Особенности временной перспективы обучающихся вуза

Features of the Time Perspective of University Students

Авторы:
Сидорова Александра Александровна,Пинчук Дмитрий Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_382

Полный текст400,07 КБ

Введение. Отношение к своему прошлому, настоящему и будущему играет важную роль в формировании поведения; кроме того, расширение временной перспективы происходит в ходе психического развития. Можно предположить, что этот процесс будет особенно заметен в рамках профессиональной подготовки, становления будущего профессионала. Но несмотря на очевидную важность, проблема временной перспективы до сих пор недостаточно изучена, что подчеркивает актуальность исследования.

Материалы и методы. Исследование проводилось в 2022 г. Общая выборка состояла из 99 обучающихся психологического факультета (студенты I и II курсов по направлениям бакалавриата 37.03.01 Психология и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, специальности 37.05.01 Клиническая психология) Были проведены следующие методики: опросник «Временная перспектива, ZTPI» (Дж. Зимбардо, А. Гонзалес), тест «Смысложизненные ориентации» (адаптация Д.А. Леонтьева), МЛО «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин).

Результаты. В ходе исследования были проанализированы результаты проведения методик, указывающих на тип временной перспективы. Далее выборка была поделена по МЛО «Адаптивность», студентов с высоким и низким личностным адаптационным потенциалом сравнили по результатам методик, характеризующих временную перспективу. Кроме того, был проведен корреляционный анализ между показателем, характеризующим личностный адаптационный потенциал, и показателями методик «Временная перспектива» и «Смысложизненные ориентации».

Обсуждение и выводы. Результаты опроса «Временная перспектива» показали, что обучающиеся первых курсов в большинстве своем не обладают ярко выраженной временной перспективой, более 50 % респондентов оценили разные типы временных перспектив как средние. А по результатам методики «Смысложизненные ориентации» обследуемые в основном получили высокие и средние баллы (более 75 % если суммировать респондентов с высокими и средними результатами). При сравнении временной перспективы обучающихся с высоким и низким адаптационным потенциалом было выявлено, что обучающиеся с высоким личностным адаптационным потенциалом оценивают свое прошлое, настоящее и будущее достоверно положительнее, также можно отметить, что они считают себя творцами своей жизни. Полученные результаты были подтверждены выявленными взаимосвязями между показателем личностного адаптационного потенциала и значениями, характеризующими временную перспективу.


Introduction. The attitude towards one's past, present, and future plays an important role in shaping behavior; In addition, the expansion of time perspective occurs during mental development; it can be assumed that this process will be especially noticeable within the framework of professional training, the formation of a future professional. But despite its obvious importance, the problem of time perspective has still not been sufficiently studied, which emphasizes the relevance of the study.

Materials and methods. The study was conducted in 2022. The total sample consisted of 99 students of the Faculty of Psychology (students of the I and II years in undergraduate majors 37.03.01 Psychology and 44.03.02 Psychological and Pedagogical Education, specialties 37.05.01 Clinical Psychology) The following methods were carried out: the questionnaire “Time Perspective, ZTPI” ( J. Zimbardo, A. Gonzales), test “Meaningful orientations in life” (adapted by D. A. Leontyev), MLO “Adaptability” (A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin).

Results. During the study, the results of techniques indicating the type of time perspective were analyzed. Next, the sample was divided according to the MLO “Adaptability”; students with high and low personal adaptation potential were compared according to the results of methods characterizing the time perspective. In addition, a correlation analysis was carried out between the indicator characterizing personal adaptation potential and the indicators of the “Time Perspective” and “Meaning in Life Orientations” methods.

Discussion and conclusions. According to the results of the “Time Perspective” questionnaire, junior students for the most part do not have a clearly defined time perspective; more than 50 % of respondents rated different types of time perspectives as average. And according to the results of the “Meaningful Orientations in Life” methodology, the respondents mainly received high and average scores (more than 75 % if we sum up respondents with high and average results). When comparing the time perspective of students with high and low adaptive potential, it was revealed that students with high personal adaptation potential evaluate their past, present and future significantly more positively; it can also be noted that they consider themselves the creators of their lives. The results obtained were confirmed by the identified relationships between the indicator of personal adaptive potential and the values characterizing the time perspective.

Сидорова Александра Александровна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.sidorova@lengu.ru

Пинчук Дмитрий Владимирович

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
d.pinchuk@lengu.ru

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Зимбардо Ф. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
4. Караваева Л. П. Особенности представления о будущем в период середины жизни личности у людей с разной временной перспективой // Человеческий капитал. – 2013. – № 4 (52). – С. 23–27.
5. Левин К. Динамическая психология: избр. тр. / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.
6. Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. – М.: Смысл, 2009. – 231 с.
7. Лукьянов О. В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 59–66.
8. Лукьянов О. В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 41–46.
9. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 4. – С. 54–65.
10. Михеева Е. В. Сравнительный анализ психологического содержания понятий "временная перспектива", "образ будущего" и "цель" // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19. – № 3. – С. 5–22.
11. Нюттен Дж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Е. Ю. Патяевой, Н. Н. Толстых, В. И. Шевяховой. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
12. Попова О. Н. Проблема сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 66. – С. 18–31.
13. Толстых Н. Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25–55.
14. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2004. – 670 с.
15. Фресс П. Восприятие и оценка времени / Экспериментальная психология. – СПб.: Питер. – 2003.
16. Чеврениди А. А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня // Организационная психология. – 2017. – № 1. – С. 83–96.
17. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
18. Шилова Н. П., Владыко А. К. Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве // Вестник университета. – 2023. – № 3. – С. 218–226.
19. Cottle T. J. Perceiving time: a psychological study with men and women. New York: Willey, 1976. – 267 p.
20. Frank L. K. Time perspectives // J. of Social Philosophy, 1939. – № 4. – Pp. 293–312.


1. Abulkhanova, K. A., Berezina, T. N. (2001) Vremya lichnosti i vremya zhizni [Personal time and life time]. St. Petersburg: Aletheya. (In Russian).
2. Zimbardo, F. (2000) Social`noe vliyanie [Social influence]. St. Petersburg: Peter. (In Russian).
3. Zimbardo, F., Boyd, J. (2010) Paradoks vremeni. Novaya psixologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn` [The paradox of time. A new psychology of time that will improve your life]. St. Petersburg: Rech. (In Russian).
4. Karavaeva, L. P. (2013) Osobennosti predstavleniya o budushhem v period serediny` zhizni lichnosti u lyudej s raznoj vremennoj perspektivoj [Peculiarities of ideas about the future during the middle period of a person’s life among people with different time perspectives] // Human capital. No. 4 (52). Pp. 23–27. (In Russian).
5. Levin, K. (2001) Dinamicheskaya psixologiya [Dynamic psychology: Favorites. tr.] / ed. YES. Leontyev. Moscow: Smysl. (In Russian).
6. Lukyanov, O. V. (2009) Gotovnost` by`t`: Vvedenie v transtemporal`nuyu psixologiyu [Willingness to be: Introduction to transtemporal psychology]. Moscow: Smysl. (In Russian).
7. Lukyanov, O. V. (2007) Princip transtemporal`nosti v reshenii voprosa uspeshnosti i aktual`nosti psixologicheskoj praktiki [The principle of transtemporality in resolving the issue of success and relevance of psychological practice]. Sibirskij psixologicheskij zhurnal – Siberian psychological journal. No. 25. Pp. 59–66. (In Russian).
8. Lukyanov, O. V. (2008) E`kzistencial`no-fenomenologicheskoe issledovanie v social`noj psixologii. Problema sovremennosti i otvetstvennosti [Existential-phenomenological research in social psychology. The problem of modernity and responsibility]. Sibirskij psixologicheskij zhurnal – Siberian psychological journal. No. 29. Pp. 41–46. (In Russian).
9. Mandrikova, E. Yu. (2008) Sovremenny`e podxody` k izucheniyu vremennoj perspektivy` lichnosti [Modern approaches to the study of the time perspective of personality]. Psixologicheskij zhurnal – Psychological Journal. Vol. 29. No. 4. Pp. 54–65. (In Russian).
10. Mikheeva, E. V. (2022) Sravnitel`ny`j analiz psixologicheskogo soderzhaniya ponyatij "vremennaya perspektiva", "obraz budushhego" i "cel`" [Comparative analysis of the psychological content of the concepts “time perspective”, “image of the future” and “goal”]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. Seriya: Psixologo-pedagogicheskie nauki – Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. Vol. 19. No. 3. Pp. 5–22. (In Russian).
11. Nutten, J. (2004) Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushhego [Motivation, action and future prospects] / ed. YES. Leontyev; lane from English E. Yu. Patyaeva, N. N. Tolstykh, V. I. Shevyakhova. Moscow: Smysl. (In Russian).
12. Popova, O. N. (2017) Problema sbalansirovannosti vremennoj perspektivy` lichnosti [The problem of balancing the time perspective of the individual]. Sibirskij psixologicheskij zhurnal – Siberian psychological journal. No. 66. Pp. 18–31. (In Russian).
13. Tolstykh, N. N. (1989) Zhiznenny`e plany` starsheklassnikov. Varianty` vremennoj perspektivy` [Life plans of high school students. Variants of time perspective]. Formirovanie lichnosti starsheklassnika – Formation of the personality of a high school student / Ed. I. V. Dubrovina. Moscow: Pedagogy. Pp. 25–55. (In Russian).
14. Feldshtein, D. I. (2004) Psixologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel`ny`e xarakteristiki processa razvitiya lichnosti [Psychology of growing up: structural and content characteristics of the process of personality development]: Izbr. works. 2nd ed. Moscow: MPSI; Flint. (In Russian).
15. Fress, P. (2003) Vospriyatie i ocenka vremeni. E`ksperimental`naya psixologiya [Perception and assessment of time. Experimental psychology]. St. Petersburg: Peter. (In Russian).
16. Chevrenidi, A. A. (2017) Osobennosti vremennoj perspektivy` u rukovoditelej raznogo dolzhnostnogo urovnya [Peculiarities of time perspective among managers at different job levels]. Organizacionnaya psixologiya – Organizational psychology. No.1. Pp. 83–96. (In Russian).
17. Shapovalenko, I. V. (2005) Vozrastnaya psixologiya (Psixologiya razvitiya i vozrastnaya psixologiya) [Developmental psychology (Developmental psychology and developmental psychology)]. Moscow: Gardariki. (In Russian).
18. Shilova, N. P., Vladyko, A. K. (2023) Vremennaya perspektiva i vazhnost` zhiznenny`x soby`tij v yunoshestve [Time perspective and the importance of life events in youth]. Vestnik universiteta – Bulletin of the University. No. 3. Pp. 218–226. (In Russian).
19. Cottle, T. J. (1976) Perceiving time: a psychological study with men and women. New York: Willey.
20. Frank, L. K. (1939) Time perspectives. J. of Social Philosophy. No. 4. Pp. 293–312.

Ключевые слова:
временная перспектива, личностный адаптационный потенциал, негативное прошлое, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее, гедонистическое настоящее, будущее, time perspective, personal adaptation potential, negative past, positive past, fatalistic present, hedonistic present, future

Для цитирования:
Сидорова А. А., Пинчук Д. В. Особенности временной перспективы обучающихся вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 382–398. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_382. EDN: NBLIXH Sidorova, A. A., Pinchuk, D. V. (2023) Osobennosti vremennoj perspektivy` obuchayushhixsya vuza [Features of the Time Perspective of University Students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 382–398. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_382. EDN: NBLIXH

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина