Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности студентов с различным уровнем автономии

Features of the Value-semantic and Motivational Spheres of the Personality of Students With Different Levels of Autonomy

Авторы:
Магомедова Марият ,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_362

Полный текст393,26 КБ

Введение. В исследовании в рамках модели развития автономии как высшего уровня саморазвития личности рассматриваются особенности ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности обучающихся вуза с различным уровнем автономии.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 96 студентов Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» возраста 18–23 лет. Использовались диагностические методики на выявление автономии личности, особенностей мотивации, самоактуализации личности, ценностных и смысложизненных ориентаций: Русскоязычный опросник каузальных ориентаций (адап. О. Е. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев), Тест экзистенциальных мотиваций (В. Б. Шумский, Е. М. Уколова, Е. Н. Осин, Я. Д. Лупандина), Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (разраб. Н. Ф. Калиной при участии А. В. Лазукина), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций, Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, Опросник определения источников мотивации (Д. Барбуто, Р. Сколл).

Результаты. Был проведен корреляционный и сравнительный анализ. Выявлены особенности ценностно-смысловой и мотивационной сферы автономии личности как высшего уровня саморазвития. Автономная личность отличается экзистенциальной исполненностью, стремлением к самоактуализации, высоким уровнем осмысленности жизни.

Обсуждение и выводы. Результаты теоретического и эмпирического исследования представлены в виде обобщенного портрета ценностно-смысловой и мотивационной сферы автономной личности. Полученные результаты также составляют основу для дальнейшего исследования автономии личности, в частности личности лидеров-волонтеров.


Introduction. In the study, within the framework of the model of autonomy development as the highest level of personal self-development, the features of the value-semantic and motivational spheres of personality of university students with different levels of autonomy are considered.

Materials and methods. The study involved 96 students of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Leningrad State University named after A. S. Pushkin" aged 18–23 years. Diagnostic methods were used to identify personality autonomy, features of motivation, self-actualization of personality, value and life orientations: "Russian-language questionnaire of causal orientations" (adapted by O. E. Dergacheva, L. Ya. Dorfman, D. A. Leontiev), Test of existential motivations (V. B. Shumsky, E. M. Ukolova, E. N. Osin, Ya. D. Lupandina), Modified questionnaire for the diagnosis of personality self-actualization (developed by N. F. Kalinoy with the participation of A. V. Lazukin), Test of life orientations (D. A. Leontiev), Morphological test of life values (V. F. Sopov, L. V. Karpushina), Sh. Schwartz's Methodology for the study of value orientations, Methods of diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, Questionnaire for determining the sources of motivation (D. Barbuto, R. Skoll).

Results. Correlation and comparative analyses were carried out. The features of the value-semantic and motivational spheres of personal autonomy as the highest level of self-development are revealed. An autonomous personality is distinguished by existential fulfillment, a desire for self-actualization, and a high indicator of the meaningfulness of life.

Discussion and conclusions. The results of theoretical and empirical research are presented in the form of a generalized portrait of the value-semantic and motivational spheres of an autonomous personality. The results obtained also form the basis for further research on the autonomy of the individual, in particular the personality of volunteer leaders.

Магомедова Марият
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marijat_m@mail.ru

1. Белов В. В., Попинако Е. А. Динамика характеристик ценностно-мотивационной сферы сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем личностного адаптационного потенциала в процессе профессионального обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 4 (88). – С. 174–182. DOI: 10.35750/2071–8284–2020–4–174–182. EDN: CEFYXE.
2. Белов В. В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – № 4. – 2017. – С. 43–57.
3. Белов В. В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения сб. материалов международной научной конференции. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – С. 292–296.
4. Белов В. В., Лаврищева А. В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 88–98.
5. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 38–53.
6. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2008. – № 3. – С. 91–106.
7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
8. Магомедова М. Феномен автономии личности в возрастной психологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 112–131.
9. Серова Е. А. Теоретические подходы к исследованию волонтерства как общественного движения в российском обществе // Современное российское общество: социально-политические тренды и вызовы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 20 декабря 2019 года / под общ. ред. Т. С. Акоповой. – Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2019. – С. 183–189.
10. Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: The Guilford Press. – 2017. – 756 с.


1. Belov, V. V., Popinako, E. A. (2020) Dinamika kharakteristik tsennostno-motivatsionnoy sfery sotrudnikov organov vnutrennikh del s raznym urovnem lichnostnogo adaptatsionnogo potentsiala v protsesse professionalnogo obucheniya [Dynamics of the characteristics of the value-motivational sphere of employees of internal affairs bodies with different levels of personal adaptive potential in the process of vocational training]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii – Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4 (88). Pp. 174–182. DOI: 10.35750/2071–8284–2020–4–174–182. (In Russian). EDN: CEFYXE
2. Belov, V. V. (2017) Kontseptsiya lichnosti v akmeologii liderstva: sistemno-evolyutsionnyy podkhod [The concept of personality in the acmeology of leadership: system-evolutionary approach]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University journal. No. 4. Pp. 43–57. (In Russian).
3. Belov, V. V. (2017) Problema razvitiya lichnosti v akmeologii liderstva [The problem of personality development in the acmeology of leadership]. Collection of materials of the international scientific conference XXI Tsarskoye Selo readings. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 292–296. (In Russian).
4. Belov, V. V. Lavrishcheva, A. V. (2019) Teoreticheskie aspekty issledovaniya razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery v period ranney i sredney vzroslosti [Theoretical aspects of the study of the development of the value-semantic sphere in the period of early and middle adulthood]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University journal. No. 4. Pp. 88–98. (In Russian).
5. Gordeeva, T. O. (2016) Motivatsiya: novye podkhody, diagnostika, prakticheskie rekomendatsii [Motivation: new approaches, diagnostics, practical recommendations]. Sibirskij psixologicheskij zhurnal – Siberian Psychological Journal. No. 62. Pp. 38–53. (In Russian).
6. Dergacheva, O. E., Dorfman, L. Ya., Leontiev, D. A. (2008) Russkoyazychnaya adaptatsiya oprosnika kauzalnykh orientatsiy [Russian-language adaptation of the questionnaire of causal orientations]. Vestnik Moskovskogo universiteta – Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology. No. 3. Pp. 91–106. (In Russian).
7. Karandashev, V. N. (2004) Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance]. St. Petersburg: Speech. (In Russian).
8. Magomedova, M. (2022) Fenomen avtonomii lichnosti v vozrastnoy psikhologii [The phenomenon of personality autonomy in age psychology]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University journal. No. 2. Pp. 112–131. (In Russian).
9. Serova, E. A. (2019) Teoreticheskie podkhody k issledovaniyu volonterstva kak obshchestvennogo dvizheniya v rossiyskom obshchestve [Theoretical approaches to the study of volunteerism as a social movement in Russian society]. Sovremennoe rossiyskoe obshchestvo: sotsialno-politicheskie trendy i vyzovy [Modern Russian Society: Socio-Political Trends and Challenges]. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, December 20, 2019 / Under the general editorship of T. S. Akopova. Yaroslavl: Yaroslavl State University named after P. G. Demidov. Pp. 183–189. (In Russian).
10. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017) Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: The Guilford Press.

Ключевые слова:
автономия, личность, мотивация, мотивационная сфера, особенности, система ценностей, характеристики, ценности, ценностно-смысловая сфера, autonomy, personality, motivation, motivational sphere, features, value system, characteristics, values, value-semantic sphere

Для цитирования:
Магомедова М. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности студентов с различным уровнем автономии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4.– С. 362–381. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_362. EDN: MGBUSV Magomedova, M. (2023) Osobennosti tsennstno-smyslovoi i motivatsionnoi sfer lichnosti studentov s razlichnym urovnem avtonomii [Features of the Value-semantic and Motivational Spheres of the Personality of Students With Different Levels of Autonomy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 362–381. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_362. EDN: MGBUSV

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина