Введение. В. С. Соловьев указывает на факт неустанного подтверждения действительностью того, что человек – существо метафизическое и не может рассматриваться только со стороны природы. Из этой позиции следует проблема сознания, которое не может быть лишь функций мозга.
Содержание. В статье рассматривается трактовка В. С. Соловьевым эволюции сознания через понятия стыда, жалости, благоговения, совести, которые указывают, что человеческое сознание не является исключительно продуктом природы. Философия В. С. Соловьева видит в сознании завоевание культуры, показывает, что феномен сознания метафизичен и имеет глубинные уровни развертывания через чувство, волю, представление. В отличие от европейской культуры и философии, В. С. Соловьев видит необходимость рассматривать сознание целостно, т. е. в единстве онтологии и гносеологии, что заставляет признать изначальную нравственность сознания, которая вынуждает человека стремиться к идее блага как к идеалу истины, доброты, красоты и любви. В отличие от восточного отшельника и западного философа такая личность возможна как богочеловек.
Выводы. Философия сознания В. С. Соловьева преодолевает односторонность позитивизма, который рассматривает человека как эмпирическое существо, и односторонность рационализма, который видит в человеке средство духа. Философ видит человека во всей его конкретности и полноте как единство эмпирического и трансцендентального субъектов.
Introduction. V. S. Solov'yev points out the fact of tireless confirmation by reality that man is a metaphysical creature and cannot be considered only by nature. From this position follows the problem of consciousness, which cannot only be brain functions.
Content. The article considers the interpretation by V. S. Solov'yev of the evolution of consciousness through the concepts of shame, pity, reverence, conscience, which indicate that human consciousness is not exclusively a product of nature. The philosophy of V. S. Solov'yev sees the conquest of culture in consciousness, shows that the phenomenon of consciousness is metaphysical and has deep levels of deployment through feeling, will, and representation. Unlike European culture and philosophy, V. S. Solov'yev sees the need to consider consciousness holistically, that is, in the unity of ontology and epistemology, which forces to recognize the original morality of consciousness, which forces a person to strive for the idea of good as the ideal of truth, kindness, beauty and love. Unlike the eastern hermit and the western philosopher, such a person is possible as a God-man.
Conclusions. The philosophy of consciousness by V. S. Solov'yev overcomes the unilateralism of positivism, which considers a person as an empirical being, and overcomes the unilateralism of rationalism, which sees a spirit in a person. The philosopher sees man in all his specificity and completeness, as the unity of empirical and transcendental subjects.
Канышева Ольга Альбертовнакандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
k-55o@yandex.ru
1. Кохановский В. П. Диалектика Владимира Соловьева. Рациональное содержание и актуальный смысл. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1995. – 128 с.
2. Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 209–236.
3. Лосский Н. О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С. 125–135.
4. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.
5. Моисеев В. И. Логика добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 400 с.
6. Сергеева Е. В. Религиозно-философский дискурс В. С. Соловьева: лексический аспект: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; САГА, 2000. – 128 с.
7. Соловьев В. С. София // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Сочинения: в 15 т. Т. 2. 1875–1877. – М.: Наука, 2000. – С. 9–161.
8. Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – С. 3–138.
9. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – С. 139–288.
10. Соловьев В. С. Оправдание добра // Сочинения в 2 т. T. I. – М.: Мысль, 1988. – С. 47–548.
11. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Сочинения: в 15 т. Т. 4. 1878–1882. – М.: Наука, 2011. – С. 9–168.
12. Соловьев В. С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Сочинения: в 15 т. Т. 1. 1873–1876. – М.: Наука, 2000. – С. 153–155.
13. Соловьев В. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Сочинения: в 15 т. Т. 1. 1873–1876. – М.: Наука, 2000. – С. 191–198.
14. Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – С. 493–547.
15. Соловьев В. С. Три силы // Соч. в 10 т. Т. 1. – СПб.: Просвещение, 1911. – С. 227–239.
16. Тронина Л. А. Проблема сознания и тела русской философии Всеединства. – Ставрополь, 2008. – 236 с.
17. Тронина Л. А. Феноменологическая концепция сознания в философии В. С. Соловьева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. – № 4. – С. 25–29.
18. Уткина Н. Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 59–70.
19. Фараджев К. В. Владимир Соловьев: мифология образа. – М.: Аграф, 2000. –180 с.
20. Франк С. Л. Три беседы о Владимире Соловьеве // Вопросы философии. – 2017. – № 6. – С. 109–121.