Введение. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды к 2024 году является одной из приоритетных задач, поставленных Правительством РФ. Внедрение цифровых технологий в систему образования становится ключевым направлением государственной политики, что подчеркивает актуальность темы исследования. Перед образовательными организациями всех видов и уровней образования поставлены задачи обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров и создания федеральной цифровой платформы. В связи с этим, активно используются инновационные методы обучения, в том числе электронные учебные курсы (ЭУК) и система управления учебными материалами (LMS). Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать поэтапный процесс создания ЭУК, основываясь на комплексном подходе (определение структуры, содержания, методов контроля и оценки знаний бакалавров). Представлены рекомендации по разработке ресурса для обучения студентов педагогического направления подготовки.
Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования стали: анализ научной и нормативной литературы, метод систематизации данных, проектирование, педагогический эксперимент, анализ и интерпретация результатов. Анализ нормативных актов позволил авторам систематизировать требования к содержанию и регламенту взаимодействия при разработке и использовании ЭУК. Метод научного анализа и систематизации данных применялся для обоснования поэтапного процесса создания ЭУК. Проектирование использовалось для разработки модели ЭУК, что служило основой для представления общей характеристики курса по дисциплине. Педагогический эксперимент был проведен для оценки уровня готовности студентов к использованию ЭУК.
Результаты. Процесс разработки ЭУК разделен на четыре этапа: характеристика требований к предмету, характеристика элементов курса, разработка модели ЭУК и выявление готовности обучающихся к использованию электронного курса. Результаты первого этапа позволили сформулировать цели, определить структуру и организацию курса. Второй этап включает анализ элементов курса, которые разделены на оцениваемые и неоцениваемые модули. По итогам третьего этапа создана модель ЭУК дисциплины. в соответствии с требованиями образовательной деятельности. На четвертом этапе осуществлена реализация разработанной модели, которая включает апробацию ЭУК по педагогической дисциплине на платформе Moodle. Результаты исследования позволили определить уровень готовности студентов к использованию курса в процессе обучения и сделали возможным внесение необходимых корректировок для повышения его эффективности.
Обсуждение и выводы. Предложенная методика разработки ЭУК для студентов основана на комплексном подходе (определение структуры, содержания, методов контроля и оценки знаний бакалавров). Внедряя курс по педагогической дисциплине, следует анализировать требования и особенности предмета, научные и практические подходы, требования к самому ресурсу и потребности целевой аудитории. Процесс создания ЭУК должен быть поэтапным, учитывая образовательные цели, технические возможности, структуру ресурса и готовность обучающихся к его использованию.
Introduction. Creating a modern and safe digital educational environment by 2024 is one of the priorities set by the Government of the Russian Federation. The introduction of digital technologies into the education system is becoming a key area of government policy, which emphasizes the relevance of the research topic. Educational organizations of all types and levels of education are tasked with updating the information and communication infrastructure, training and creating a federal digital platform. In this regard, innovative teaching methods are actively used, including electronic training courses and a learning materials management system (LMS). The article reveals the stages of developing an electronic training course on the LMS Moodle platform and presents recommendations for developing a resource for training students in the pedagogical field of preparation.
Materials and methods. The main methods of the research were: analysis of scientific and normative literature, method of data systematization, design, pedagogical experiment, analysis and interpretation of results. The analysis of regulations allowed the authors to familiarize themselves with the requirements for the content and regulations for interaction in the development and use of an electronic training course. The method of scientific analysis and systematization of data was used to justify the step-by-step process of creating a course. Design was used to develop a model of an electronic training course, which served as the basis for presenting the general characteristics of the course in the discipline. A pedagogical experiment was conducted to assess the level of students' readiness to use the course.
Results. The process of developing an electronic training course is divided into four stages: characterizing the requirements for the subject, characterizing the course elements, developing a course model and identifying students’ readiness to use the electronic course. The results of the first stage made it possible to formulate goals and determine the structure and organization of the course. The second stage involves analyzing the course elements, which are divided into graded and ungraded modules. Based on the results of the third stage, a model of the discipline course was created. in accordance with the requirements of educational activities. At the fourth stage, the developed model was implemented, which included testing an electronic training course in the pedagogical discipline “Modeling educational programs” on the Moodle platform. The results of the study made it possible to determine the level of students’ readiness to use the course in the learning process and made it possible to make the necessary adjustments to increase its effectiveness.
Discussion and conclusion. The proposed methodology for developing an electronic training course for students is based on an integrated approach (determining the structure, content, methods of monitoring and assessing the knowledge of bachelors). When introducing a course in a pedagogical discipline, one should analyze the requirements and features of the subject, scientific and practical approaches, requirements for the resource itself and the needs of the target audience. The process of creating a course should be step-by-step, taking into account educational goals, technical capabilities, structure of the resource and students’ readiness to use it.
Ничагина Анна Владимировнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
89315104502@mail.ru
Нечай Александр Анатольевичкандидат педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
webexpromt@mail.ru
1. Агафонова Л. И. Разработка адаптированных электронных учебных курсов по иностранному языку для слепых и слабовидящих студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 479. – С. 189–198. DOI: 10.17223/15617793/479/20. EDN: OMKAAJ
2. Амирова Л. А. Образовательный потенциал электронного учебного курса в технологии смешанного обучения // Педагогика. – 2023. – Т. 87. № 11. – С. 77–85. EDN: EHAPLV
3. Гараева Е. А. Принципы разработки и использования в образовательном процессе университета электронных учебных курсов в системе LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. № 4(37). – С. 49–53. DOI: 10.26140/anip-2021–1004–0012. EDN: LSFJVE
4. Добрица В. П. Дидактические возможности разработки электронного курса в системе дистанционного обучения MOODLE // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2022. – № 3 (61). – С. 41–48. DOI: 10.25688/2072–9014.2022.61.3.04. EDN: CDYVWJ
5. Кириллова С. С. Преимущества электронных учебных курсов в условиях дистанционного и традиционного обучения // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. – № 4. – С. 146–147. EDN: JFDLZZ
6. Мерецков О. В. Электронные учебные курсы как инструмент цифровой трансформации ДПО // Компетентность. – 2023. – № 5. – С. 17–25. DOI: 10.24412/1993–8780–2023–5–17–25. EDN: FVYLEP
7. Миронцева С. С. Опыт разработки электронного курса по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде вуза // Управление в социальных и экономических системах. – 2021. – № 30. – С. 56–57. EDN: RYYQCI
8. Нечай А. А. Цифровая грамотность как составляющая базовых компетенций учителя и ученика // XXVI Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – Т. II. – С. 350–353. EDN: QISGHY
9. Нечай А. А. Формирование безопасной информационной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2019. – № 4 (25). – С. 43–44. EDN: WAZOTP
10. Ничагина А. В. Электронный образовательный ресурс как средство организации педагогической практики бакалавров в период карантинного режима // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 207–223. EDN: TVEQOR
11. Ничагина А. В. Разработка электронного образовательного ресурса по производственной практике студента вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 5 (92). – С. 230–239. DOI: 10.23859/1994–0637–2019–5–92–19. EDN: FXUJKP
12. Оськина А. Н. Возможности электронного учебного курса в развитии креативности студентов: моделирование, реализация, оценка // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. № 9. – С. 895–901. DOI: 10.30853/ped20220151. EDN: CNGIMD
13. Пелих О. В. Инструменты современного преподавателя: использование игр в электронных учебных курсах Moodle // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2023. – № 2 (62). – С. 49–55. EDN: SMRDOL
14. Поддубная Т. Н. Электронный учебный курс как инновационная форма обучения в вузе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2022. – № 1. – С. 147–148. EDN: KBJIFJ
15. Сергеева Е. Н. Организация самостоятельной работы иностранных/слушателей в условиях дистанционного и смешанного обучения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2021. – № 1 (91). – С. 181–188. EDN: CZUBCA
16. Старикова Е. М. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – 2020. – № 1. – С. 151–160.
17. Текучева И. В. Возможности электронного учебного курса в профессиональной подготовке бакалавров к аудированию научной речи // Перспективы науки. – 2021. – № 2 (137). – С. 36–40. EDN: ZAOUYK
18. Уджуху И. А. Проектирование учебного процесса в вузе по дисциплине с использованием электронного учебного курса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2022. – Т. 14. – № 4. – С. 137–145. DOI: 10.47370/2078–1024–2022–14–4–137–145. EDN: MEEXDW
19. Solovov A. Designing an ontology of the e-learning course content // Ontology of Designing. – 2023. – Vol. 13. – No. 1(47). – Pp. 99–112.
20. Yalaeva N. E-learning course as a means of information technology support to the learning process in university // Modern Pedagogical Education. – 2020. – No. 7. – Pp. 44–46.
1. Agafonova, L. I. (2022) Razrabotka adaptirovannyh elektronnyh uchebnyh kursov po inostrannomu yazyku dlya slepyh i slabovidyashchih studentov pedagogicheskogo vuza [Development of adapted electronic training courses in a foreign language for blind and visually impaired students of a pedagogical university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Tomsk State University. No. 479. Pp. 189–198. (In Russian).
2. Amirova, L. A. (2023) Obrazovatel'nyj potencial elektronnogo uchebnogo kursa v tekhnologii smeshannogo obucheniya [The educational potential of an electronic educational course in the technology of mixed learning]. Pedagogika – Pedagogy. Vol. 87. No. 11. Pp. 77–85. (In Russian).
3. Garaeva, E. A. (2021) Principy razrabotki i ispol'zovaniya v obrazovatel'nom processe universiteta elektronnyh uchebnyh kursov v sisteme LMS Moodle [Principles of development and use of electronic training courses in the LMS Moodle system in the educational process of the university]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya – Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. Vol. 10. No. 4 (37). Pp. 49–53. (In Russian).
4. Dobrica, V. P. (2022) Didakticheskie vozmozhnosti razrabotki elektronnogo kursa v sisteme distancionnogo obucheniya Moodle [Didactic possibilities of developing an electronic course in the Moodle distance learning system]. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya – Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Computer Science and Informatization of education. No. 3 (61). Pp. 41–48. (In Russian).
5. Kirillova, S. S. (2021) Preimushchestva elektronnyh uchebnyh kursov v usloviyah distancionnogo i tradicionnogo obucheniya [Advantages of e-learning courses in conditions of distance and traditional learning]. Nauka i Obrazovanie – Science and Education. Vol. 4. No. 4. Pp. 146–147. (In Russian).
6. Mereckov, O. V. (2023) Elektronnye uchebnye kursy kak instrument cifrovoj transformacii DPO [Electronic training courses as a tool for digital transformation of DPO]. Kompetentnost' – Competence. No. 5. Pp. 17–25. (In Russian).
7. Mironceva, S. S. (2021) Opyt razrabotki elektronnogo kursa po inostrannomu yazyku v elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede vuza [The experience of developing an electronic course in a foreign language in the electronic information and educational environment of a university]. Upravlenie v social'nyh i ekonomicheskih sistemah – Management in social and economic systems. No. 30. Pp. 56–57. (In Russian).
8. Nechai, A. A. (2022) Cifrovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya bazovyh kompetencij uchitelya i uchenika [Digital literacy as a component of the basic competencies of a teacher and a student]. XXVI Carskosel'skie chteniya [XXVI Tsarskoye Selo readings]. Materials of the international scientific conference. St. Petersburg. Pp. 350–353. (In Russian).
9. Nechai, A. A. (2019) Formirovanie bezopasnoj informacionnoj sredy [Formation of a secure information environment]. Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo – Actual problems of modernity: science and society. No. 4 (25). Pp. 43–44. (In Russian).
10. Nichagina, A. V. (2020) Elektronnyj obrazovatel'nyj resurs kak sredstvo organizacii pedagogicheskoj praktiki bakalavrov v period karantinnogo rezhima [Electronic educational resource as a means of organizing pedagogical practice of bachelors during the quarantine regime]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 207–223. (In Russian).
11. Nichagina A. V. (2019) Razrabotka elektronnogo obrazovatel'nogo resursa po proizvodstvennoj praktike studenta vuza [Development of an electronic educational resource on the industrial practice of a university student]. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Cherepovets State University. No. 5 (92). Pp. 230–239. (In Russian).
12. Oskina, A. N. (2022) Vozmozhnosti elektronnogo uchebnogo kursa v razvitii kreativnosti studentov: modelirovanie, realizaciya, ocenka [The possibilities of an electronic educational course in the development of students' creativity: modeling, implementation, evaluation]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki – Pedagogy. Questions of theory and practice. Vol. 7. No. 9. Pp. 895–901. (In Russian).
13. Pelih, O. V. (2023) Instrumenty sovremennogo prepodavatelya: ispol'zovanie igr v elektronnyh uchebnyh kursah Moodle [Tools of a modern teacher: the use of games in Moodle e-learning courses]. Gumanitarnye nauki (g.YAlta) – Humanities (Yalta). No. 2 (62). Pp. 49–55. (In Russian).
14. Poddubnaya, T. N. (2022) Elektronnyj uchebnyj kurs kak innovacionnaya forma obucheniya v vuze [E-learning course as an innovative form of education at a university]. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma – Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. No. 1. Pp. 147–148. (In Russian).
15. Sergeeva, E. N. (2021) Organizaciya samostoyatel'noj raboty inostrannyh/slushatelej v usloviyah distancionnogo i smeshannogo obucheniya [Organization of independent work of foreign students in conditions of distance and mixed learning]. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii – Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (91). Pp. 181–188. (In Russian).
16. Starikova, E. M. (2020) Etapy razrabotki elektronnogo uchebnogo kursa na platforme LMS Moodle [Stages of development of an electronic training course on the LMS Moodle platform]. Vestnik HGU im. N. F. Katanova – Bulletin of the KHSU named after N. F. Katanov. No. 1. Pp. 151–159. (In Russian).
17. Tekucheva, I. V. (2021) Vozmozhnosti elektronnogo uchebnogo kursa v professional'noj podgotovke bakalavrov k audirovaniyu nauchnoj rechi [The possibilities of an electronic educational course in the professional training of bachelors for listening to scientific speech]. Perspektivy nauki – Prospects of science. No. 2 (137). Pp. 36–40. (In Russian).
18. Udzhuhu, I. A. (2022) Proektirovanie uchebnogo processa v vuze po discipline s ispol'zovaniem elektronnogo uchebnogo kursa [Designing the educational process at a university in a discipline using an electronic training course]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta – Bulletin of the Maikop State Technological University. Vol. 14. No. 4. Pp. 137–145. (In Russian).
19. Solovov, A. V. (2023) Designing an ontology of the e-learning course content / A. V. Solovov, A. A. Menshikova. Ontology of Designing. Vol. 13. No. 1 (47). Pp. 99–112. (In Russian).
20. Yalaeva, N. V. (2020) E-learning course as a means of information technology support to the learning process in university / N. V. Yalaeva, N. V. Sadykova, E. V. Zherebtsova. Modern Pedagogical Education. No. 7. Pp. 44–46. (In Russian).