Эмоциональный интеллект студентов периода ранней взрослости

Emotional Intelligence of Students During Early Adulthood

Авторы:
Софьина Вера Николаевна,Расторгуева Полина Александровна,Мирошников Эдуард Петрович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_549

Полный текст443,33 КБ

Введение. В статье рассматривается уровень эмоционального интеллекта применительно к студентам периода ранней взрослости. Актуальность исследования обоснована доказанной в различных изысканиях взаимосвязью развития эмоционального интеллекта и успешности студентов в различных видах деятельности, в том числе учебной и профессиональной. Подробно рассмотрено определение понятия «эмоциональный интеллект», описаны компоненты эмоционального интеллекта.

Материалы и методы. В качестве метода психодиагностики в рамках исследования была выбрана русскоязычная адаптированная версия опросника эмоционального интеллекта К. Бачард, которая позволила оценить уровень развития таких компонентов эмоционального интеллекта, как «Позитивная экспрессивность», «Негативная экспрессивность», «Внимание к эмоциям», «Принятие решений на основе эмоций», «Сопереживание радости», «Сопереживание несчастья» и «Эмпатия». В исследовании приняли участие 114 респондентов периода ранней взрослости, в том числе 65 студентов высших образовательных учреждений II–IV курса (средний возраст – 21,9 года), а также 49 специалистов (средний возраст – 32,8 года).

Результаты. Проведена психодиагностика эмоционального интеллекта и его компонентов у студентов и специалистов периода ранней взрослости. На основании результатов психологического диагноза проведен сравнительный анализ уровня развития различных компонентов эмоционального интеллекта студентов и специалистов периода ранней взрослости.

Обсуждение и выводы. По итогам проведенной психодиагностики выявлены наиболее развитые компоненты эмоционального интеллекта студентов: «Позитивная экспрессивность», «Принятие решений на основе эмоций» и «Сопереживание радости». Самые низкие показатели определены по таким компонентам, как «Негативная экспрессивность» и «Сопереживание несчастью». Выявлены значимые отличия по t-критерию Стьюдента при а=0,01 между определенными показателями студентов и специалистов. У студентов достоверно выше показатели развития компонента «Принятие решений на основе эмоций», в то время как у специалистов достоверно выше показатели таких компонентов, как «Негативная экспрессивность», «Внимание к эмоциям», а также «Сопереживание несчастью».


Introduction. The article examines emotional intelligence in relation to students of early adulthood. The relevance of the study is justified by the proven relationship between the development of emotional intelligence and the success of students in various types of activities, including educational and professional ones. The definition of the concept of "emotional intelligence" is considered in detail, the components of emotional intelligence are described.

Materials and methods. The Russian-language version of the adaptation of K. Bachard's emotional intelligence questionnaire was chosen as a method of psychodiagnostics within the framework of the study, which allowed us to assess the level of development of such components of emotional intelligence as "Positive expressivity", "Negative expressivity", "Attention to emotions", "Decision-making based on emotions", "Empathy of joy", "Empathy misfortunes" and "Empathy". 114 respondents from the early adulthood period took part in the study, including 65 students of higher educational institutions of the 2nd–4th year (average age – 21.9 years), as well as 49 specialists (average age – 32.8 years).

Results. Psychodiagnostics of emotional intelligence and its components in students and specialists of the early adulthood period was carried out. Based on the results of psychodiagnostics, a comparative analysis of the level of development of various components of emotional intelligence of students and specialists of the early adulthood period was carried out.

Discussion and conclusion. According to the results of the conducted psychodiagnostics, the most developed components of students' emotional intelligence were identified, such as "Positive expressivity", "Decision-making based on emotions" and "Empathy for joy". The lowest indicators were found for such components as "Negative expressivity" and "Empathy for unhappiness." Significant differences in the Student's t-criterion at a=0.01 between certain indicators of students and specialists were revealed. Students have significantly higher indicators of the development of the component "Decision-making based on emotions", while specialists have significantly higher indicators of such components as "Negative expressivity", "Attention to emotions", as well as "Empathy for unhappiness".

Софьина Вера Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru

Расторгуева Полина Александровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
poluson_rast@mail.ru

Мирошников Эдуард Петрович
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru

1. Абдиева Г. И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. – 2021. – № 3 (57). – С. 31–33.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. – 388 с.
3. Бердникова И. А. Взаимосвязь внутриличностного эмоционального интеллекта и самопринятия студентов вузов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 12. – С. 58–64.
4. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 4.
5. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который дает эффективность в любом деле. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2009. – 224 с.
6. Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Погадаева Д. А. Когнитивные способности и психологическое благополучие студентов // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 3. – С. 82–89.
7. Гаранина Ж. Г., Кулешова Н. Е. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатии студентов вуза // Гуманитарные науки. – 2022. – № 1 (57). – С. 143–152.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 243 с.
9. Елькина И. Ю. Эмоциональный интеллект студентов-психологов и его взаимосвязь с самооценкой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 4. – С. 49–52.
10. Ермакова Е. С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 169–186.
11. Ерыгина А. В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // Экономический вектор. – 2021. – № 2 (25). – С. 77–82.
12. Запорожцева Г. Е., Шолтоян Ю. О., Васильченко А. Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. – № 6 (86). – С. 67–76.
13. Карапетян Л. В. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия студентов с показателями интеллекта // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1 (49). – С. 414–426.
14. Карапетян Л. В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – № 57. – С. 11.
15. Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Ученые записки педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 84–93.
16. Липская Т. А. Особенности психологического благополучия студентов на начальном и завершающем этапах обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78–3. – С. 270–274.
17. Митрофанова Л. Г., Князев Г. Г., Разумникова О. М. Адаптация русскоязычной версии Опросника эмоционального интеллекта К. Бачард // Психологический журнал. – 2012. – № 4. – С. 112–120.
18. Ситников М. А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы // Организационная психология. – 2019. – № 3. – С. 153–173.
19. Сунцова Я. С. Особенности психологического благополучия студентов-психологов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 8 (88). – С. 156–160.
20. Тевлюкова О. Ю. Эмоциональный интеллект: методы формирования и оценки // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – № 4. – С. 147–149.
21. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 11–30.
22. Филиппова С. А., Степанова Н. А. Оценка психического здоровья и благополучия студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023. – № 5 (219). – С. 537–541.
23. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55–64.
24. Rustamova B. Social psychological characteristics of emotional intelligence in students' leadership activities // Science and innovation. – 2023. – Vol. 2. – № B9. – Pp. 156–159.
25. Aleksi? V., Dionysios P. Trait emotional intelligence and multiple intelligences as predictors of academic success in serbian and greek it students // IJCRSEE. – 2023. – № 2. – Pp. 173–185.


1. Abdieva, G. I. (2021) Vozrastnye osobennosti yunosheskogo perioda [Age-related features of adolescence]. Arhivarius – Archivist. No. 3 (57). Pp. 31–33. (In Russian).
2. Andreeva, I. N. (2011) Emocional'nyj intellekt kak fenomen sovremennoj psihologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolock: Polock. gos. un-t. (In Russian).
3. Berdnikova, I. A. (2019) Vzaimosvyaz' vnutrilichnostnogo emocional'nogo intellekta i samoprinyatiya studentov vuzov [The relationship between intrapersonal emotional intelligence and self-acceptance of university students]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. No. 12. Pp. 58–64. (In Russian).
4. Borodovicyna, T. O. (2020) Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchiya studentov razlichnyh profilej podgotovki [Features of the psychological well-being of students of various training profiles]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya – World of Science. pedagogy and psychology. No. 4. (In Russian).
5. Bharvani, G. (2009) Vazhnee, chem IQ! EQ: emocional'nyj intellekt. Trening «sekretnogo intellekta», kotoryj daet effektivnost' v lyubom dele [More important than IQ! EQ: emotional intelligence. Training of “secret intelligence”, which gives effectiveness in any business]. Sain Petersburg: PrajmEVROZNA K. (In Russian).
6. Vodyaha, S. A., Vodyaha, YU. E., Pogadaeva, D. A. (2021) Kognitivnye sposobnosti i psihologicheskoe blagopoluchie studentov [Cognitive abilities and psychological well-being of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Pedagogical education in Russia. No. 3. Pp. 82–89. (In Russian).
7. Garanina, ZH. G., Kuleshova, N. E. (2022) Osobennosti emocional'nogo intellekta i empatii studentov vuza [Features of emotional intelligence and empathy of university students]. Gumanitarnye nauki – Humanities. No. 1 (57). Pp. 143–152. (In Russian).
8. Goulman, D. (2013) Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intellect. Why it may matter more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (In Russian).
9. El'kina, I. YU. (2020) Emocional'nyj intellekt studentov-psihologov i ego vzaimosvyaz' s samoocenkoj [Emotional intelligence of psychology students and its relationship with self-esteem]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya – Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. No. 4. Pp. 49–52. (In Russian).
10. Ermakova, E. S. (2023) Kreativnost', samoaktualizaciya i sub"ektivnoe blagopoluchie studentov [Creativity, Self-actualization and Subjective Well-being of Students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 169–186. (In Russian).
11. Erygina, A. V. (2021) Emocional'nyj intellekt kak faktor uspeshnosti [Emotional intelligence as a factor of success]. Jekonomicheskij vektor – Economic vector. No. 2 (25). Pp. 77–82. (In Russian).
12. Zaporozhceva, G. E., SHoltoyan, YU. O., Vasil'chenko, A. YU. (2021) Vzaimosvyaz' emocional'nogo intellekta s akademicheskoj uspevaemost'yu studentov [The relationship between emotional intelligence and academic performance of students]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. No. 6 (86). Pp. 67–76. (In Russian).
13. Karapetyan, L. V. (2021) Issledovanie vzaimosvyazi emocional'no-lichnostnogo blagopoluchiya studentov s pokazatelyami intellekta [Study of the relationship between the emotional and personal well-being of students and indicators of intelligence]. Perspektivy nauki i obrazovaniya – Perspectives of science and education. No. 1 (49). Pp. 414–426. (In Russian).
14. Karapetyan, L. V. (2018) Tipologicheskoe issledovanie emocional'no-lichnostnogo blagopoluchiya [Typological study of emotional and personal well-being]. Psihologicheskie issledovaniya – Psychological Research. Vol. 11. No. 57. P. 11. (In Russian).
15. Kuznecova, K. S. (2010) K voprosu o formirovanii emocional'nogo intellekta [On the issue of the formation of emotional intelligence]. Uchenye zapiski pedagogicheskogo instituta SGU im. N. G. CHernyshevskogo. Seriya: Psihologiya. Pedagogika – Scientific notes of the Pedagogical Institute of the Saratov State University named after. N. G. Chernyshevsky. Series: Psychology. Pedagogy. No. 4. Pp. 84–93. (In Russian).
16. Lipskaya, T. A. (2023) Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchiya studentov na nachal'nom i zavershayushchem etapah obucheniya [Features of the psychological well-being of students at the initial and final stages of training]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 78–3. Pp. 270–274. (In Russian).
17. Mitrofanova, L. G., Knyazev, G. G., Razumnikova, O. M. (2012) Adaptaciya russkoyazychnoj versii Oprosnika emocional'nogo intellekta K. Bachard [Adaptation of the Russian version of the Emotional Intelligence Questionnaire by K. Bachard]. Psihologicheskij zhurnal – Psychological Journal. No. 4. Pp. 112–120. (In Russian).
18. Sitnikov, M. A. (2019) Emocional'nyj intellekt rukovoditelya i deyatel'nost' gruppy [Emotional intelligence of the leader and group activity]. Organizacionnaya psihologiya – Organizational psychology. No. 3. Pp. 153–173. (In Russian).
19. Suncova, YA. S. (2021) Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchiya studentov-psihologov s raznym urovnem emocional'nogo intellekta [Features of the psychological well-being of psychology students with different levels of emotional intelligence]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. No. 8 (88). Pp. 156–160. (In Russian).
20. Tevlyukova, O. YU. (2022) Emocional'nyj intellekt: metody formirovaniya i ocenki [Emotional intelligence: methods of formation and assessment]. Vestnik jekonomiki, prava i sociologii – Bulletin of Economics, Law and Sociology. No. 4. Pp. 147–149. (In Russian).
21. Ushakov, D. V. (2009) Social'nyj i emocional'nyj intellekt: nadezhdy, somneniya, perspektivy. Social'nyj i emocional'nyj intellekt: ot processov k izmereniyam / pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova [Social and emotional intelligence: from processes to measurements. Eds. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova.]. Moscow: Izd-vo IP RAN. Pp. 11–30. (In Russian).
22. Filippova, S. A., Stepanova, N. A. (2023) Ocenka psihicheskogo zdorov'ya i blagopoluchiya studencheskoj molodezhi [Assessment of mental health and well-being of student youth]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta – Scientific notes of Lesgaft University. No. 5 (219). Pp. 537–541. (In Russian).
23. Yur'eva, O. V. (2019) Emocional'nyj intellekt i osobennosti samoaktualizacii lichnosti [Emotional intelligence and personality self-actualization features]. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie nauki – PNRPU Sociology and Economics Bulletin. No. 1. Pp. 55–64. (In Russian).
24. Rustamova, B. (2023) Social psychological characteristics of emotional intelligence in students' leadership activities. Science and innovation. Vol. 2. No. B9. Pp. 156–159.
25. Aleksi?, V., Dionysios, P. (2023) Trait emotional intelligence and multiple intelligences as predictors of academic success in serbian and greek it students. IJCRSEE. No. 2. Pp. 173–185.

Ключевые слова:
студенты, специалисты, период ранней взрослости, эмоциональный интеллект, students, specialists, early adulthood, emotional intelligence

Для цитирования:
Софьина В. Н., Мирошников Э. П., Расторгуева П. А. Эмоциональный интеллект студентов периода ранней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 549–562. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_549. EDN: DPMFJS Sofina, V. N., Miroshnikov, E. P., Rastorgueva, P. A. (2023) E`mocional`ny`j intellekt studentov perioda rannej vzroslosti [Emotional Intelligence of Students During Early Adulthood]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 549–562. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_549. EDN: DPMFJS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина