Введение. Преодоление психологических трудностей и психиатрических проблем в детском и подростковом возрасте часто связано с привлечением значимых взрослых в окружении ребенка.
Материалы и методы. Психокоррекционные мероприятия в компенсации и преодолении пограничных психических расстройств в детском и подростковом возрасте, проанализированы воззрения выдающихся отечественных и зарубежных психиатров на проблему пограничных психических расстройств у детей и влияние на развитие этих расстройств значимых для ребенка взрослых. Детьми с ОВЗ в данной ситуации находятся еще в более уязвимом положении.
Результаты исследования. Психическая и психологическая травма, травматический невроз. Международная классификация психических расстройств DSM-IV и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).
Обсуждение и выводы. Роль семьи, типы и стили семейного воздействия на развивающуюся личность. Риск формирования невротичности. Адаптация и дезадаптация ребенка и подростка, в том числе с ОВЗ, к учебному стрессу, дидактогения как невроз. Пути выхода из проблемных ситуаций.
Introduction. Overcoming psychological difficulties and psychiatric problems in childhood and adolescence is often associated with the involvement of significant adults in the child's environment.
Materials and methods. Psychocorrective measures in compensation and overcoming borderline mental disorders in childhood and adolescence, the views of outstanding domestic and foreign psychiatrists on the problem of borderline mental disorders in children and the impact on the development of these disorders of adults significant to the child are analyzed. Children with disabilities in this situation are even more vulnerable.
Results. Mental and psychological trauma, traumatic neurosis. International Classification of Mental Disorders DSM-IV and Post-traumatic Stress Disorders (PTSR).
Discussion and conclusion. The role of the family, types and styles of family influence on the developing personality. The risk of neuroticism formation. Adaptation and maladaptation of a child and a teenager, including those with disabilities, to educational stress, didactogeny as a neurosis. Ways out of problematic situations.
Фесенко Юрий Анатольевичдоктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
yaf1960@mail.ru
1. Блонский П. П. Психология младшего школьника / под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. – М.; Воронеж, 1997.
2. Витакер К. (Whitaker C.) Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Класс, 1998. 208 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. – М., 1999.
4. Гарбузов В. И. Инстинкты и судьба человека. – СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2007. – 480 с.
5. Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей. –СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.
6. Кровяков В. М. Психотравматология. – М.: Наука, 2005. – 290 с.
7. Мур Б. Э., Файн Б. Д. Психоаналитические термины и понятия. – М.: Класс., 2000. – 262 с.
8. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. – 427 с.
9. Оклендер В. (OaklanderV.) Окна в мир ребенка. – М.: Класс, 1997. – 336 с.
10. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-Центр, 2009. – 239 с.
11. Решетников М. М. Психическая травма. – СПб.: Изд-во: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с.
12. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1922. – Т. 1–2.
13. Хорни К. Невроз и личностный рост / под ред. проф. М. М. Решетникова. –СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и Б.С.К., 1997. – 320 с.
14. Юнг К. Г. (Jung C. G.). Эмоциональные психологические типы // Психология эмоций. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 238–251.
15. ФесенкоЮ. А., Чурилов Л. П., ХудикВ. А. Неврозы и стресс. – СПб.: Фолиант, 2018. – 352 с.
16. Adler A.The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentаtion of selections from his writings. New York: Basic Books, 1956.
17. Sullivan H. S. The interpersonal Theory of Psychiatry. New York, 1953.