Введение. Участие в школьных предметных олимпиадах является одной из черт современного отечественного образования: дипломанты состязаний получают солидные финансовые бонусы, льготы при зачислении в вузы, почет и славу. Однако возникает тенденция ухудшения психологического состояния олимпиадников, которая приводит к отказу от участия в интеллектуальных состязаниях. Целью нашего исследования является изучение комплекса причин и факторов, которые негативно воздействуют на мотивацию школьников к участию в олимпиадном движении. В целом данная тематика слабо изучена ввиду резкого увеличения массовости олимпиадного движения и относительной «молодости» ряда актуализировавшихся проблем, что и обусловливает научную новизну исследования. Полученные результаты могут использоваться как органами управления образования, так и отдельными коллективами школ для принятия предупреждающих мер.
Материалы и методы. В рамках исследования мы опираемся на принципы системного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов, которые и составили методологию нашего исследования. Среди теоретических методов выделим изучение научной литературы по теме, обобщение, классификацию. Среди эмпирических методов нами были использованы опрос, беседа, анкетирование. Мы опросили 360 старшеклассников трех московских школ с целью выявить их отношение к предметным олимпиадам. Все опрошенные школьники имели опыт участия в олимпиадных конкурсах как минимум на муниципальном этапе.
Результаты исследования. Результаты анкетирования показали, что среди 9 классов 87 % планируют принимать участие в олимпиадном движении, среди 10 классов – 65 % и среди 11 классов – только 58 %. Таким образом, было выявлено, что существует тенденция отказа от участия в интеллектуальных соревнованиях, которая нарастает к выпускному классу. Среди причин школьниками указаны сложность и нестандартность заданий, высокие проходные баллы, психологическое давление, ухудшение социальной жизни.
Обсуждение и выводы. После анализа выявленных проблем нами предложен комплекс мер, реализация которых позволит улучшить ситуацию, сняв ряд противоречий. Теоретическая значимость нашего исследования преломляется в обогащении педагогического знания по теме развития олимпиадного движения – данные аспекты изучены слабо, так как подобные негативные тенденции появились сравнительно недавно, вместе с наращиванием массовости участия. Практическая значимость выражается в формулировании проблем и реальных мер, которые позволят улучшить психологическое состояние олимпиадников, тем самым придав свежий импульс отбору талантливой молодежи.
Introduction. Participation in school subject olympiads is one of the features of modern domestic education: diploma winners of competitions receive solid financial bonuses, benefits when enrolling in universities, honour and glory. However, there is a tendency for the psychological state of Olympiads to deteriorate, which leads to refusal to participate in intellectual competitions. The purpose of our article is to study a complex of reasons and factors that negatively affect the motivation of schoolchildren to participate in the Olympiad movement. In general, this topic is poorly studied due to a sharp increase in the mass character of the Olympiad movement and the relative "youth" of a number of updated problems, which determines the scientific novelty of the study. The results obtained can be used both by educational authorities and individual school teams to take preventive measures.
Materials and methods. Within the framework of the study, we rely on the principles of systemic, activity, cultural and axiological approaches, which formed the methodology of our research. Among theoretical methods, we highlight the analysis of scientific literature on the topic, generalization, classification. Among the empirical methods, we used a survey, conversation, questionnaire. We interviewed 360 high school students from 3 Moscow schools in order to identify their attitude to subject Olympiads. All schoolchildren surveyed had experience in participating in Olympiad competitions at least at the municipal stage. Results. The survey results showed that among 9 classes 87% plan to take part in the Olympiad movement, among 10 classes - 65%, and among 11 classes - only 58%. Thus, it has been revealed that there is a tendency to refuse to participate in intellectual competitions, which is growing towards the graduating class. Among the reasons, schoolchildren indicate the complexity and non-standard tasks, high passing scores, psychological pressure, deterioration of social life.
Discussion and conclusion. After analyzing the identified problems, we proposed a set of measures, the implementation of which will improve the situation by removing a number of contradictions. The theoretical significance of our study is refracted in enriching pedagogical knowledge on the development of the Olympiad movement - these aspects are poorly studied, since such negative trends appeared relatively recently, along with increasing mass participation. Practical significance is expressed in the formulation of problems and real measures that will improve the psychological state of Olympiads, thereby giving a fresh impetus to the selection of talented youth.
Гулов Артем Петровичкандидат педагогических наук, доцент
Московский государственный институт международных отношений МИД России (университет)
Москва, Российская Федерация
gulov@tea4er.org
1. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 10. – С. 47–51. – DOI 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47.
2. Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от метапредметных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. – 2021 – № 3 (33). – С. 64–70.
3. Астанин С. С., Звонарева Е. А., Корецкая И. И.Методика и специфика составления заданий очного этапа олимпиад по биологии и химии для школьников // Бизнес. Образование. Право. – 2022. –№ 3 (60). –С. 428–433. – DOI 10.25683/VOLBI.2022.60.366. – EDN TAWGFX.
4. Винокурова С. А. Применение интерактивных образовательных технологий как неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса в вузе и организации олимпиадной подготовки // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. – No 1. – С. 13–15. – EDN XBQVNT.
5. Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – No 4. – С. 138–148. – EDN SBLVCL.
6. Горобец А. В., Пустыльник Ю. Ю. Научно-методическое и организационное обеспечение всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Педагогика. – 2022. – Т. 86. – No 7. – С. 45–52. – EDN HXNGMZ.
7. Григорьев А.В., Добротина И. Н., Осипова И.В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. – 2019. – № 1. – С. 30–35.
8. Гущина Э. В., Варганова И.В. Дистанционный формат защиты экологических проектов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников: опыт Санкт-Петербурга // Биология в школе. – 2022. – № 2. – С. 47–53. – EDN BJNGGE.