Межличностное восприятие и социальные установки по отношению к сверстникам у дошкольников с различным социометрическим статусом

Preschooler’s with Different Sociometric Status Perception and Attitudes of Peers

Авторы:
Белов Василий Васильевич,Кондратюк Мария Игоревна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_503

Полный текст401,30 КБ

Введение. Коллектив сверстников в дошкольном возрасте представляет собой особую группу, в которой складываются специфические отношения – ребенок выстраивает контакты с равными себе, более открыт, эмоционален, непосредственен, коммуникативные действия более разнообразны, а само взаимодействие нерегламентировано и нестандартно. Характер взаимоотношений в коллективе для детей дошкольного возраста играет важную роль в развитии и социализации. В дошкольный период начинают формироваться представления о своем Я, о месте в социальном окружении, и коллектив сверстников становится важным источником информации. Именно в этом возрасте формируются первые дружеские связи, развивается навык эмпатии, происходит осознание социальных ролей. Важно отметить, что взаимоотношения в коллективе могут быть весьма разнообразными и варьироваться в зависимости от определенных факторов. Дошкольник в группе сверстников может занимать различное социометрическое положение (звезды, предпочитаемые, принимаемые, изолированные, отверженные). Социометрическое положение (статус) отражает взаимоотношения между детьми в группе и основывается на положительных и отрицательных оценках сверстников конкретного дошкольника.

Гипотезой данного исследования явилось предположение о том, что дети с различным социометрическим статусом имеют различия в восприятии и установках по отношению к сверстникам, которые являются важными показателями особенностей социальной перцепции и отражают характер взаимоотношения с другими. Изучение восприятия и установок дошкольников по отношению к другим детям позволит расширить представление об особенностях становления социального взаимодействия в детском возрасте.

В статье также раскрываются аспекты межличностных отношений дошкольников, динамика их развития в зависимости от возраста детей, приводятся отличительные характеристики детского коллектива, раскрываются функции коллектива сверстников, дается понятие социометрического статуса, его влияния на личность. Представлены результаты эмпирического исследования восприятия и установок по отношению к сверстникам у дошкольников с различным социометрическим статусом.

Материалы и методы. В данном исследовании применялась методика «Два домика» Т. Д. Марцинковской для определения социометрического статуса каждого ребенка, для оценки особенностей восприятия сверстников использовалась структурированная беседа В. М. Холмогоровой, для изучения установок по отношению к сверстникам была выбрана методика неоконченных предложений. Полученные данные были проанализированы с помощью контент-анализа и методов статистического анализа.

Результаты. Получены данные о том, что отвергнутые и изолированные дети обладают равнодушным отношением к коллективу в целом, негативным отношением к успеху сверстников, а также отсутствием проявлений чувства долга к другим. Дошкольники, имеющие статус звезд и предпочитаемых, демонстрируют позитивное восприятие коллектива и отношения к успеху другого, а также проявление чувства долга к сверстникам.

Обсуждение и выводы. Дошкольники с высоким социометрическим статусом имеют положительные установки и успешно взаимодействуют с другими детьми, они обладают большей социальной компетентностью, умеют устанавливать дружеские отношения и проявлять эмпатию, что, вероятно, и позволяет им занимать высокое положение в коллективе. В то же время дети с низким социометрическим статусом, характеризующиеся негативными установками по отношению к сверстникам, испытывают сложности в социальном взаимодействии. Полученные результаты исследования позволяют расширить представление о социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, разрабатывать на основе имеющихся данных программы и методики для работы с дошкольниками.


Introduction. A group of peers at preschool age is a special group in which specific relationships develop – the child builds contacts with his peers, is more open, emotional, direct, communicative actions are more diverse, and the interaction itself is unregulated and non-standard. The nature of relationships in a team for preschool children plays an important role in development and socialization. In the preschool period, ideas about one's Self, about one's place in the social environment begin to form, and a group of peers becomes.an important source of information. It is at this age that the first friendships are formed, the skill of empathy develops, awareness of social roles occurs. It is important to note that relationships in a team can be very diverse and may vary depending on certain factors, and a preschooler in a peer group may occupy a different sociometric position (stars, preferred, accepted, isolated, rejected). The sociometric position (status) reflects the relationship between the children in the group and is based on the positive and negative assessments of the peers of a particular preschooler.

The hypothesis of this study was the assumption that children with different sociometric status have differences in perception and attitudes towards their peers.

Perception and attitudes towards peers are important indicators of the characteristics of social perception and reflect the nature of relationships with others. The study of the perception and attitudes of preschoolers in relation to other children will expand the understanding of the peculiarities of the formation of social interaction in childhood.

The article also reveals aspects of interpersonal relationships of preschoolers, the dynamics of their development depending on the age of children, the distinctive characteristics of the children's collective are given, the functions of the peer group are revealed, the concept of sociometric status, its influence on personality is given. The results of an empirical study of perception and attitudes towards peers in preschoolers with different sociometric status are presented.

Materials and methods. In this study, the technique of «Dwa domika» by T. D. Marcinkovskaya was used to determine the sociometric status of each child, a structured conversation by V. M.Kholmogorova was used to assess the characteristics of peer perception, and the method of unfinished sentences was chosen to study attitudes towards peers. The data obtained were analyzed using content analysis and statistical analysis methods.

Results. There was evidence that rejected and isolated children have an indifferent attitude to the collective as a whole, a negative attitude to the success of their peers, as well as a lack of manifestations of a sense of duty to others. Preschoolers with the status of stars and preferred demonstrate a positive perception of the team and attitude to the success of the other, as well as a sense of duty to their peers.

Discussion and conclusion. Preschoolers with a high sociometric status have positive attitudes and successfully interact with other children, they have greater social competence, are able to establish friendly relations and show empathy, which probably allows them to occupy a high position in the team. At the same time, children with low sociometric status, characterized by negative attitudes towards their peers, experience difficulties in social interaction. The obtained research results allow us to expand the understanding of the social interaction of preschool children, to develop programs and methods for working with preschoolers based on the available data.

Белов Василий Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.

Кондратюк Мария Игоревна
-
Яльгелевский образовательный центр
Ленинградская область, Российская Федерация
maria_kondratiuk@bk.ru

1. Батенова Ю. В., Рощина О. А. Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 28–32. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0005. EDN: NCFFTX
2. Белов В. В., Лащук Н. А. Взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста с их лидерским статусом // XXII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2018 года. Том 2. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 304–306. EDN: YXLDMC
3. Белов В. В. Лидерство как фактор развития личности старшеклассников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 2. – С. 104–116. EDN: ZCDFSV
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.
5. Бочкарева Е. Н. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки средних и старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием, Тольятти, 19–20 декабря 2013 года / редколлегия сборника: А. Н. Ярыгин, А. А. Коростелев, О. И. Донина и др. – Тольятти: SIMJET, 2013. – С. 27–31. EDN: UORFNF
6. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 100–103. EDN: SJHCHV
7. Гусева Д. И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Вестник науки и образования. – 2019. – № 20–2 (74). – С. 78–84. EDN: GREJRJ
8. Дементьева Н. В. Социометрический статус дошкольника применительно к области межличностного общения // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 4 (15). – С. 258–260. EDN: WJVJQR
9. Зинченко Ю. А. Сравнительный анализ поведения дошкольников с разным социометрическим статусом // Методист. – 2019. – № 1. – С. 65–68. EDN: ZCKICT
10. Коломинский Я. Л. Психологическая детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 239 с.
11. Михайленко Я. В. Социометрический статус дошкольника в игровой деятельности // Образование ХХI века: материалы ХII (57) Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 29–30 марта 2012 года / гл. ред. А. П. Солодков. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2012. – С. 333–334. EDN: YTZAUH
12. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Якоб Леви Морено; [Пер. с англ. А. Боковикова]. – М.: Акад. Проект, 2001. – 383 с.
13. Павлова Т. В., Рубцова Д. С. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом // Наука и современность. – 2015. – № 38. – С. 118–122. EDN: UAWBID
14. Петрович А. А. Влияние социометрического статуса старшего дошкольника на межличностную коммуникацию в группе // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов / редколлегия: И. М. Прищепа [и др.]. Вып. 10. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2019. – С. 27–29. EDN: VRRQYO
15. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 230 с.
16. Рубинчик Ю. С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 8. – С. 250–252. EDN: UGZFFN
17. Шумейко А. А. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками: особенности и условия развития // Теоретические и практические аспекты развития науки: сб. ст. Международной научно-практической конференции, Самара, 01 июля 2017 года. – Самара: Центр научных исследований и консалтинга, 2017. – С. 82–84. EDN: YZETTN


1. Batenova, Yu. V. (2020) Lichnost' doshkol'nika: kommunikativnaya kompetentnost' i sotsial'nyy status rebenka [Personality of a preschooler: communicative competence and social status of the child]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya – Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. Vol. 9. No. 1 (30). Pp. 28–32. (In Russian). EDN: NCFFTX
2. Belov, V. V., Lashchuk, N. A. (2018) Vzaimosvyaz' individual'nykh psikhologicheskikh osobennostey detey doshkol'nogo vozrasta s ikh liderskim statusom [The relationship of individual psychological characteristics of preschool children with their leadership status] XXII Tsarskosel'skiye chteniya [XXII Tsarskoye Selo readings]. Materials of the international scientific conference. Vol 2. Pp. 304–306. (In Russian) EDN: YXLDMC
3. Belov, V. V. (2017) Liderstvo kak faktor razvitiya lichnosti starsheklassnikov [Leadership as a factor in the development of the personality of high school students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 104–116. (In Russian). EDN: ZCDFSV
4. Bozhovich, L. I. (2008) Lichnost' i yeye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
5. Bochkareva, Ye. N. (2013) Vzaimosvyaz' sotsiometricheskogo statusa i samootsenki srednikh i starshikh doshkol'nikov [The relationship of sociometric status and self-esteem of middle and older preschoolers]. Materials of the Scientific and Practical Conference (correspondence) with international participation]. Tol'yatti: SIMJET. Pp. 27–31. (In Russian). EDN: UORFNF
6. Veraksa, A. N. Veraksa, N. Ye. (2008) "Igra v sekret": metodika issledovaniya mezhlichnostnykh otnosheniy detey doshkol'nogo vozrasta [Game of secret": a methodology for the study of interpersonal relations in preschool children]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: teoriya i praktika – Modern preschool education: theory and practice. No. 1. Pp. 100–103. (In Russian). EDN: SJHCHV
7. Guseva, D. I. (2019) Osobennosti i formy obshcheniya doshkol'nikov so vzroslymi i sverstnikami [Peculiarities and forms of communication of preschoolers with adults and peers]. Vestnik nauki i obrazovaniya – Bulletin of Science and Education. No. 20–2 (74). Pp. 78–84. (In Russian). EDN: GREJRJ
8. Dement'yeva, N. V. (2016) Sotsiometricheskiy status doshkol'nika primenitel'no k oblasti mezhlichnostnogo obshcheniya [Sociometric status of a preschooler in relation to the field of interpersonal communication]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya – Science and education: new time. No. 4 (15). Pp. 258–260. (In Russian). EDN: WJVJQR
9. Zinchenko, Yu. A. (2019) Sravnitel'nyy analiz povedeniya doshkol'nikov s raznym sotsiometricheskim statusom [Comparative analysis of the behavior of preschoolers with different sociometric status]. Metodist – Methodist. No. 1. Pp. 65–68. (In Russian). EDN: ZCKICT
10. Kolominskiy, Ya. L. (1984) Psikhologicheskaya detskogo kollektiva: Sistema lich. Vzaimootnosheniy [Psychological children's team: Personal system. relationships]. Minsk: Nar. Asveta. (In Russian).
11. Mikhaylenko, Ya. V. (2012) Sotsiometricheskiy status doshkol'nika v igrovoy deyatel'nosti [Sociometric status of a preschooler in play activities]. Regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i magistrantov. Vitebsk: Vitebskiy gosudarstvennyy universitet im. P. M. Masherova [Vitebsk State University of P. M. Masherova]. Pp. 333–334. (In Russian). EDN: YTZAUH
12. Moreno, J. (2001) Sotsiometriya: Eksperimental'nyy metod i nauka ob obshchestve [Sociometry: Experimental method and the science of society]. Moscow: Akad. Proyekt. (In Russian).
13. Pavlova, T. V., Rubtsova, D. S. (2015) Osobennosti mezhlichnostnykh otnosheniy so sverstnikami doshkol'nikov s raznym sotsiometricheskim statusom [Peculiarities of interpersonal relations with peers of preschoolers with different sociometric status]. Nauka i sovremennost' – Science and Modernity. No. 38. Pp. 118–122. (In Russian). EDN: UAWBID
14. Petrovich, A. A. (2019) Vliyaniye sotsiometricheskogo statusa starshego doshkol'nika na mezhlichnostnuyu kommunikatsiyu v gruppe [The influence of the sociometric status of an older preschooler on interpersonal communication in a group]. Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [The world of childhood in the modern educational space]. Collection of articles by students, undergraduates, graduate students]. Vol. 10. Pp. 27–29. (In Russian). EDN: VRRQYO
15. Repina, T. A. (1988) Sotsial'no-psikhologicheskaya kharakteristika gruppy detskogo sada [Socio-psychological characteristics of the kindergarten group]. Moskva: Pedagogika. (In Russian).
16. Rubinchik, Yu. S. (2015) Kollektivnyye vzaimootnosheniya detey doshkol'nogovozrasta [Collective relationships of preschool children]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki – Humanitarian, socio-economic and social sciences. No. 8. Pp. 250–252. (In Russian). EDN: UGZFFN
17. Shumeyko, A. A. (2017) Obshcheniye detey doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami: osobennosti i usloviya razvitiya [Communication of preschool children with peers: features and conditions of development]. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty razvitiya nauki [Theoretical and practical aspects of the development of science]. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Samara: Tsentr nauchnykh issledovaniy i konsaltinga. Рр. 82–84. (In Russian). EDN: YZETTN

Ключевые слова:
дошкольник, коллектив, социометрический статус, сверстники, социальные отношения, установки, восприятие, preschooler, collective, sociometric status, peers, social relations, attitudes, perception

Для цитирования:
Белов В. В., Кондратюк М. И. Восприятие и установки по отношению к сверстникам у дошкольников с различным социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 503–518. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_503. EDN: HHUGZB Belov, V. V., Kondratiuk, M. I. (2023) Vospriyatiye i ustanovki po otnosheniyu k sverstnikam u doshkol'nikov s razlichnym sotsiometricheskim statusom [Preschooler’s With Different Sociometric Status Perception and Attitudes of Peers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 503–518. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_503. EDN: HHUGZB

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина