Место религии в системе цифровых коммуникаций: «пространство для сообщества» и цифровой религиозный суррогат

Locating Religion in the Digital Communication System: “Space for the Community” and Digital Religious Surrogate

Авторы:
Нимяев Эдуард Арсланович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_3_171

Полный текст355,14 КБ

Введение. Альтерация баланса сил между Интернетом и традиционными средствами массовой коммуникации в пользу первого привела к «миграции» современных верующих в сеть. Цель данной статьи –обнаружить место религии в системе цифровых коммуникаций и выяснить, возникает ли в Интернете новое пространство для религии или имеет место лишь цифровой суррогат религии.

Содержание. Ввиду карантинных ограничений в период пандемии COVID-19 традиционные конфессии вынужденно переместили свою культовую и образовательную деятельность в поле цифровых коммуникаций, внутри которого уже не первый десяток лет существуют многочисленные виртуальные религиозные сообщества. Перенос большей части функционала религиозных организаций в сеть привел к тому, что верующие были вынуждены иметь дело не столько с самой религией, сколько с ее виртуальным суррогатом. Этот опыт показал, что в условиях, когда возможности по осуществлению религиозной деятельности «в жизни» оказываются ограничены, Интернет выступает площадкой для формирования нового, цифрового «пространства для сообщества», в рамках которого происходит идентификация и коммуникация верующих, а также материализация цифровой религии. В качестве примера такого пространства, автор рассматривает систему русскоязычных религиозных онлайн-ресурсов Свидетелей Иеговы, чьи религиозные организации в России были признаны экстремистскими и ликвидированы в судебном порядке.

Выводы. Исследование религиозных ресурсов в сети Интернет позволило зафиксировать особое пространство в системе цифровых коммуникаций – виртуальный суррогат религии, в рамках которого происходит сакрализация устройств и появление цифровых идентификаторов религиозности в условиях ограниченности возможностей по ведению религиозной деятельности в формате офлайн.


Introduction. The alteration of the balance of power between the Internet and traditional mass media in favor of the former led to the modern believers “migration” into the network. The purpose of this article is to discover the place of religion in the digital communication system and find out whether there is a new space for religion on the Internet or only a digital surrogate of religion.

Сontent. Due to quarantine restrictions during the COVID-19 pandemic, traditional denominations have been forced to move their cult and educational activities into the field of digital communications, within which numerous virtual religious communities have existed for several years. The transfer of most of the religious organizations functionality to the network led to the fact that believers were forced to deal not so much with the religion itself as with its virtual surrogate. This experience has shown that in conditions when the possibilities for carrying out religious activities “in life” are limited, the Internet acts as a platform for the formation of a new, digital “space for the community” within the framework of which the identification and communication of believers, as well as the materialization of digital religion. As an example of such a space, the author considers the system of Russian-language religious online resources of Jehovah's Witnesses, whose religious organizations in Russia were recognized as extremist and liquidated in court.

Conclusions. The study of Internet religious resources made it possible to fix a special space in the digital communications system – a virtual surrogate of religion, within the framework of which devices are sacralized and digital identifiers of religiosity appear in conditions of limited opportunities for conducting religious activities in offline format.

Нимяев Эдуард Арсланович
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Липина Т. А., Шаповал Ю. В. Религиозное образование в Казахстане: вызовы пандемии COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2021. – Т. 37. – № 2. – С. 352–368.
2. Нимяев Э. А. Цифровые технологии в сфере религиозного образования: основные тенденции // XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника: материалы международной научной конференции, 18–19 апреля 2023. – СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2023. – Т. 2. – С. 35–38.
3. Нимяев Э. А. Исследование «цифровой религии»: классификация религиозных онлайн-ресурсов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 3. – С. 220–229.
4. Романова А. П., Топчиев М. С., Черничкин Д. А., Дрягалов В. С., Рогов А. В. Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России) // Южно-Российский журнал социальных наук. – 2019. – Т. 20. – № 2. – С. 99–120.
5. Федорова М. В., Ротанова М. Б. Религия и смех в цифровом обществе // Философия и культура. – 2022. – № 3. – С. 23–37.
6. Федорова М. В. Религиозная идентичность в современном цифровом мире // Социодинамика. – 2020. – № 6. – С. 66–79.
7. Чаплин В. Единственный способ обеспечить церковный авторитет в сети – качество работы тех, кто делает церковные интернет-ресурсы // Справочник-путеводитель «Православный Интернет». – М., 2004. – С. 24.
8. Campbell H. Moving Towards a Digital Ecclesiology: Key Themes and Considerations // Digital Ecclesiology: A Global Conversation / ed. by Heidi Campbell. – Digital Religion Publications, 2020. – P. 65–70.
9. Cloete A. The Church is moving on(line) // Digital Ecclesiology: A Global Conversation / ed. by Heidi Campbell. – Digital Religion Publications, 2020. – P. 27–32.
10. Evolvi G. Religion and the internet: digital religion, (hyper)mediated spaces, and materiality // Z Relig Ges Polit. – 2022. – No. 6(1). – P. 9–25.
11. Hutchings T. Augmented graves and virtual bibles // Materiality and the study of religion: the stuff of the sacred. – New York: Routledge, 2017. – P. 85–101.
12. O’Leary S. Cyberspace as Sacred Space: Communicating Religion on Computer Networks // Journal of the American Academy of Religion. – 1996. – No 4 (64) – P. 781–808.

Ключевые слова:
цифровая религия, виртуальный религиозный суррогат, цифровые технологии, цифровые коммуникации, цифровизация религии, digital religion, virtual religious surrogate, digital technologies, digital communications, digitalization of religion.

Для цитирования:
Нимяев Э. А. Место религии в системе цифровых коммуникаций: «пространство для сообщества» и цифровой религиозный суррогат // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 3. – С. 171–183. DOI: 10.35231/18186653_2023_3_171. EDN: XEEVFS Nimyaev, E. A. (2023) Mesto religii v sisteme tsifrovykh kommunikatsij: “Prostranstvo dlya soobshchestva” i tsifrovoj religioznyj surrogat [Locating Religion in the Digital Communication System: “Space for the Community” and Digital Religious Surrogate]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 171–183. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_3_171. EDN: XEEVFS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина