Введение. В статье обсуждаются результаты теоретического и эмпирического исследования отличительных особенностей межличностного познания студентов с нарушением общения в форме межличностного конфликта с использованием репертуарной методики, сконструированной в соответствии с психодиагностическим подходом Дж. Келли.
Материалы и методы. На основе обзора научной литературы выполнено экспериментальное исследование студентов-бакалавров с межличностными конфликтами в общении. Эмпирическую выборку составили 85 студентов: 18 – с межличностным конфликтом в общении (экспериментальная выборка) и 67 – нормативной категории (контрольная выборка). Наряду с репертуарным тестом, посредством которого изучалось ментальное пространство обследуемых, использовались формализованные методики – тесты интеллекта (социального Дж. Гилфорда, вербального Г. Айзенка, невербального Дж. Равена), методика парного сравнения ценностных ориентаций; личностные опросники Р. Кэттелла и Дж. Кинканнона, социометрическая анкета.
Результаты. Проанализированы качественные и количественные индексы репертуарной методики, отражающие особенности межличностного познания студентов с межличностным конфликтом в общении: эгоцентричность и однотипность конструктов, корреляции конструктов, информативность конструкт-факторов, «Я-реальное», соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» и др. Перечисленные индексы дополнены показателями, указывающими на несбалансированность акцентуированности характера по экстрапунитивному типу, гедонистические ценностные ориентации, высокий уровень отвержения студенческой группой, что диагностировалось стандартизированным интеллектуальными и личностными тестами, а также социометрической анкетой.
Обсуждение и выводы. У студентов с межличностными конфликтами в общении межличностное познание отличается следующими особенностями. Во-первых, рефлексивный компонент познания демонстрирует высокий уровень эгоизма, идеализацию себя и манипуляторские установки в отношении окружающих. Во-вторых, спонтанный компонент познания проявляет генерализованность и ригидность конструктов и оценок. Если внутриличностный конфликт студента в общении сопровождается противоречием между «я-компонентами» сознания и самосознания, то межличностный конфликт – противоречием между «я-компонентами» и «они-компонентами». Для выявления перечисленных особенностей межличностного познания репертуарная методика должна удовлетворять определенным требованиям к перечню персонажей, процедуре регистрации конструктов и составу качественных и количественных диагностических показателей.
Introduction. The article discusses the results of a theoretical and empiri-cal study of the distinctive features of interpersonal cognition of students with communication disorders in the form of interpersonal conflict using a repertoire technique designed in accordance with the psychodiagnostic approach of J. Kelly.
Materials and methods. Based on a review of scientific literature, an experimental study of bachelor students with interpersonal conflicts in communication was carried out. The empirical sample consisted of 85 students: 18 people with intrapersonal conflict in communication (experimental sample) and 67 students of the normative category (control sample). Along with the repertoire test, through which the mental space of subjectы was studied, formalized methods were used – intelligence tests (social J. Guilford, verbal G. Eysenck, non-verbal J. Raven), method of paired comparison of values, personality questionnaires of R. Cattell and J. Kincannon, sociometric method.
Results. Qualitative and quantitative indices of the repertoire test were analyzed, reflecting the characteristics of interpersonal cognition of students with interpersonal conflict in communication: egocentricity and one-sidedness of constructs, correlations of constructs, informativeness of construct factors, “me-real”, the ratio of “me-real” and “me-ideal”, etc. These indices are supplemented by properties indicating an imbalance in the accentuated character of the extrapunitive type, hedonistic value orientations, a high level of rejection by the student group, which was diagnosed by standardized intellectual and personality tests and the sociometric method.
Discussion and conclusions. In students with interpersonal conflicts in communication, interpersonal cognition is distinguished by the following features. Firstly, the reflexive component of cognition demonstrates a high level of egoism, idealization of oneself and manipulative attitudes towards others. Secondly, the spontaneous component of cognition shows generalization and rigidity of assessments. If an itrapersonal conflict in communication is accompanied by a contradiction between the «me-components» of the student’s consciousness and self-awareness, an interpersonal conflict is accompanied by a contradiction between the “me-components” and the “them-components”. To identify these features of students’ interpersonal cognition, the repertoire methodology must meet certain requirements for the list of personages, the procedure for registering constructs, and the composition of qualitative and quantitative diagnostic indicators.
Алёшкин Николай Ивановичкандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
n.i.aleshkin@gmail.com
Сербина Любовь Федоровна доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serbinalf@mail.ru
1. Алёшкин Н. И., Сербина Л. Ф. Выявляемые и заданные конструкты репертуарных методик при изучении межличностного познания студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 10–23.
2. Алёшкин Н. И., Сербина Л. Ф. Психологическая диагностика межличностного познания студентов с неблагополучием в общении в форме внутриличностного конфликта // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 328–343.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: монография. – 2-е изд. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
4. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика: монография. – Н. Новгород; НГМД, 1998. – 128 с.
5. Гринберг Дж. Управление стрессом: монография / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта: монография. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
7. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов: монография / пер. англ. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
8. Кемпински А. Психопатология неврозов: монография. – М.: Медицина, 1981. – 400 с.
9. Кровяков В. М. Психотравматология: монография. – М.: МИПОПП, 2005. – 315 с.
10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: монография. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО): методическое руководство. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
11. Мясищев В. Н. Психология отношений: монография. – М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. – 356 с.
12. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: монография. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.
13. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. – 1984 – № 3. – С. 151–157.
14. Решетников М. М. Психическая травма: монография. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с.
15. Сеченов И. М. Элементы мысли: монография. – СПб.: Лениздат, 2014. – 224 с.
16. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет: монография. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
17. Шац И. К. Клинико-психологические аспекты аффективных расстройств в детском и подростковом возрасте: монография. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – 156 с.
18. Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (eds.) Advances in Personal Construct Psychology. – New York: Praeger, 2002. – 264 p.
1. Aleshkin, N. I., Serbina, L. F. (2021) Vyyavlyaemye i zadannye konstrukty repertuarnyh metodik pri izuchenii mezhlichnostnogo poznaniya studentov [Identified and given constructs of repertoire methods in the study of interpersonal cognition of students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. – Pushkin Leningrad State university Journal. No. 4. Рр. 10–23. (In Russian).
2. Aleshkin, N. I., Serbina, L. F. (2023) Psihologicheskaya diagnostika mezhlichnostnogo poznaniya studentov s neblagopoluchiem v obshchenii v forme vnutrilichnostnogo konflikta [Psychological diagnostics of interpersonal cognition of students with communicational problems in the form of intrapersonal conflict]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. – Pushkin Leningrad State university Journal. No. 4. Рр. 328–343. (In Russian).
3. Bodalev, A. A. (1995) Lichnost' i obshchenie [Personality and communication]: monografiya. 2nd ed. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya. (In Russian).
4. Gannushkin, P. B. (1998) Klinika psihopatij, ih statika, dinamika, sistematika [Clinic of psychopathy, their statics, dynamics, systematics]: monografiya. N. Novgorod. (In Russian).
5. Grinberg, Dzh. (2004) Upravlenie stressom [Сoping with stress]: monografiya. Perev. s angl. Saint-Petersburg: Piter. (In Russian).
6. Grishina, N. V. (2008) Psihologiya konflikta [Psychology of conflict]: monografiya. 2nd ed. Saint-Petersburg: Piter. (In Russian).
7. Kelli, Dzh. (2000) Psihologiya lichnosti: teoriya lichnostnyh konstruktov [Psychology of personality: theory of personal constructs]: monografiya. Perev. angl. Saint-Petersburg: Rech'. (In Russian).
8. Kempinski, A. (1981) Psihopatologiya nevrozov [Psychopathology of neuroses]: monografiya. Perev. s pol'sk. Moscow: Medicina. (In Russian).
9. Krovyakov, V. M. (2005) Psihotravmatologiya [Psychotraumatology]: monografiya. Moscow: MIPOPP. (In Russian).
10. Lichko, A. E. (2009) Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov [Psychopathies and character accentuations in adolescents]: monografiya. Ppatoharakterologicheskij diagnosticheskij oprosnik dlya podrostkov (PDO) [pathocharacterological diagnostic questionnaire for adolescents (PDO)]: metodicheskoe rukovodstvo. Saint-Petersburg: Rech'. (In Russian).
11. Myasishchev, V. N. (1995) Psihologiya otnoshenij [Psychology of interpersonal relations]: monografiya. Moscow, Voronezh: In-t prakt. psihologii. (In Russian).
12. Petrenko, V. F. (2010) Osnovy psihosemantiki [Fundamentals of psychosemantics]: monografiya. 3-e izd. Moscow: Eksmo. (In Russian).
13. Pohil'ko, V. I., Fedotova, E. O. (1984) Tekhnika repertuarnyh reshetok v eksperi-mental'noj psihologii lichnosti [Technique of repertory grids in experimental psychology of personality]. Voprosy psihologii – The questions of psychology. No. 3. Рр. 151–157. (In Russian).
14. Reshetnikov, M. M. (2006) Psihicheskaya travma [Mental trauma]: monografiya. Saint-Petersburg: Vostochno-Evropejskij Institut Psihoanaliza. (In Russian).
15. Sechenov, I. M. (2014) Elementy mysli [Elements of thought]: monografiya. Saint-Petersburg: Lenizdat. (In Russian).
16. Uhtomskij, A. A. (2002) Dominanta. Stat'i raznyh let [Dominant. Articles of different years]: monografiya. Saint-Petersburg: Piter. (In Russian).
17. SHac, I. K. (2015) Kliniko-psihologicheskie aspekty affektivnyh rasstrojstv v detskom i podrostkovom vozraste [Clinical and psychological aspects of affective disorders in childhood and adolescence]: мonografiya. Saint-Petersburg: LGU imeni A. S. Pushkina. (In Russian).
18. Neimeyer, R. A., Neimeyer, G. J. (eds.) (2002) Advances in Personal Construct Psychology. New York: Praeger.