Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Psychological and Pedagogical Aspects of Family Support for a Child With Disabilities

Авторы:
Шац Игорь Константинович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_100

Полный текст344,31 КБ

Введение. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по своим характеристикам отличается от семей со здоровыми детьми и нуждается в сопровождении разных специалистов. Основная цель психолого-педагогического сопровождения заключается в создании оптимальных условий для развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 204 семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Диагностика проблем проводилась с помощью диагностического интервью, с использованием ряда психологических методик. Помощь и сопровождение осуществлялись в рамках психолого-педагогического консультирования и семейной психотерапии.
Результаты исследования. Обучение детей с ОВЗ – одна из важнейших задач и проблем, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения таких семей. Для решения этой задачи оценивались интеллектуальные возможности ребенка, социальные знания и умения, выраженность и продолжительность астенических состояний, влияющих на обучение и поведение детей. Обсуждались оптимальные для детей типы образовательных учреждений, уровень программы, формы и условия обучения. Выявлены разнообразные проблемы взаимодействия родителей с детьми, негармоничные стили воспитания. С родителями решались практические задачи по оптимизации детско-родительских отношений, коррекции нежелательных поведенческих и эмоциональных реакций. Диагностированы проблемы здоровых детей в этих семьях, обсуждалась степень вовлеченности и ответственности здорового ребенка в уходе за больным братом/сестрой.
Обсуждение и выводы. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, должно включать решение многих задач. Это задачи по обучению ребенка с ОВЗ, выработка адекватного стиля воспитания с учетом возраста и психологических особенностей ребенка. Родители нуждаются в психолого-педагогических рекомендациях по адекватному распределению внимания, усилий и семейных ресурсов между больным и здоровыми детьми.

Introduction. Families raising a child with disabilities differ in their characteristics from families with healthy children and need support from different specialists. The main goal of psychological and pedagogical support is to create optimal conditions for the development, training and education of children with disabilities.
Materials and methods. The research was conducted in 204 families raising children with disabilities. Diagnosis of problems was carried out with a diagnostic interview, using a number of psychological techniques. Assistance and support were rendered within the limits of psychological and pedagogical consulting and family psychotherapy.
Results. Teaching children with disabilities is one of the most important tasks and problems solved in the process of psychological and pedagogical support to such families. In order to solve this problem, the child's intellectual abilities, social knowledge and skills, as well as the severity and duration of asthenic conditions influencing the training and behavior of the children, were evaluated. The types of educational institutions optimal for children,
the level of the program, forms and conditions of training were discussed. Various problems of interaction of parents with children and non-harmonious styles of upbringing were revealed.
Practical tasks were solved with parents to optimize child-parent relations and to correct undesirable behavioral and emotional reactions. Problems of healthy children in these families were diagnosed, and the degree of involvement and responsibility of the healthy child in care for his or her sick brother/sister was discussed.
Discussion and conclusion. Psychological and pedagogical support of families bringing up children with disabilities should include the solution of many tasks. These are the tasks of teaching a child with a disability, development of an adequate style of education taking into account the age and psychological peculiarities of the child. Parents need psychological and pedagogical recommendations for the adequate distribution of attention, efforts and family resources between sick and healthy children.

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Битянова М., Беглова Т. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 23–27.
2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
3. Козлова И. Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. – № 4 (12).
4. Копытин А. И. Клинические, социальные и педагогические аспекты арт-терапии в контексте профессионализации и саморегулирования // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: материалы третьей всероссийской научно-практической конференции. – СПб. г. Грязи, 31 июля – 8 августа 2017. – СПб.; Грязи: Скифия-принт, 2018. – С. 10–22.
5. Корытова Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. – Краснодар, 2016. – С. 88–91.
6. Косарева А.А., Фоминых Е.С.Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 79–84.
7. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. – 2014. – Т. V. – № 1. – С. 107–118.
9. Самсонова Г. О., Декина Е.В., Осмоловская Н. Е.Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии // Научное обозрение. – 2016. – № 5. – С. 63–64.
10. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети (пер. англ.). – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2009. – 368 с.
11. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
12. Слюсарева Е.С.Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 179–183.
13. СтепановаН. А., ЛещенкоС.Г, ХаидовС.К.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
14. Ткачёва В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжёлыми двигательными нарушениями // Дефектология. – № 1. – 2005. – С. 25–34.
15. Фоминых Е. С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Т. 3. – № 3 (11). – С. 1–12.
16. Фоминых Е. С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92.
17. Хайрудинова Р. И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –№ 6.
18. Чемерилова И. А., Иванова Е. К. Исследование возможностей формирования социально-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной практики // Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики: сборник научных трудов. – Чебоксары, 2018. – С. 161–167.
19. Чемерилова И. А., Иванова Е. К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. – № 4 (83). – 2020. – С. 203–206.
20. Шац И. К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002. – № 2. – С. 99–105.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, семья с особыми потребностями, children with disabilities, psychological and pedagogical support, family with special needs.

Для цитирования:
Шац И. К. Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 100–113. DOI 10.35231/18186653_2023_2_100 Shats, I. K. (2023) Psixologo-pedagogicheskie aspekty` soprovozhdeniya sem`i rebenka s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya [Psychological and Pedagogical Aspects of Family Support for a Child With Disabilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 100–113. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_100

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина