Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин

Development on an Integrative Basis of Ecological Culture of Students in the Process of Studying Natural Sciences

Авторы:
Позднякова Альбина Искандаровна,Добротворская Светлана Георгиевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_36

Полный текст402,70 КБ

Введение. Усиливающееся влияние антропогенных факторов актуализирует проблему повышения экологической культуры общества, прежде всего – молодежи. Анализ состояния данной проблемы показывает, что необходимо совершенствование экологического образования студентов вуза как будущих специалистов. В статье предлагается один из вариантов решения проблемы – развитие экологической культуры на интегративной основе педагогических подходов в процессе изучения студентами естественнонаучных дисциплин, что составляет новизну исследования. Целью данной работы стало обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции педагогических подходов, способствующих формированию экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Материалы и методы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели формирования экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин проводилась в период 2017–2022 гг. на базе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Участниками эксперимента стали 107 человек, составивших экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Для оценки результатов были использованы стандартизированные диагностические методики: «Экологическая культура» Е. В. Асафовой, «Мотивация и потребность в природоохранной деятельности» Е. П. Ильина и «Экологическая компетентность личности» А.В. Гагарина, а также опросник авторов исследования, включающий вопросы и решения экологических задач Эксперимент состоял из трех этапов. На подготовительном этапе изучалось реальное состояние уровня экологических знаний, мотиваций к экологической деятельности. На втором, формирующем этапе, была апробирована разработанная модель. На третьем этапе эксперимента были повторены исследования тех же показателей с применением тех же методик, что и на подготовительном этапе работы. Далее была выполнена статистическая обработка эмпирических данных и их интерпретация. Совокупность используемых методов и их взаимодополняемость обеспечивали достоверность результатов исследования.
Результаты исследования. В результате проведенного эксперимента была выявлена динамика совокупного уровня сформированности познавательной, ценностно-мотивационной и практической составляющей в ЭГ и КГ. При этом в экспериментальной группе была выявлена однозначно большая положительная динамика в уровне развития экологической культуры. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о том, что различия между уровнями развития экологической культуры студентов на всех этапах исследования достоверны.
Обсуждение и выводы. Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают объективность понимания роли развития интеграции педагогических подходов в формировании экологической культуры. Таким образом, может быть обеспечено проявление у обучающихся активного решения экологических проблем и экологоориентированного поведения.

Introduction. The growing influence of anthropogenic factors actualizes the problem of improving the ecological culture of society, especially young people. An analysis of the state of this problem shows that it is necessary to improve the environmental education of university students as future specialists. The article proposes one of the options for solving the problem – the development of ecological culture on an integrative basis of pedagogical approaches in the process of studying natural science disciplines by students, which is the novelty of the study. The purpose of this work is to substantiate and experimentally test the effectiveness of the integration of pedagogical approaches that contribute to the formation of students' ecological culture in the process of studying natural sciences.
Materials and methods. An experimental verification of the effectiveness of the developed model for the formation of students' ecological culture in the process of studying natural science disciplines was carried out in the period 2017–2022 on the basis of the Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg). The participants of the experiment were 107 people who made up the experimental (EG) and control (CG) groups. To evaluate the results, standardized diagnostic methods were used: “Ecological culture” by E. V. Asafova, "Motivation and the need for environmental protection" E. P. Ilyin and "Ecological competence of the individual" A.V. Gagarin, as well as a questionnaire of the authors of the study, including questions and solutions to environmental problems The experiment consisted of 3 stages. At the preparatory stage, the real state of the level of environmental knowledge, motivations for environmental activities was studied. At the second, formative stage, the developed model was tested. At the third stage of the experiment, studies of the same indicators were repeated using the same methods as at the preparatory stage of the work. Further, statistical processing of empirical data and their interpretation was performed. The totality of the methods used and their complementarity ensured the reliability of the study results.
Results. As a result of the experiment and based on the data of the questionnaire of the authors, which includes questions and solutions to environmental problems, as well as the questionnaire "Ecological culture" E. V. Asafova, "Motivation and the need for environmental activities" by E. P. Ilyin and "Ecological competence of the individual" by A.V. Gagarin, the dynamics of the total level of formation of the cognitive, value-motivational and practical components in the EG and CG was revealed. At the same time, in the experimental group, an unambiguously large positive trend in the level of development of ecological culture was revealed. The materials of statistical data processing show that the differences between the levels of development of the ecological culture of students at all stages of the study are reliable.
Discussion and conclusions. The data obtained during the experiment confirm the objectivity of understanding the role of the development of the integration of pedagogical approaches in the formation of ecological culture. Thus, students can be provided with an active solution of environmental problems and environmentally oriented behavior

Позднякова Альбина Искандаровна
-
Российский государственный гидрометеорологический университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Добротворская Светлана Георгиевна
доктор психологических наук, профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
[email protected]

1. Асафова Е. В. Методы диагностики эффективности воспитания и саморазвития экологической культуры студентов // Мониторинг воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности: монография / Казанский гос. ун-т; под науч. ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 135–146.
2. Бобылёва Л. А., Калустьянц К. А. Модель формирования экологической культуры студентов в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности // Казанская наука. – 2013. – № 3. – С. 205–209.
3. Гильманшина С. И., Рахманова А. Р., Миннахметова В. А. Разработка и внедрение цифровых видеоматериалов методического сопровождения химического практикума // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 151–155.
4. Гирфанова Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов: моногр. – Казань: Школа, 2006. – 156 с.
5. Глазачев С. Н., Глазачева А. О. Экологическая культура – метафора эпохи перемен // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2008. –№ 2. – С. 24–32.
6. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология: моногр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
7. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания: моногр. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 310 с.
8. Дзятковская Е.Н.Новый этап экологизации образования: общекультурное развитие личности //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. –№ 4 (41). – С. 132–143.
9. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: монография. – М.: РУДН,2009. – 159 с.
10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 2. – С. 11–15.
11. Иващенко А.В., ПановВ. И., Гагарин А.В.Экологоориентированное мировоззрение личности: монография / под общ. ред. проф. А.В. Гагарина. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 422 с.
12. 12 Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: моногр. – Тюмень: ТюмГУ, 1998. – 196 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: моногр. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
14. Сикорская Г. П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования // Образование и наука. – 2009. – № 9 (66). – С. 11–22.
15. Штоф В. А. Моделирование и философия. – М.; Л.: Наука, 1966. – 302 с.

Ключевые слова:
экологическая культура, студенты вуза, интеграция, педагогические подходы, естественнонаучные дисциплины, ecological culture, university students, integration, pedagogical approaches, natural science disciplines.

Для цитирования:
Позднякова А. И., Добротворская С. Г. Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 36–51. DOI 10.35231/18186653_2023_2_36 Pozdnyakova, A. I., Dobrotvorskaya, S. G. (2023) Razvitiye na integrativnoy osnove ekologicheskoy kul'tury studentov v protsesse izucheniya yestestvennonauchnykh distsiplin [Development on an Integrative Basis of the Ecological Culture of Students in the Process of Studying Natural Sciences]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 36–51. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_36

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина