Введение. Актуальность историко-педагогических исследований не вызывает сомнений, так как без достаточной научной рефлексии не представляется возможным решение современных задач в сфере образования. Историко-педагогическое знание выступает основой для разработки современных концепций иноязычного образования, способствует пониманию причин существующих педагогических проблем и поиску путей их преодоления. Одним из интересных этапов развития отечественной системы общего образования является начало 20?х гг. ХХ в. Этот период характеризуется кардинальными преобразованиями, отразившимися на преподавании многих общеобразовательных предметов. Значительные изменения произошли в преподавании иностранных языков, что не получило исчерпывающего освещения в историко-педагогических работах. Научная новизна состоит в том, что полученные в ходе исследования историко-педагогические знания вносят вклад в создание целостной картины отечественной истории преподавания иностранных языков.
Материалы и методы. Вопросы становления и развития отечественного иноязычного образования вызывали значительный исследовательский интерес. Исследование проводилось на основе теоретического анализа законодательной и программно-нормативной документации, историко-педагогических источников, отражающих различные аспекты заявленной темы.
Результаты исследования. Политические преобразования 1917 г. привели к значительным изменениям в системе образования. Данный период в истории преподавания иностранных языков оценивается весьма неоднозначно. Положение предмета «иностранный язык» в 1918–1925 гг. было сложным, высказывались мнения о необязательности его изучения. Не имелось единства в определении целей и содержания иноязычного образования, что нашло свое отражение в созданных в этот период программах. Целевые установки программ не получали полной реализации на практике, так как имелись сложности организационного и методического характера. Обучение иностранным языкам осуществлялось с использованием различных методов, не все из которых позволяли обеспечить достижение ожидаемых образовательных результатов. Велась разработка теоретических проблем методики преподавания иностранного языка. Наряду с критикой предшествующего периода высказывались мнения о необходимости опоры на имеющийся положительный опыт. Обсуждение и выводы. К концу исследуемого периода положение иностранного языка значительно укрепилось, начали происходить положительные изменения в практике преподавания.
Introduction. The relevance of historical and pedagogical research is no doubt. It is not possible to solve modern problems in the field of education without sufficient scientific reflection. Historical and pedagogical knowledge is the basis for the development of modern concepts of foreign language education. It contributes to understand the causes of existing pedagogical problems and find ways to overcome them. Historical and pedagogical knowledge is the basis for the development of modern concepts of foreign language education, contributes to understanding the causes of existing pedagogical problems and finding ways to overcome them. One of the interesting stages in the development of the domestic system of general education is early 20s 20th century. This period is characterized by cardinal changes that affected the teaching of many general subjects. Significant changes have taken place in the teaching of foreign languages, which has not received exhaustive coverage in historical and pedagogical works. The scientific novelty lies in the fact that the historical and pedagogical knowledge obtained in the course of the study contributes to the creation of a holistic picture of the domestic history of foreign language teaching.
Materials and methods. The issues of formation and development of domestic foreign language education aroused considerable research interest. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of legislative and program-normative documentation, historical and pedagogical sources, reflecting various aspects of the stated topic.
Results. The political transformations of 1917 led to significant changes in the education system. This period in the history of teaching foreign languages is assessed very ambiguously. The position of the subject "foreign language" in 1918-1925 was difficult, opinions were expressed about the optionality of its study. There was no unity in defining the goals and content of foreign language education, which was reflected in the programs created during this period. The target settings of the programs did not receive full implementation in practice, because there were organizational and methodological difficulties. Teaching foreign languages was carried out by using various methods, not all of which made it possible to achieve the expected educational results. The development of theoretical problems of methods of foreign language teaching was carried out. Along with criticism of the previous period, opinions about the need to rely on the existing positive experience were expressed.
Discussion and conclusion. By the end of the study period, the position of a foreign language has significantly strengthened, and positive changes in teaching practice have begun to occur.
Левченко Ольга Юрьевнадоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru
1. Андреевская-Левенстерн Л. С., Михайлова О. Э. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М., 1958. – 222 с.
2. Ганьшина К. А. Методика преподавания иностранных языков: Задания 1–4. М., 1930.
3. Крупская Н. К.Обучение и воспитание в школе // Педагогические сочинения: в 10 т. – Т. 3. – М., 1959. – 798 с.
4. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М., 2002. – 448 с.
5. Никонова С. М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1969. – 104 с.
6. Новые идеи в педагогике: непериодическое издание / под ред. [и с предисл.] Г. Г. Зоргенфрея: сборник. – Л., 1925. – 96 с.
7. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / под ред. И. В. Рахманова. – М.: Педагогика, 1972. – 320 с.
8. Соркин В. Борьба за фабзавуч. Вып. 1. – М., 1924. – 117 c.