Введение. В статье идет речь о теоретическом и практическом изучении эмпатии как способности врача и медицинского работника, влияющей на качество взаимодействия с пациентом. Данный феномен рассматривается как качество, значимое для профессиональной деятельности специалиста в области медицины. Исследование эмпатии в данном качестве обосновано тем, что функционально данные специалисты в силу специфики своей профессии обязаны вступать в непосредственный контакт с пациентами. Подобное взаимодействие сопровождается повышенным нервным напряжением со стороны пациентов, и способность врача или медицинского работника профессионально регулировать эмоциональное состояние пациента может положительно сказываться как на их взаимодействии, так и на качестве и скорости восстановления пациента. В соответствии с данными предпосылками была актуализирована задача по проведению исследования, направленного на оценку эмпатических способностей профессиональных врачей и сотрудников медицинского персонала среднего уровня (медсёстры и медбратья).
Материалы и методы. Исследование реализовано на базе Тосненской клинической межрайонной больницы. В качестве респондентов выступили 33 врача различных специальностей и 32 сотрудника медицинского персонала среднего уровня (общая выборка составила 65 чел.). Для достижения цели исследования было проведено тестирование, в котором применялись следующие методики: диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, диагностика помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко и оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского. Для подтверждения гипотез исследования использовался частотный и сравнительный анализ.
Результаты. В основе проведённого исследования – эффективные методы статистической обработки данных, а также валидные и надёжные методики, позволяющие получить объективные данные по исследуемой проблеме.
Результаты проведённого исследования показывают, что у сотрудников медицинского персонала среднего уровня и врачей преобладает средний и высокий уровень развития эмпатических способностей, сниженный уровень выраженности эмоциональных барьеров в общении и нормальный уровень коммуникабельности. Кроме того, между группами врачей и сотрудников медицинского персонала среднего уровня существуют значимые различия в уровне развития общего показателя эмпатии, рационального и интуитивного каналов эмпатии, уровне выраженности неадекватного проявления эмоций и доминирования негативных эмоций.
Introduction. In the article devoted to the theoretical and practical study of empathy as an ability of a doctor and a medical worker that affects the quality of interaction with a patient, this phenomenon is studied as a quality that is significant for the professional activity of a specialist in the field of medicine. The study of empathy as a professionally important quality for a doctor and medical worker is justified by the fact that functionally these specialists, due to the specifics of their profession, are required to come into direct contact with patients. This interaction is accompanied by increased nervous tension on the part of patients, and the ability of a doctor or medical worker to qualitatively regulate the patient's emotional state can positively affect both their interaction and the quality and speed of the patient's recovery. In accordance with these prerequisites, the task of conducting a study aimed at assessing the empathic abilities of professional doctors and mid-level medical personnel (nurses) was updated.
Materials and Methods. The study was carried out on the basis of the Tosno Clinical Interdistrict Hospital. The respondents of the study were 33 doctors of various specialties and 32 mid-level medical personnel. The total sample of the study was 65 people.
To achieve the goal of the study, a testing method was used, which used the methodology for diagnosing the level of empathic abilities of V. V. Boyko, methodology for diagnosing interference in establishing emotional contacts V. V. Boyko and the methodology for assessing the level of sociability V. F. Ryakhovsky. Frequency analysis and comparative analysis were used to confirm the research hypotheses.
Results. The basis of the study is effective methods of statistical data processing, as well as a valid and reliable methodology that allows obtaining objective data on the problem under study.
The results of the study show that mid-level medical personnel and doctors have a predominant average and high level of development of empathic abilities, a reduced level of expression of emotional barriers in communication and a normal level of communication skills. In addition, between groups of doctors and mid-level medical personnel, there are significant differences in the level of development of the general indicator of empathy, rational and intuitive channels of empathy, the level of severity of inadequate expression of emotions and the dominance of negative emotions.
Марихин Сергей Васильевичдоктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serg_marihin@mail.ru
Шевелева Анна Викторовна–
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
karask@bk.ru
1. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии // Общение – 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы международной конференции. – М.: Психологический институт РАО, 2006. – С. 373–380.
2. Марихин С. В., Пикта В. А., Лосев К. В. Профессиональная деятельность и личностные особенности специалистов, занятых в сфере торговли // Научное мнение. (Педагогические, психологические и философские науки). – 2021. – № 11. – C. 64–68.
3. Марихин С. В., Шевелева А. В. Психологические особенности взаимодействия врачей и медицинских работников с пациентами // XXV ВИШНЯКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: материалы науч.-практ. конф. – СПб., г. Бокситогорск: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – C. 162–165.
4. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М., 2002.
1. Karyagina, T. D. (2006) Nekotorye aspekty razvitiya predstavlenij ob empatii [Some aspects of the development of ideas about empathy]. Obshchenie – 2006: na puti k enciklopedicheskomu znaniyu [Communication – 2006: on the way to encyclopedic knowledge]. Proceedings of the International Conference. Moscow: Psihologicheskij institut RAO. Pp. 373–380. (In Russian).
2. Marihin, S. V., Pikta, V. A., Losev, K. V. (2021) Professional'naya deyatel'nost' i lichnostnye osobennosti specialistov, zanyatyh v sfere torgovli [Professional activity and personal characteristics of specialists employed in the field of trade]. Nauchnoe mnenie. (Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki) – Scientific opinion. (Pedagogical, psychological and philosophical sciences). Saint Petersburg. No. 11. Рр. 64–68. (In Russian).
3. Marihin, S. V., SHeveleva, A. V. (2022) Psihologicheskie osobennosti vzaimodejstviya vrachej i medicinskih rabotnikov s pacientami [Psychological features of the interaction of doctors and medical workers with patients]. XXV VISHNYAKOVSKIE CHTENIYA: vuzovskaya nauka: usloviya effektivnosti social'no-ekonomicheskogo i kul'turnogo razvitiya regiona [XXV VISHNYAKOV READINGS: university science: conditions for the effectiveness of socio-economic and cultural development of the region]. Proceedings of the Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, Boksitogorsk: Pushkin Leningrad State University. Pp. 162–165. (In Russian).
4. Rodzhers, K. (2002) Empatiya [Empathy]. Psihologiya motivacii i emocij / pod red. YU. B. Gippenrejter i M. V. Falikman [Psychology of motivation and emotions / eds. Yu. B. Gippenreiter and M. V. Falikman]. Moscow. (In Russian)