Дети с нарушениями в развитии как целевая группа психолого-педагогической реабилитации: ограничения жизнедеятельности в оценках родителей

Children with Developmental Disabilities as a Target Group of Psychological and Pedagogical Rehabilitation: Life Limitations in Parents' Assessment

Авторы:
Кантор Виталий Зорахович,Немирова Наталья Викторовна,Филатов Артем Сергеевич,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_114

Полный текст474,63 КБ

Введение. В современной демографической ситуации, характеризующейся высокой распространенностью детской инвалидности, закономерно усиливается научно-практический интерес к проблемам комплексной реабилитации детей с инвалидизирующими нарушениями психофизических функций, и в том числе – их психолого-педагогической реабилитации, которая выступает как важнейшее звено общей системы психолого-педагогической помощи обучающимся с инвалидностью. Учитывая, что нуждаемость ребенка-инвалида в психолого-педагогической реабилитации определяется в контексте имеющихся у него ограничений жизнедеятельности, а проявления подобных ограничений изначально фиксируются в семье такого ребенка, то актуальное значение приобретает формирование эмпирически фундированного представления о статусе детей с инвалидизирующими нарушениями в развитии как целевой группы психолого-педагогической реабилитации, которое, отражая характер и масштабы этих ограничений, базировалось на соответствующих оценочных суждениях родителей детей с инвалидизирующими нарушениями в развитии.
Материалы и методы. Базой исследования послужил Детский реабилитационно-восстановительный центр Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Основным исследовательским методом явился контент-анализ; в качестве единиц счета выступили жалобы, высказывавшиеся родителями и фиксировавшиеся с их согласия при обращении с ребенком, имеющим нарушение в развитии, за помощью в данный центр. Были проанализированы жалобы родителей 838 детей, проходивших в центре курс реабилитации в 2016–2021 гг. и относящихся к различным гендерным, возрастным и нозологическим группам. Анализировались такие категории жизнедеятельности, как способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, контролировать свое поведение и способность к обучению.
Результаты исследования. Наибольшее количество жалоб, высказанных родителями, относится к категории жизнедеятельности «способность к общению», а наименьшее – к категории жизнедеятельности «способность к ориентации», причем в связи со способностью к общению имеет место и максимально широкий диапазон проявлений ее ограничений, отмечаемых родителями как в целом, так и в расчете на одного ребенка. При этом характер ограничений, номенклатура и степень выраженности и распространенности их проявлений применительно к различным категориям жизнедеятельности во многом специфичны в разных половозрастных и нозологических группах детей с нарушениями в развитии.
Обсуждение и выводы. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о наличии иерархии ограничений жизнедеятельности, имеющихся у детей с нарушениями в развитии применительно к основным категориям жизнедеятельности и репрезентируемых соответствующими оценочными констатациями их родителей. Эта иерархия отражает субординационную структуру нуждаемости таких детей в психолого-педагогической реабилитации в конкретных ее содержательно-целевых аспектах. Приоритеты здесь связаны с оптимизацией коммуникативного и поведенческого статуса детей как субъектов жизнедеятельности, в качестве же наименее востребуемых предстают меры психолого-педагогической реабилитационной поддержки, направленные на преодоление тех ограничений жизнедеятельности, которые обнаруживаются в плоскости редуцированности способности к обучению и – особенно – способности к ориентации. При этом практическая работа по психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии должна осуществляться с позиций дифференцированного подхода, учитывающего вариативность номенклатуры и характера проявлений ограничений жизнедеятельности в зависимости от принадлежности детей с нарушениями в развитии к тем или иным половозрастным и нозологическим группам.

Introduction. In the current demographic situation, characterized by a high prevalence of childhood disability, scientific and practical interest in the problems of complex rehabilitation of children with disabling disorders of psychophysical functions is naturally increasing, which also includes their psychological and pedagogical rehabilitation, as the most important link in the overall system of psychological and pedagogical assistance to students with disabilities. As soon as the need of a disabled child in psychological and pedagogical rehabilitation in a specific plan is determined in the context of the limitations of his/her life activity, and the manifestations of such limitations are initially recorded primarily in the family of such a child, the formation of an empirically substantiated idea of the status of children with disabling developmental disorders as a target group of psychological and pedagogical rehabilitation becomes relevant, which, reflecting the nature and extent of these restrictions in relation to all major categories of life, would be based on the appropriate value judgments of the parents of children with disabling developmental disorders.
Materials and methods. The basis of the study was the Children's Rehabilitation and Restoration Center of the Federal Scientific Center for the Rehabilitation of the Disabled. G.A. Albrecht of the Ministry of Labor of Russia.
The main research method was content analysis; the units of account were complaints expressed by parents and recorded with their consent when a child with a developmental disorder applied to this center for help. The complaints of the parents of 838 children who underwent a rehabilitation course in the center in 2016-2021 аnd belonged to different gender, age and nosological groups were analyzed. The analysis was carried out in the context of such categories of life activity as the ability to self-service, the ability to move independently, the ability to find the direction, the ability to communicate, the ability to control one's behavior, the ability to learn.
Results. The largest number of complaints expressed by parents refers to the category of life activity "ability to communicate", and the smallest - to the category of life activity "ability to find the direction", and in connection with the ability to communicate, there is also the widest possible range of manifestations of its limitations, noted by parents as in overall and per child. At the same time, the nature of restrictions, the nomenclature and the degree of severity and prevalence of their manifestations in relation to certain categories of life activity are largely specific in different age and gender and nosological groups of children with developmental disorders.
Discussion and conclusions. The results of the empirical study indicate the presence of a hierarchy of life limitations that children with developmental disabilities have in relation to the main categories of life and are represented by the corresponding evaluative statements of their parents. This hierarchy reflects the subordinate structure of the need of such children in psychological and pedagogical rehabilitation in its specific content-target aspects. The priorities here are related to the optimization of the communicative and behavioral status of children as subjects of life, but the least in demand are measures of psychological and pedagogical rehabilitation support aimed at overcoming those limitations of life that are found in the plane of the reduction of the ability to learn "and - especially - the ability to find the direction.
At the same time, practical work on the psychological and pedagogical rehabilitation of children with developmental disorders should be carried out from the standpoint of a differentiated approach, taking into account the variability of the nomenclature and nature of the manifestations of life limitations, depending on the belonging of children with developmental disorders to one or another sex, age and nosological groups.

Кантор Виталий Зорахович
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
v.kantor@mail.ru

Немирова Наталья Викторовна
кандидат социологических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nnemirova@yandex.ru

Филатов Артем Сергеевич
-
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
artem.filatov98@mail.ru

1. АлпатоваО.Б. Методика взаимодействия социального педагога реабилитационного центра с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 139–143.
2. Анпилова А. В. Детская инвалидность в цифрах: анализ современного состояния // Развитие территории в условиях современных вызовов: Материалы Национальной научно-практической конференции. – М.: Издательство Ипполитова, 2020. – С. 217–222.
3. Борозинец Н. М., Шеховцова Т.С.Учет особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях образовательной вертикали // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 17–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey-obuchayuschihsya-s-invalidnostyu-iogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-raznyh.
4. Бушенева И. С., Горбунова В. В. Особенности социальной реабилитации детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в условиях семьи // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27067
5. Венгер А. Л., Лазуренко С.Б. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 40. – 2020. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/psychological-and-pedagogical-technologies-in-complex-rehabilitation-ofchildren-with-disabilities.
6. Войтас С. А., Жолудь А. Н., Кабанов И. С., Бражник Ю. В., Рибелка И. В. Модель реабилитационно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17. –№ 2. – C. 130–138. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170212.
7. Горяйнов И. В., Владимирова О. Н., Шабанова О. А. Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие нарушений слуха // Медицина в Кузбассе. – 2018. – № 4. –С. 15–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-zhiznedeyatelnosti-u-deteyinvalidov-vsledstvie-narusheniy-sluha.
8. Дмитриева М.В.Структура детской инвалидности и эффективность реабилитации в условиях центра для детей с ограниченными возможностями // Современные проблемы науки и образования. – 2016. –№ 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25075.
9. Кантор В. З., Немирова Н. В. Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 44. – 2021. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/psychological-and-pedagogical-rehabilitation-ofdisabled-children-in-boarding-houses-of-the-social-security-system-from-purpose-to-practice.
10. Карелина И. Б., Туркина М. В. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов // Universum: медицина и фармакология. – 2016. – № 11 (33). – С. 28–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-abilitatsiyai-reabilitatsiya-detey-invalidov.
11. Кожанова Н. С. Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. – 2021. – № 2 (54). – С. 92–100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-osobyh-obrazovatelnyhpotrebnostey-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.
12. Кондакова Н. А., Нацун Л. Н. Инвалидность детского населения как медикосоциальная проблема // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19–013–20149\19. – С. 285–296. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.
13. Куркубет Н. Ю., Березина А. С., Казанцева А. В., Анализ тенденций изменений детской инвалидности в Российской Федерации и Свердловской области // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2020. – Вып. № 3. – С. 65–67.
14. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. – Т. 5. – № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Lubovskiy.
15. ЛуговцоваЮ. А.Современная концепция жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями и методы её оценки // Байкальский медицинский журнал. – 2011. – № 3. – С. 5–7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kontseptsiyazhiznedeyatelnosti-lits-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami-i-metody-eyo-otsenki.
16. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 36. – 2019. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-childrenwith-disabilities.
17. Мариничева Г. Н., Панчишина К. А., Большакова К. А. Анализ показателей детской инвалидности в Российской Федерации за 2017–2022 годы // Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья подростков и молодежи: сборник трудов VI научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – С. 362–374.
18. Мжельская Н. В. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения в отдаленных районах Алтайского края // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53–7. – С. 96–102.
19. Ратнер Ф. Л., Сигал Н. Г., Юсупова А. Ю. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. –№ 5 (49). – С. 624–633. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabotas-roditelyami-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt.
20. Сабанов З. М. Особенности психолого-педагогической реабилитации детейинвалидов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. –№ 4 (25). – С. 346–349. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoyreabilitatsii-detey-invalidov.
21. Сайтханов А. Ф. Психолого-педагогические подходы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 17. – С. 103–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-v-sotsialnoy-reabilitatsiidetey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.
22. Смычек В. Б., Голикова В. В., Исайкина А. А., Субель И. В. Современные подходы к медико-социальной оценке функционирования и ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов // Медицинские новости. – 2012. – № 11. – С. 17–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-mediko-sotsialnoy-otsenkefunktsionirovaniya-i-ogranicheniya-zhiznedeyatelnosti-u-detey-invalidov.
23. Чепурышкин И. П. Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 1–2 (13). – Т. 2. – С. 298–300. – URL: https://moluch.ru/archive/13/1026/.
24. Четверикова Т. Ю. Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития в условиях инклюзии: положительная и отрицательная педагогическая тактика // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. О.С. Мишина, Г. А. Романова, Т. В. Тимохина, О. С. Кузьмина, Т. Ю. Четверикова. – Орехово-Зуево: Изд-во Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2019. – С. 230–235.
25. Blackburn C. M., Spencer N. J. & Read J. M. Prevalence of childhood disability and the characteristics and circumstances of disabled children in the UK: secondary analysis of the Family Resources Survey. – BMC Pediatr – № 10, 21. – 2010. – DOI: 10.1186/1471– 2431–10–21.
26. Cameron DL, Nixon S, Parnes P, Pidsadny M. Children with disabilities in lowincome countries // Paediatr Child Health. 2005 May; – № 10(5). – P. 269–272. DOI: 10.1093/pch/10.5.269. PMID: 19668630; PMCID: PMC2722543.
27. Cieza A., Kamenov K., Sanchez M. G., Chatterji S., Balasegaram M., Lincetto O. et al. Disability in children and adolescents must be integrated into the global health agenda // BMJ 2021; – Vol. 372. – № 9. – DOI:10.1136/bmj.n9.
28. Makwela, M. M. & Smit E. I., 2022, Psychosocial challenges of children with disabilities in Sekhukhune District, Limpopo province of South Africa: Towards a responsive integrated disability strategy // African Journal of Disability. – № 11(0), a799. – DOI: 10.4102/ajod.v11i0.799.
29. Olusanya, B.O, Kancherla, V., Shaheen, A., Ogbo, F. A., Davis A. C. Global and regional prevalence of disabilities among children and adolescents: Analysis of findings from global health databases // Front. Public Health 10:977453. – DOI: 10.3389/fpubh.2022.977453

Ключевые слова:
дети с нарушениями в развитии, психолого-педагогическая реабилитация, ограничения жизнедеятельности, способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, children with developmental disorders, psychological and pedagogical rehabilitation, disability, ability to self-service, ability to move independently, ability to find the direction, ability to communicate, ability to control one's behavior, ability to learn.

Для цитирования:
Кантор В. З., Немирова Н. В., Филатов А. С. Дети с нарушениями в развитии как целевая группа психолого-педагогической реабилитации: ограничения жизнедеятельности в оценках родителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2023. – № 2. С. 114–141. DOI 10.35231/18186653_2023_2_114 Kantor, V. Z., Nemirova, N. V., Filatov, A. S. (2023) Deti s narusheniyami v razvitii kak celevaya gruppa psihologo-pedagogicheskoj reabilitacii: ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti v ocenkah roditelej [Children with Developmental Disabilities as a Target Group of Psychological and Pedagogical Rehabilitation: Life Limitations in Parents' Assessment]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 114–141. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_114

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина