on the basis of extracurricular activities. Formulated recommendations for the development of school sports clubs will allow them to direct their activities to achieve the goals of physical education of students and to meet their educational needs and interests in the field of physical culture and sports based on: intensifying interaction with students and their parents (legal representatives); networking; advanced training of teaching staff (teachers of the subject “Physical Education” and trainers of the School of Sport and Sports); development of the material base within the framework of the Concept for the development of children's and youth sports in the Russian Federation until 2030 and the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030.
Булат Роман Евгеньевичдоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bulatrem@mail.ru
Шишонок Дмитрий Сергеевич–
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
dshishonok@list.ru
1. Акишин Б. А., Юсупов Р. А., Головина В. А. Трансформация мотиваций к занятиям физической культурой и спортом студентов вузов в России // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 2 (74). – С. 30–33. DOI: 10.47438/1999–3455_2020_2_30. EDN: QYUIWP
2. Ахаимова А. А., Ковальская Г. Л., Сентябрев Н. Н. Архитектурно-планировочные особенности физкультурно-спортивных сооружений учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 665. EDN: STRUPZ
3. Ахтемзянова Н. М., Лубышева Л. И. Оценка эффективности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы со старшими школьниками в рамках деятельности "Школьного спортивного клуба" // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 2. – С. 89–91. EDN: NUJVDD
4. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2–6. EDN: NBMSCD
5. Бортникова С. А., Богачева Е. В., Бортникова Е. С. Педагогические условия формирования у учащихся умений организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность средствами внеурочной деятельности по физической культуре // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (283). – С. 140–143. EDN: KANFVD
6. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России // Педагогика и психология образования. – 2023. – № 3. – С. 38–57. DOI: 10.31862/2500–297X-2023–3–38–57. EDN: FCQGFJ
7. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Психолого-педагогический потенциал совершенствования системы управления качеством образования // Человек и образование. – 2020. – № 4 (65). – С. 127–133. DOI: 10.54884/S181570410020505–0. EDN: GAVVNC
8. Дзюба А. И., Барнаш А. В. Особенности валеологического воспитания младших подростков во внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организации // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98–1. – С. 105–107. DOI: 10.18411/trnio-06–2023–31. EDN: RBZVVS
9. Журочкина Е. Д. Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов 2021/22 учебного года // Физическая культура в школе. – 2022. – № 8. – С. 32–36. EDN: MCQLUQ
10. Индивидуализированная спортивно ориентированная система оценивания физической подготовленности учащихся / В. К. Спирин, Н. А. Кузьмина, Д. Н. Болдышев, И. А. Риссамакина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 2. – С. 23–26. EDN: PYTGYV
11. Казанцев И. В. Опыт проектирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – № 3 (7). – С. 58–62. EDN: XCNJQV
12. Козлов А. В., Лотоненко В. Н. Спортивно ориентированная направленность физкультурного воспитания детей и молодёжи // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 5. – С. 9–11. EDN: OZPWIF
13. Кравцова Л. М. Модель развития профессиональной готовности бакалавра физической культуры к внеурочной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 5. – С. 11–13. EDN: XYVDFR
14. Кузнецова Л. В. Формирование культуры здоровья и физической культуры у школьников как приоритетная задача системы образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – Т. 8. – № 4. – С. 82–90. EDN: SELVHX
15. Лубышева Л. И. Каким быть физическому воспитанию в школе? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 61–63. EDN: NBMSBJ
16. Лубышева Л. И. Муниципальная спортизация – основа школьного спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 5. – С. 2–7. EDN: NBMVTN
17. Макналти Эйтль Т., Эйтль Д. Расовая принадлежность, культурный капитал, успеваемость и занятия спортом в школе // Социология образования. – 2003. – № 7. – С. 20. EDN: HTKHUB
18. Малышев А. И., Якимова Е. В. Знания в структуре содержания образования по предмету «Физическая культура» // Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: материалы IV междунар. НПК, Грозный, 24 сент. 2020. – Грозный: ЧГПУ, 2020. – С. 241–246. EDN: PHAJHW
19. Махмадрасулов Б. С. Советская система физического воспитания // Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – № 7. – С. 55–63. EDN: DIJRBP
20. Савчук М. В., Ярычев Н. У. Организация курсов повышения квалификации для руководителей школьных спортивных клубов: проблемы и перспективы // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3. – № 10. – С. 141–145. EDN: DSFUJA
21. Смирнова О. А., Булат Р. Е. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников младших классов на уроке физической культуры посредством игровых технологий // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы II Всерос. НПК. – Чебоксары: Среда, 2023. – С. 172–174. DOI: 10.31483/r-106932. EDN: KDSNKV
22. Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки / К. Н. Дементьев, А. А. Борисов, Р. Е. Булат, О. В. Пристав // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 42–44. EDN: WEFSGJ
23. Филиппов С. С. Спортивный клуб школы: этап становления: монография / С. С. Филиппов, Т. Н. Карамышева. – М.: Советский спорт, 2012. – 298 с. EDN: TRYXKL
24. Формирование рынка труда в сфере школьного и студенческого спорта на основе востребованных компетенций будущих работников / Д. Г. Степыко, К. И. Братков, Б. Р. Семирханов, Д. В. Грачева // Перспективы науки. – 2021. – № 5 (140). – С. 307–312. EDN: WIFFCI
25. Шукшина Т. И., Бакулин С. В. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 4 (32). – С. 121–127. EDN: TDRTGP
1. Akishin, B. A., Jusupov, R. A., Golovina, V. A. (2020) Transformaciya motivacij k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom studentov vuzov v Rossii [The trasformation of motivations to physical education and students sport in Russia universitis]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e – Physical culture and health. Vol. 2 (74). Pp. 30–33. (In Russian). DOI: 10.47438/1999–3455_2020_2_30. EDN: QYUIWP
2. Ahaimova, A. A., Kovalskaja, G. L., Sentjabrev, N. N. (2014) Arkhitekturno-planirovochnye osobennosti fizkul'turno-sportivnykh sooruzhenij uchebnykh zavedenij [Architectural planning features of educational institutions sports facilities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. Vol. 4. P. 665. (In Russian). EDN: STRUPZ
3. Akhtemzyanova, N. M., Lubysheva, L. I. (2011) Ocenka effektivnosti fizkul'turno-sportivnoj i ozdorovitel'noj raboty so starshimi shkol'nikami v ramkah deyatel'nosti "SHkol'nogo sportivnogo kluba" [Assessment of effectiveness of sports and recreational work with senior schoolchildren within activity of "School sports club"]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury – Theory and Practice of Physical Culture. Vol. 2. Pp. 89–91. (In Russian). EDN: NUJVDD
4. Balsevich, V. K. (2006) Zdorov'eformiruyushchaya funkciya obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (Materialy k razrabotke nacional'nogo proekta ozdorovleniya podrastayushchego pokoleniya Rossii v period 2006–2026 gg.) [Health-forming function of education in Russian Federation (Materials to development of national project of improvemert of rising generation of Russia during 2006–2026)]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka – Physical culture: education, education, training. Vol. 5. Pp. 2–6. (In Russian). EDN: NBMSCD
5. Bortnikova, S. A., Bogacheva, E. V., Bortnikova, E. S. (2019) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u uchashchihsya umenij organizovat' zdorov'esberegayushchuyu zhiznedeyatel'nost' sredstvami vneurochnoj deyatel'nosti po fizicheskoj kul'ture [Pedagogical conditions of students’ skills formation to organize health-saving and life-sustaining activity by means of extracurricular activity in physical education]. Izvestia Voronezskogo gosudarstvennogo pedagogiceskogo universiteta – News of Voronezh State Pedagogical University. Vol. 2 (283). Pp. 140–143. (In Russian). EDN: KANFVD
6. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2023) Obosnovanie kriteriev ocenki fizicheskoj gotovnosti vypusknika-psikhologa dlya osushchestvleniya professional'noj deyatel'nosti v MCHS Rossii [Ustification of the criteria for assessing the physical readiness of a graduate psychologist for professional activities in the EMERCOM of Russia]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya – Pedagogy and psychology of education. Vol 3. Pp. 38–57. (In Russian). DOI: 10.31862/2500–297X-2023–3–38–57. EDN: FCQGFJ
7. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2020) Psikhologo-pedagogicheskij potencial sovershenstvovaniya sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya [Psychological and pedagogical potential of improving the quality management system of higher education]. Chelovek i obrazovanie – Man and education. Vol. 4 (65). Pp. 127–133. (In Russian). DOI: 10.54884/S181570410020505–0. EDN: GAVVNC
8. Dzyuba, A. I., Barnash, A. V. (2023) Osobennosti valeologicheskogo vospitaniya mladshih podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti v usloviyah obshcheobrazovatel'noj organizacii [Features of valeological education of younger adolescents in extracurricular activities in a general education organization]. Tendencii razvitiya nauki I obrazovaniya – Trends in the development of science and education. Vol. 98–1. Pp. 105–107. (In Russian). DOI: 10.18411/trnio-06–2023–31. EDN: RBZVVS
9. Zhurochkina, E. D. (2022) Vserossijskie sportivnye igry shkol'nyh sportivnyh klubov 2021/22 uchebnogo goda [All-Russian sports games of school sports clubs for the 2021/22 academic year]. Fizicheskaya kul'tura v shkole – Physical culture at school. Vol. 8. Pp. 32–36. (In Russian). EDN: MCQLUQ
10. Spirin, V. K., Kuz'mina, N. A., Boldyshev, D. N., Rissamakina, I. A. (2022) Individualizirovannaya sportivno orientirovannaya sistema ocenivaniya fizicheskoj podgotovlennosti uchashchihsya [Individualized sport-focused evaluation system of pupils’ physical fitness]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka – Physical culture: upbringing, education, training. Vol. 2. Pp. 23–26. (In Russian). EDN: PYTGYV
11. Kazantsev, I. V. (2016) Opyt proektirovaniya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti uchashchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Experience of design of network interaction of educational institutions on the organization of extracurricular activities of pupils with limited opportunities of health]. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie – Correctional pedagogical education. Vol. 3 (7). Pp. 58–62. (In Russian). EDN: XCNJQV
12. Kozlov, A. V., Lotonenko, V. N. (2010) Sportivno orientirovannaya napravlennost' fizkul'turnogo vospitaniya detej i molodyozhi [Sports-focused physical education of children and youth]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e – Physical culture and health. Vol. 5. Pp. 9–11. (In Russian). EDN: OZPWIF
13. Kravcova, L. M. (2018) Model' razvitiya professional'noj gotovnosti bakalavra fizicheskoj kul'tury k vneurochnoj deyatel'nosti [Off-class professional service competency building model for bachelors of physical education]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka – Physical culture: upbringing, education, training. Vol. 5. Pp. 11–13. (In Russian). EDN: XYVDFR
14. Kuznetsova, L. V. (2013) Formirovanie kul'tury zdorov'ya i fizicheskoj kul'tury u shkol'nikov kak prioritetnaya zadacha sistemy obrazovaniya [Formation of health and physical culture among schoolchildren as a priority task of the education system]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta – Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. Vol. 8. No. 4. Pp. 82–90. (In Russian). EDN: SELVHX
15. Lubysheva, L. I. (2006) Kakim byt' fizicheskomu vospitaniyu v shkole? [What kind of physical education is to be at school?]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka – Physical culture: upbringing, education, training. Vol. 4. Pp. 61–63. (In Russian). EDN: NBMSBJ
16. Lubysheva, L. I. (2008) Municipal'naya sportizaciya – osnova shkol'nogo sporta [Municipal sportization as a basis of school sport]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka – Physical culture: upbringing, education, training. Vol. 5. Pp. 2–7. (In Russian). EDN: NBMVTN
17. McNulty Eitle, T., Eitle, D. (2002) Rasovaya prinadlezhnost', kul'turnyj kapital, uspevaemost' i zanyatiya sportom v shkole [Race, cultural capital and the educational effects of participation in sports]. Sociologiya obrazovaniya – Sociology of education. Vol. 75. No. 2. Pp. 123–146. (In Russian). EDN: HTKHUB
18. Malyshev, A. I., YAkimova, E. V. (2020) Znaniya v strukture soderzhaniya obrazovaniya po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Knowledge in the structure of the content of education on the subject «Physical culture»]. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya sistemy nepreryvnogo fizkul'turnogo obrazovaniya [Actual problems of improving the system of continuous physical education]. Proceedings of the IV International Scientific and practical conference. Grozny, 24 Sept. 2020. Grozny: ChSP U. Pp. 241–246. (In Russian). EDN: PHAJHW
19. Mahmadrasulov, B. S. (2019) Sovetskaya sistema fizicheskogo vospitaniya [Soviet physical education system]. Vestnik tadzhikskogo nacional'nogo universiteta – Bulletin of the Tajik national university. Vol. 7. Pp. 55–63. (In Russian). EDN: DIJRBP.
20. Savchuk, M. V., Yarychev, N. U. (2022) Organizaciya kursov povysheniya kvalifikacii dlya rukovoditelej shkol'nyh sportivnyh klubov: problemy i perspektivy [Organization of advanced training courses for the heads of school sports clubs: problems and prospects]. Pedagogicheskoe obrazovanie – Teacher Education. Vol. 3 (10). Pp.141–145. (In Russian). EDN: DSFUJA
21. Smirnova, O. A., Bulat, R. E. (2023) Aktivizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti shkol'nikov mladshikh klassov na uroke fizicheskoj kul'tury posredstvom igrovykh tekhnologij [Activation of educational and cognitive activity of primary school students at the physical education lesson through game technologies]. Aktual'nye voprosy gumanitarnykh i social'nykh nauk: ot teorii k praktike [Topical issues of humanities and social sciences]. Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Cheboksary, 05 June 2023. Cheboksary: Sreda. Pp. 172–174. (In Russian). DOI: 10.31483/r-106932. EDN: KDSNKV
22. Dement'ev, K. N., Borisov, A. A., Bulat, R. E., Pristav, O. V. (2016) Sovremennye tendencii povysheniya effektivnosti fizicheskoj podgotovki [Modern physical training efficiency improvement trends in military academies]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury – Theory and practice of physical culture. Vol. 9. Pp. 42–44. (In Russian). EDN: WEFSGJ
23. Filippov, S. S., Karamysheva, T. N. (2012) Sportivnyj klub shkoly: etap stanovleniya [Sports club of the school: the stage of formation]. Moscow: Soviet Sport. (In Russian). EDN: TRYXKL
24. Stepyko, D. G., Bratkov, K. I., Semirkhanov, B. R., Gracheva, D. V. (2021) Formirovanie rynka truda v sfere shkol'nogo i studencheskogo sporta na osnove vostrebovannykh kompetencij budushchikh rabotnikov [Formation of a labor market in school and student sports on the basis of demanded competencies of future employees]. Perspektivy nauki – Prospects of science. Vol. 5 (140). Pp. 307–312. (In Russian). EDN: WIFFCI
25. Shukshina, T. I., Bakulin, S. V. (2017) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshih podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti sportivno-ozdorovitel'noj napravlennosti [Pedagogical conditions for formation of young adolescents'' readiness to personal achievements in sports and health extracurricular activity]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie – Humanities and Education. Vol. 4 (32). Pp. 121–127. (In Russian). EDN: TDRTGP