Сравнительный анализ жизнестойкости студентов и курсантов в период ранней взрослости

Comparative Analysis of the Resilience of Students and Cadets During Early Adulthood

Авторы:
Софьина Вера Николаевна,Лебедева Мария Евгеньевна,Расторгуева Полина Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_535

Полный текст325,28 КБ

Введение. Процесс формирования личности сопровождается развитием качеств, обеспечивающих жизнеспособность человека в окружающей среде, в первую очередь социальной. Период ранней взрослости отличается возрастанием активности человека, значимости его решений, выборов и поступков, появлением новых, более сложных, чем раньше, задач, которые, как правило, простираются в области профессионального становления. В данном контексте учреждение профессионального образования выступает в роли среды, формирующей упомянутые качества, в том числе жизнестойкость. Выбор профессионального пути определяет индивидуально-психологические характеристики, необходимые человеку для дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим логичным является предположение, что развитие жизнестойкости у студентов вузов и курсантов образовательных организаций силовых структур имеет различия.

Материалы и методы. Психодиагностика жизнестойкости студентов вузов и курсантов образовательных организаций силовых структур периода ранней взрослости была реализована с применением методики «Тест жизнестойкости Мадди» в русскоязычной адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. Дополнительно был проведен опрос для выявления факторов, влияющих на жизнестойкость студентов и курсантов периода ранней взрослости. Выборка исследования составила 110 респондентов периода ранней взрослости, в том числе 62 студента вузов II–IV курса (средний возраст – 22,1 года), а также 48 курсантов образовательных организаций силовых структур II–IV курса (средний возраст – 21,4 года).

Результаты. Проведен сравнительный анализ уровня развития жизнестойкости и ее компонентов у студентов вузов и курсантов образовательных организаций силовых структур периода ранней взрослости. Выявлены значимые отличия по t-критерию Стьюдента при а=0,01 в уровне как жизнестойкости в целом, так и некоторых ее компонентов между показателями студентов и курсантов. Выявлены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнестойкость и ее компоненты у студентов и курсантов.

Обсуждение и выводы. Доказано, что у курсантов достоверно выше показатели по интегральной шкале жизнестойкости, а также по показателям «Контроль» и «Принятие риска»; не выявлено значимых различий между студентами и курсантами по показателю «Вовлеченность». Положительное влияние на жизнестойкость и ее компоненты у студентов вузов периода ранней взрослости оказывает самостоятельный выбор профессии из широкого и гибкого спектра современного рынка труда, а у курсантов – факторы внешней среды, определяющие выбор профессии, а также: осознание на этапе выбора профессии значимости показателей жизнестойкости для выбранного пути; воспитанная в процессе профессионального образования необходимость следования субординации, не позволяющая «дать слабину»; значимость данного показателя для формирования и поддержания авторитета в соответствующей среде как образовательной организаций на текущем этапе, так и в перспективе – в среде силовых структур.


Introduction. The process of personality formation is accompanied by the development of qualities that ensure the viability of a person in the surrounding, primarily social environment. The period of early adulthood is characterized by an increase in human activity, an increase in the significance of his decisions, choices and actions, the emergence of new, more complex tasks than before, which, as a rule, extend into the field of professional development. In this context, the institution of vocational education acts as an environment that forms the mentioned qualities, including resilience. The choice of a professional path determines the individual psychological characteristics that a person needs for further professional activity. In this regard, it is logical to assume that the development of resilience among university students and cadets of educational organizations of law enforcement agencies has differences.

Materials and methods. Psychodiagnostics of the resilience of university students and cadets of educational organizations of power structures of the period of early adulthood was implemented using the methodology "Maddy's Resilience Test" in the Russian-language adaptation by D. A. Leontiev and E. I. Rasskazova. Additionally, a survey was conducted to identify factors affecting the resilience of students and cadets during early adulthood. The sample of the study consisted of 110 respondents from the period of early adulthood, including 62 university students of the 2nd-4th year (average age – 22.1 years), as well as 48 cadets of educational organizations of law enforcement agencies of the 2nd–4th year (average age – 21.4 years).

Results. A comparative analysis of the level of development of resilience and its components in university students and cadets of educational organizations of power structures of the period of early adulthood is carried out. Significant differences in the Student's t-criterion at a = 0.01 in the level of both resilience as a whole and some of its components between the indicators of students and cadets were revealed. The factors that have a positive and negative impact on resilience and its components in students and cadets have been identified.

Discussion and conclusions. It is proved that cadets have significantly higher indicators on the integral scale of resilience, as well as on the indicators of "Control" and "Risk taking"; no significant differences between students and cadets on the indicator of "Involvement" were revealed. The independent choice of profession from a wide and flexible spectrum of the modern labor market has a positive impact on resilience and its components among university students of early adulthood, and among cadets – environmental factors that determine the choice of profession as well as: awareness at the stage of choosing a profession of the importance of indicators of resilience for the chosen path; the need to follow the charter brought up in the process of vocational education the importance of this indicator for the formation and maintenance of authority in the relevant environment of both educational organizations at the current stage and in the future – in the environment of law enforcement agencies.

Софьина Вера Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru

Лебедева Мария Евгеньевна
-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
makarova030@mail.ru

Расторгуева Полина Александровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
poluson_rast@mail.ru

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82–90.
2. Банщикова Т. Н., Соколовский М. Л., Фомина Е. А. Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – № 2. – С. 67–92.
3. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 32. – С. 23–28.
4. Булаева М. Н., Ершов В. Ю., Багдасарян Р. В. Особенности проявления жизнестойкости студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78–1. – С. 72–75.
5. Галиев Р. Р. Ценностные ориентации как предикторы жизнестойкости курсантов военного вуза // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 1 (65). – С. 308–313.
6. Калашникова С. А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Ученые записки ЗабГ У. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 5. – С. 161–167.
7. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия и жизнестойкости курсантов // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 53). – С. 367–378.
8. Кучерявенко И. А., Гринёва О. И., Еголаева Е. С. Феномен жизнестойкости в психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79–2. – С. 429–432.
9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
10. Масилова М. Г., Бурцева Ю. В. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры // Территория новых возможностей: Вестник ВГУЭС. – 2016. – № 3. – С. 137–145.
11. Ненашева М. В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вызовов современности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – № 5. – С. 69–77.
12. Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю., Якубов Р. Э. Особенности проявлений и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2021. – № 4 (35). – С. 423–432.
13. Полежаева О. Д., Софьина В. Н., Куликова Т. Н. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 21 апреля 2021 г. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 485–488.
14. Соломатина Е. А. Контроль как функция государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 6. – С. 154–159.
15. Софьина В. Н., Куликова Т. Н., Макарова М. Е. Психологические инварианты жизнестойкости руководителей // Научное мнение. – 2020. – № 11. – С. 51–57.
16. Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: монография. – СПб.: Северо-Западный институт управления. – РАНХиГ, 2015. – 180 с.
17. Татьянченко Н. П. Развитие психологических знаний о феномене жизнестойкости в трудах отечественных и зарубежных авторов // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 5. – С. 240–241.
18. Чуланова О. Л., Припасаева О. И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // Науковедение: интернет-журнал. – 2016. – Т. 8. – № 2. – С. 1–24.
19. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. – Vol. 63. – Pp. 265–274.


1. Aleksandrova, L. A. (2004) K koncepcii zhiznestojkosti v psihologii [Towards the concept of resilience in psychology]. Sibirskaya psihologiya segodnya [Siberian psychology today]. Collection of scientific papers / ed. M. M. Gorbatova, A. V. Sery, M. S. Yasnitsky. Issue. 2. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. Pp. 82–90. (In Russian).
2. Banshchikova, T. N., Sokolovskij, M. L., Fomina, E. A. (2022) Camoregulyaciya i zhiznestojkost' na raznyh stadiyah professional'nogo stanovleniya [Self-regulation and resilience at different stages of professional development]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya – Theoretical and experimental psychology. No. 2. Pp. 67–92. (In Russian).
3. Bogomaz, S. A., Balanev, D. YU. (2009) ZHiznestojkost' kak komponent innovacionnogo potenciala cheloveka [Vitality as a component of a person’s innovative potential]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal – Siberian Psychological Journal. No. 32. Pp. 23–28. (In Russian).
4. Bulaeva, M. N., Ershov, V. YU., Bagdasaryan, R. V. (2023) Osobennosti proyavleniya zhiznestojkosti studentov [Features of the manifestation of students' resilience]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 78–1. Pp. 72–75. (In Russian).
5. Galiev, R. R. (2023) Cennostnye orientacii kak prediktory zhiznestojkosti kursantov voennogo vuza [Value orientations as predictors of resilience among military university cadets]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta – Scientific Notes: electronic scientific journal of Kursk State University. No. 1 (65). Pp. 308–313. (In Russian).
6. Kalashnikova, S. A. (2011) Smyslozhiznennye orientacii, bazovye ubezhdeniya i strategii povedeniya v trudnyh zhiznennyh situaciyah lyudej s razlichnymi pokazatelyami zhiznestojkosti [Meaningful orientations in life, basic beliefs and strategies of behavior in difficult life situations of people with different indicators of vitality]. Uchenye zapiski ZabG U. Seriya: Pedagogika i psihologiya – Scientific notes of Transbaikal State University. Series: Pedagogy and psychology. No. 5. Pp. 161–167. (In Russian).
7. Karapetyan, L. V., Glotova, G. A. (2021) Vzaimosvyaz' emocional'no-lichnostnogo blagopoluchiya i zhiznestojkosti kursantov [The relationship between emotional and personal well-being and resilience of cadets]. Perspektivy nauki i obrazovanija – Perspectives of science and education. No. 5 (53). Pp. 367–378. (In Russian).
8. Kucheryavenko, I. A., Grinyova, O. I., Egolaeva, E. S. (2023) Fenomen zhiznestojkosti v psihologicheskoj nauke [The phenomenon of resilience in psychological science]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 79–2. Pp. 429–432. (In Russian).
9. Leont'ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2011) ZHiznestojkost' kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potenciala [Vitality as a component of personal potential]. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl. (In Russian).
10. Masilova, M. G., Burceva, YU. V. (2016) Vovlechennost' personala kak harakteristika organizacionnoj kul'tury [Personnel involvement as a characteristic of organizational culture]. Territoriya novyh vozmozhnostej: Vestnik VGUES – Territory of new opportunities: Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. No. 3. Pp. 137–145. (In Russian).
11. Nenasheva, M. V. (2022) Fenomen zhiznestojkosti v kontekste global'nyh vyzovov sovremennosti [The phenomenon of resilience in the context of global challenges of our time]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki – Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 5. Pp. 69–77. (In Russian).
12. Nikolaev, E. L., Lazareva, E. YU., YAkubov, R. E. (2021) Osobennosti proyavlenij i vzaimosvyazej zhiznestojkosti u rossijskih i inostrannyh studentov vuza [Features of manifestations and relationships of resilience among Russian and foreign university students]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie – Personality in a changing world: health, adaptation, development. No. 4 (35). Pp. 423–432. (In Russian).
13. Polezhaeva, O. D., Sof'ina, V. N., Kulikova, T. N. (2021) Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov [Psychological support for personal and professional development of students]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo [Modern education: content, technology, quality]. Materials of the International Scientific and Methodological Conference. Saint Petersburg, 21 April 2021. Saint Petersburg: SPbGETU "LETI". Pp. 485–488. (In Russian).
14. Solomatina, E. A. (2015) Kontrol' kak funkciya gosudarstvennogo upravleniya [Control as a function of public administration]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii – Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 6. Pp. 154–159. (In Russian).
15. Sof'ina, V. N., Kulikova, T. N., Makarova, M. E. (2020) Psihologicheskie invarianty zhiznestojkosti rukovoditelej [Psychological invariants of resilience of managers]. Nauchnoe mnenie – Scientific opinion. No. 11. Pp. 51–57. (In Russian).
16. Sof'ina, V. N. (2015) Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov v sisteme uchebno-nauchno-professional'noj integracii: monografija [Acmeological concept of development of professional competence of students in the system of educational, scientific and professional integration]. Saint Petersburg: Sev.-Zap. in-t upr. – RANHiG. (In Russian).
17. Tat'yanchenko, N. P. (2013) Razvitie psihologicheskih znanij o fenomene zhiznestojkosti v trudah otechestvennyh i zarubezhnyh avtorov [Development of psychological knowledge about the phenomenon of resilience in the works of domestic and foreign authors]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii – Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 5. Pp. 240–241. (In Russian).
18. CHulanova, O. L., Pripasaeva, O. I. (2016) Vovlechennost' personala organizacii: osnovnye podhody, bazovye principy, praktika ispol'zovaniya v rabote s personalom [Involvement of the organization's personnel: basic approaches, basic principles, practice of use in working with personnel]. Naukovedenie: internet-zhurnal – Science: online journal. Vol. 8. No. 2. Pp. 1–24. (In Russian).
19. Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. (1994) Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment. Vol. 63. Pp. 265–274.

Ключевые слова:
жизнестойкость, студенты, курсанты, период ранней взрослости, вовлеченность, контроль, принятие риска, resilience, students, cadets, early adulthood, involvement, control, risk taking

Для цитирования:
Софьина В. Н., Лебедева М. Е., Расторгуева П. А. Сравнительный анализ жизнестойкости студентов и курсантов в период ранней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 535–548. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_535. EDN: BVZERU Sofina, V. N., Lebedeva, M. E., Rastorgueva, P. A. (2023) Sravnitel'nyj analiz zhiznestojkosti studentov i kursantov v period rannej vzroslosti [Comparative Analysis of the Resilience of Students and Cadets During Early Adulthood]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 535–548. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_535. EDN: BVZERU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина