Введение. Одним из конструктивных направлений психологии развития личности является историко-методологический анализ концепций выдающихся ученых, разрабатывающих проблемы психологии развития, в частности, В. М. Бехтерева. Несмотря на то, что творческое наследие В. М. Бехтерева изучалось, в научных публикациях не нашел отражение историко-методологический анализ его научных достижений в области психологии развития и особенно саморазвития личности. В связи с этим, необходимо выявить философские, общенаучные и конкретно-научные методологические основания теоретических воззрения В.М. Бехтерева на личность и определить конструктивный методологический базис науки о развитии личности.
Материалы и методы. Материалами исследования стали труды В. М. Бехтерева, а также результаты историко-психологического изучения его работ, представленные в научных публикациях отечественных авторов. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в первоисточниках, а также исторический и методологический анализ.
Результаты исследования. Выделено три этапа творчества В. М. Бехтерева, имеющих отношение к исследованию личности и ее развитию. На первом подготовительном этапе был определен научный замысел исследования личности и ее развития с опорой на философские основы и объективные методы изучения. Второй этап – это основной этап концептуальной проработки феномена личности, который позволил ввести в научный оборот понятие «личность», раскрыть ее сущность, уточнить ее содержание с функциональных позиций, наметить структуру личности, выделив сознательную и бессознательную, пассивную и активную части. Третий этап – это комплексное изучение условий развития и воспитания личности с опорой на гармоничное сочетание глубоких теоретических изысканий и эмпирических исследований с применением объективных методов.
Выводы. В творческом пути В. М. Бехтерева применительно к исследованию личности и ее развитию можно выделить три этапа, которые с точки зрения методологии исследования характеризуется следующими особенностями. На первом этапе на конкретно-научном уровне был уточнен методический аппарат психологии личности, включающий субъективный и объективный методы исследования, но с доминирующей ролью последнего. На философском уровне отправной точкой познания является антропологизм. На первом этапе в качестве естественнонаучного методологического основания разрабатывался общенаучный монистический энергетический подход. Второй этап в творчестве В. М. Бехтерева применительно к изучению личности – это этап доминирования в основном общенаучных и конкретно-научных подходов к пониманию личности: биосоциального, функционального подходов в сочетании с принципом самодетерминации. Третий этап характеризуется совокупностью методологических оснований концепции развития и воспитания личности В. М. Бехтерева. Концепцию личности и ее развития В. М. Бехтерева нельзя оценивать только с точки зрения исторического значения. Она является незавершенной, но перспективной программой построения на основе естественнонаучной парадигмы целостного учения о личности, ее развития и воспитания.
Introduction. One of the constructive directions of the psychology of personality development is the historical and methodological analysis of the concepts of the activities of prominent scientists who develop the problems of developmental psychology, in particular V. M. Bekhterev. Despite the fact that the creative heritage of V. M. Bekhterev was studied, scientific publications did not reflect the historical and methodological analysis of his scientific achievements in the field of developmental psychology and especially self-development of the individual. In this regard, it is necessary to identify the philosophical, general scientific and specific scientific methodological foundations of the theoretical views of V. M. Bekhterev on personality and determine the constructive methodological basis of the science of personality development.
Materials and methods. The materials of the study were the works of V. M. Bekhterev, as well as the results of the historical and psychological study of his works, presented in scientific publications of domestic authors. Theoretical research methods were used: theoretical analysis and generalization of the materials presented in the primary sources, as well as historical and methodological analysis.
Results. Three stages of V. M. Bekhterev, which is related to the study of personality and its development. At the first preparatory stage, the scientific concept of the study of personality and its development was determined, based on philosophical foundations and objective methods of study. The second stage is the main stage of the conceptual study of the phenomenon of personality, which made it possible to introduce the concept of "personality" into scientific circulation, reveal its essence, clarify its content from functional positions, outline the structure of personality, highlighting the conscious and unconscious, passive and active parts. The third stage is a comprehensive study of the conditions for the development and upbringing of a personality based on a harmonious combination of deep theoretical research and empirical research using objective methods.
Discussion and conclusion. In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its development, three stages can be distinguished, which, from the point of view of research methodology, are characterized by the following features. At the first stage, at the specific scientific level, the methodological apparatus of personality psychology was clarified, including subjective and objective research methods, but with the dominant role of the latter. At the philosophical level, the starting point of knowledge is anthropologism. At the first stage, a general scientific monistic energy approach was developed as a natural-science methodological basis. The second stage in the work of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality is the stage of dominance of general scientific and concrete scientific approaches to understanding personality: biosocial, functional approaches in combination with the principle of self-determination. The third stage is characterized by a set of methodological foundations for the concept of development and education of the personality of V. M. Bekhterev. The concept of personality and its development by V. M. Bekhterev cannot be assessed only in terms of historical significance. It is an incomplete, promising program for building a holistic doctrine of personality, its development and upbringing on the basis of the natural science paradigm.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
1. Айдаралиева Н. М. Основные проблемы психологической концепции личности В. М. Бехтерева и этапы ее создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 2А. – С. 123–129.
2. Ананьев Б. Г. Психологическая школа Ленинградского университета // Вестник Ленинградского университета. – 1969. – № 5. – С. 79–86.
3. Аншакова В. В. Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли в конце XIX – начале XX столетий: дис. … докт. психол. наук. – Астрахань, 2005. – 365 с.
4. Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и места в них проблемы личности: дис. … кандид. филос. наук. – Свердловск, 1969. – 232 с
5. Брушлинский А. В., Кольцова В. А. Творческий и жизненный путь Владимира Михайловича Бехтерева // Вступительная статья в кн. В. М. Бехтерев Проблемы развития и воспитания человека. Москва: Изд-во Институт практической психологии. – Воронеж НПО «МОДЭК», – 1997. – С. 5–34.
6. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. – М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240 с.
7. Выготский Л. С. Памяти В. М. Бехтерева // Народное просвещение. – 1928. – № 2. – C. 68–70.
8. Ждан А. Н. Становление традиций отечественной психологии: петербургские (ленинградские) и московские научные школы // Вестник СПбГУ. – Сер. 16. – 2015. – Вып. 1. – С. 74–80.
9. Кольцова В. А. Психология в России в начале XX века. (Предреволюционный период) // Психологическая наука в России XX столетия. – М., 1997. – С. 10–48.
10. Левченко Е. В. История психологии отношений: дис. … д-ра психолог. наук: 19.00.01. – СПб., 1995. – 454 с.
11. Левченко Е.В. Научное наследие В. М.Бехтерева и его школа // в кн. В. М.Бехтерев Избранные труды по психологии личности. Т. 1. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 5–35.
12. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений / отв. ред. А. А. Крылов. – СПб.: Алетейя, 2003. – 309 с.
13. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. – Вып. 4. – С. 21–45.
14. Леонтьев Д. А. Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. – Вып. 4. – С. 7–20.
15. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 285 с.
16. Логинова Н. А. О петербургской-ленинградской психологической школе. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – Т. 3. – № 4. – С. 47–56.
17. Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев – основатель Ленинградской психологической школы // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. – Вып. 4. – С. 46–58.
18. Логинова Н. А. Новые страницы истории Петербургской психологической школы // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – № 4. – С. 101–112.
19. Мясищев В. Н. В. М. Бехтерев – замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. – Киров, Кн. изд, 1956. – 40 с.
20. Мясищев В. Н. Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев. – М.: Знание, 1953. –32 с.
21. Помелов В. Б. В. М. Бехтерев – гордость отечественной науки (к 160-летию со дня рождения ученого) // Вопросы педагогики. – 2017. – № 11. – С. 67–75.
22. Ромм Т. А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Новосибирск, 2007. – 370 с.
23. Степанова Е. И. В. М.Бехтерев и человекознание // в кн. В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1999. – С. 261–273.
24. Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110?летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М.Бехтерева. – СПб.: Альта Астра, 2017.
25. Щукина М. А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 368–383.
26. Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки / отв. ред. В. С. Швырев; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. – М.: Наука, 1986. – 260 с.
27. Яковлев А. А. Психологическая концепция личности в трудах А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева: дис. … канд. психолог. наук: 19.00.01. – М., 2003. – 235 с.
28. Яковлев Г. М., Шостак В. И. Военно-медицинская академия как один из этапов творческой биографии В. М. Бехтерева // в кн. В. М. Бехтерев Избранные труды по психологии личности. Т. 2: СПб.: Алетейя, 1999. – С. 274–281.