Инверсия советского атеизма в российском образовании

The Soviet atheism inversion in Russian education

Авторы:
Курилов Виктор Алексеевич,

DOI:
10.35231/18186653_2023_1_154

Полный текст313,88 КБ

Введение. Статья посвящена сопоставлению места атеизма и религии в сферах образования и воспитания в СССР и в Российской Федерации. Автор доказывает функциональную эквивалентность советского атеистического воспитания и религиозного компонента в современной российской образовательной системе.

Содержание. Многие практики осуществления власти и её влияния на общество, сложившиеся в советское время, имеют продолжение и на постсоветском пространстве. Несмотря на качественные изменения социально-экономической и культурной жизни, механизмы государственного управляющего воздействия на общество остаются в значительной мере неизменными. Такое положение становится особенно очевидным при анализе идеологических процессов в современной России.

Одним из конкретных примеров, на наш взгляд, является инверсия советской системы атеистического воспитания в российском образовании. Внедрение теологии в систему российского высшего образования и преподавание таких дисциплин, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики» в школах – это идеологический «оборотень» научного атеизма и системы атеистического воспитания в Советском Союзе.

Советская система научно-атеистического воспитания стала развиваться с конца 1950-х гг. и постепенно сложилась в стройную, разветвлённую сеть идеологических институтов, многообразных форм и методов воздействия, целью которых было формирование атеистической направленности сознания всех советских граждан. Атеистические убеждения считались необходимым условием партийной принадлежности. Важно отметить, что атеистическое воспитание было одним из сегментов коммунистического воспитания, целью которого было формирование научно-материалистического мировоззрения и коммунистического сознания.

После распада Советского Союза на постсоветском пространстве произошла политизация религиозного сознания, стал актуальным вопрос об использовании нравственного авторитета религиозных объединений в идеологических интересах государства. Получили распространение идеологические «кентавры» православных коммунистов-державников и публичное воцерковление высших чиновников, которые в советское время прошли через систему партийной учёбы, в том числе включавшей научный атеизм. Современное государство стремится посредством духовно-патриотического воспитания, ориентированного на систему религиозных ценностей, сформировать посредством «традиционных» религиозных организаций «российскую гражданскую идентичность» верующих. При этом реальное состояние отношения к религии в нынешнем секулярном обществе либо не учитывается, либо рассматривается как предмет, доступный для идеологической коррекции. Самовоспроизводясь на бюрократической основе, такая идеологическая конструкция способна вызвать только реакцию безразличия и лицемерного отношения к нравственным проблемам, а ещё хуже – нигилистическое отторжение бюрократизированного формально-нравственного воспитания.

Выводы. Внедрение государством религиозного компонента в светскую систему образования является своего рода инверсией идеологических функций советского научного атеизма. При этом совершенно не учитывается исторический опыт неэффективности системы атеистического воспитания в Советском Союзе. Благие намерения воспитать глубоко нравственную личность могут привести к обратному эффекту – нигилистическому бунту молодого поколения против лицемерия и бюрократического насилия.


Introduction. The article is devoted to the comparison of the place of atheism and religion in the spheres of education and upbringing in the USSR and in the Russian Federation. The author proves the functional equivalence between Soviet atheistic education and the religious component in the modern Russian educational system.

Content. Many of the exercising power practices and its influence on society that developed in Soviet times continue in the post-Soviet space. Despite qualitative changes in socio-economic and cultural life, the mechanisms of state control on society remain largely unchanged. This situation becomes especially obvious when analyzing ideological processes in modern Russia.

One of the concrete examples, in our opinion, is the inversion of the Soviet system of atheistic upbringing in Russian education. The introduction of theology into the system of Russian higher education and the teaching of such disciplines as “Fundamentals of the spiritual and moral Culture of the peoples of Russia”, “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” in schools is an ideological “shapeshifter” of scientific atheism in the Soviet Union.

The Soviet system of scientific and atheistic upbringing began to take shape from the late 1950s and gradually developed into a coherent, extensive network of ideological institutions, diverse forms and methods of influence, the purpose of which was to form an atheistic orientation of consciousness of all Soviet citizens. Atheistic beliefs were considered a necessary condition for party membership. It is important to note that atheistic upbringing was one of the segments of communist upbringing, the purpose of which was to form a scientific and materialistic worldview and communist consciousness.

After the collapse of the Soviet Union, the politicization of religious consciousness took place in the post-Soviet space, and the question of using the moral authority of religious associations in the ideological interests of the state became urgent. Ideological “centaurs” of Orthodox communists and public churching of senior officials, who in the Soviet past went through the system of party studies, including scientific atheism, became widespread. The modern state strives through spiritual and patriotic education focused on the system of religious values to form the Russian civil identity of believers through traditional religious organizations. At the same time, the real state of attitude to religion in the current secular society is either not taken into account, or is considered as a subject available for ideological correction. Reproducing itself on a bureaucratic basis, such an ideological construct can only cause a reaction of indifference and hypocritical attitude to moral problems, and even worse – nihilistic rejection of bureaucratic formal moral education.

Conclusions. The introduction of a religious component by the state into the secular education system is a kind of inversion of the ideological functions of Soviet scientific atheism. At the same time, the historical experience of the ineffectiveness of the atheistic upbringing system in the Soviet Union is completely ignored. Good intentions to cultivate a deeply moral personality can lead to the opposite effect – a nihilistic revolt of the younger generation against hypocrisy and bureaucratic violence.

Курилов Виктор Алексеевич
кандидат философских наук
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Глизерина Н. Д. Методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учеб.-метод. пособие. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2020. – 95 с.
2. Зоркальцев В. И. Духовное единение: Православный мир и духовное единство народов. – М.: К единству!, 2003. – 368 с.
3. Калашников М. Ф. Атеистическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов факультетов дошкольного воспитания и подготовки учителей начальных классов педагогических институтов. – Пермь: Кн. изд-во, 1990. – 173 с.
4. Материалы научно-практической конференции «Задачи научно-атеистического воспитания учащихся в средней школе в свете требований ХХV съезда КПСС» 8 февраля 1977 г. // ЦГАИПД СПб., Ф. 412, О. 37, Д. 62, Л. 54.
5. Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – М., 1974. – № 33. – С. 14–29.
6. Программа «Ориентир» // Вожатый. – 1967. – № 8. – С. 28–34.
7. Рахматуллина Ш. М. Основы религиозных культур и светской этики: современные методики преподавания в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО: учебно-методическое пособие / Ш. М. Рахматуллина, Д. Р. Ситдикова. – Уфа.: Первая типография, 2022. – 105 с.
8. Смирнов М. Ю. Научный атеизм в советском высшем образовании: периодизация и содержание // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 3. – С. 144–171.
9. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов / отв. ред. С. В. Рязанова. – Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2019. – С. 81–94.

Ключевые слова:
государственная идеология, советская система научно-атеистического воспитания, духовно-нравственное воспитание, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России, инверсия, state ideology, the Soviet system of scientific and atheistic education, spiritual and moral education, the foundations of religious cultures and secular ethics, the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, inversion

Для цитирования:
Курилов В. А. Инверсия советского атеизма в российском образовании / В. А. Курилов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 1. – С. 154–167. DOI 10.35231/18186653_2023_1_154 Kurilov, V. A. (2023) Inversiya sovetskogo ateizma v rossijskom obrazovanii [The Soviet atheism inversion in Russian education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 154–167. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_1_154

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина