Особенности формирования коммуникации как предпосылки интериоризации у младших школьников с задержкой психического развития

Features of the Formation of Communication as a Precondition of Interiorization in Primary School Children Mental Retardation

Авторы:
Скуратовская Марина Леонидовна,Романова Елена Андреевна,Кобрина Лариса Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_68

Полный текст790,22 КБ

Введение. В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных коммуникативных действий у младших школьников со стойкими трудностями в обучении, обусловленными нарушениями развития. Обосновывается актуальность развития компонента универсальных учебных коммуникативных действий – коммуникация как условие интериоризации. Обозначается цель и выдвигается рабочая гипотеза исследования. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «дети со стойкими трудностями в обучении». Раскрываются причины и признаки социальной и психолого-педагогической неготовности к школьному обучению. Даётся авторская трактовка этого понятия. Анализируются исследования, раскрывающие особенности речевых и социально-психологических умений младших школьников с задержкой психического развития.
Материалы и методы. Приводятся объект и задачи экспериментального исследования, заключающиеся в определении критериев оценки, подборе и адаптации методик экспериментального исследования и выявлении особенностей развития коммуникации как предпосылки интериоризации у младших школьников со стойкими трудностями в обучении, обусловленными нарушениями развития. Выделяются критерии оценки речевых и социально-психологических умений, составляющих основу коммуникации как условия интериоризации. Даётся описание методики и организации экспериментального исследования.
Результаты исследования. В статье представлен количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования результатов. Анализ проводился по каждому из выделенных критериев: речевых – умение передавать в речи существенные ориентиры действия, понятные для собеседника и умение получать необходимые сведения при помощи вопросов; социально-психологических – умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и эмоционально относиться к совместной деятельности. Выделяются уровни развития соответствующих умений и приводятся конкретные примеры проявления коммуникативных умений на каждом уровне. В ходе анализа сопоставляются особенности развития речевых и социально-психологических умений у учащихся со стойкими трудностями в обучении и у их сверстников, не имеющих таких трудностей. Количественные показатели представлены в таблицах и графиках.
Обсуждение и выводы. Статистически подтверждена однородность группы детей со стойкими трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в развитии. Обобщены особенности, характерные для овладения компонентом универсальных учебных коммуникативных действий «коммуникация как предпосылка интериоризации» для учащихся младших классов со стойкими трудностями в обучении.


Introduction. The article deals with the problem of the formation of universal educational communicative actions in primary schoolchildren with persistent learning difficulties. The article substantiates the relevance of the development of the component of universal educational communicative actions – communication as a precondition of interiorization. The purpose is indicated and a working hypothesis of the research is put forward. Various approaches to the definition of "children with persistent learning difficulties" are considered. The reasons and signs of social and psychological-pedagogical readiness for school education are revealed. The author's interpretation of this concept is given. The research is analyzed, revealing the features of speech and socio-psychological skills of primary schoolchildren with learning difficulties.
Materials and methods. The article presents the object and objectives of the experimental study, which consist in determining the evaluation criteria, selecting and adapting experimental research methods and identifying the features of communication development as a precondition for interiorization in younger schoolchildren with persistent learning difficulties. The criteria for evaluating speech and socio-psychological skills that form the basis of communication as preconditions for interiorization are highlighted. A description of the methodology and organization of the experimental study is given.
Results. The article presents a quantitative and qualitative analysis of the results obtained during the study. The analysis was carried out according to each of the selected criteria: speech – the ability to convey in speech essential guidelines of action understandable to the interlocutor and the ability to obtain the necessary information with the help of questions; socio-psychological – the ability to agree on the distribution of functions and roles in joint activities and emotionally relate to joint activities. The levels of development of the corresponding skills are highlighted and specific examples of the manifestation of communicative skills at each level are given. The analysis compares the features of the development of speech and socio-psychological skills of pupils with persistent learning difficulties and their peers who do not have such difficulties. Quantitative indicators are presented in tables and graphs.
Discussion and conclusion. The homogeneity of the group of children with persistent learning difficulties was statistically confirmed. The features characteristic of mastering the component of universal educational communicative actions "communication as a condition of interiorization" for primary school students with persistent learning difficulties are summarized. Key words: universal learning actions, communicative skills, students with persistent learning difficulties, communication as a prerequisite (condition) of interiorization.

Скуратовская Марина Леонидовна
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marinasku@yandex.ru

Романова Елена Андреевна
-
Донской государственный технический университет
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Ele44849724@yandex.ru

Кобрина Лариса Михайловна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: kobrina@mail.ru

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: монография. – СПб.: Питер, 2008. – 350 с.
2. Борякова Н. Ю. Дубровина Т. И., Орлова О. С. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы // Специальное образование. – 2013. – № 2 (30). – С. 5–11.
3. ЗайцеваК. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 37–41.
4. КарпичкоО.В.Создание системы профилактики школьной неуспешности в начальной школе // Образование в современной школе. – 2008. – № 1. – С. 38–42.
5. Лазарева Л. И. Формирование универсальных учебных действий // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 34–38.
6. Романова Е. А. Особенности формирования коммуникации как кооперация у младших школьников со стойкими трудностями в обучении // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – № 10(3): 24PDMN322. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN322.pdf.
7. Скуратовская М. Л., Романова Е. А. Выявление особенностей развития коммуникативной компетентности у младших школьников со стойкими трудностями в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 247–256. – DOI 10.35231/18186653_2021_4_247.
8. Скуратовская М. Л., Кобрина Л. М, Романова Е. А. Развитие коммуникативных компетенций у младших школьников с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения // THE WORLD OF ACADEMIA: CULTURE, EDUCATION. – 2022. – № 7. – С. 37–47. – DOI: 10.18522/2658-6983-2022-7-37-47
9. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. [105]
10. Степина О. С. Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 189–195.
11. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. – М.: Генезис, 2010. – 134 с. (120)
12. Яссман Л. В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР. – М., 1976. – 326 с. (127)
13. Skuratovskaya, Marina, Kobrina Larisa, Romanova, Elena. The Features of the Formation of Communication as Interaction in Primary School Children with Mental Delay // XV International Scientific Conference «INTERAGROMASH 2022» – Vol. 2. – DOI: 10.1007/978-3-031-21432-5_87.
14. Skuratovskaya, Marina, Romanova, Elena. The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities [Electronic resource] // E3S Web of Conferences ITSE – 2020. – Vol. 210. – Art. No. 18096. – DOI: 10.1051/e3sconf/202021018096.

Ключевые слова:
универсальные учебные действия, коммуникативные умения, учащиеся со стойкими трудностями в обучении, коммуникация как предпосылка (условие) интериоризации, universal learning actions, communicative skills, students with persistent learning difficulties, communication as a prerequisite (condition) of interiorization.

Для цитирования:
Скуратовская М. Л., Кобрина Л. М., Романова Е. А. Особенности формирования коммуникации как условия интериоризации у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 68–84. DOI 10.35231/18186653_2023_2_68 Skuratovskaya, M. L., Kobrina, L. M., Romanova, E. A. (2023) Osobennosti formirovaniya kommunikacii kak usloviya interiorizacii u mladshix shkol`nikov s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya [Features of the Formation of Communication as a Precondition of Interiorization in Primary School Children Mental Retardation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 68–84. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_68

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина