Введение. Статья посвящена исследованию преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в Санкт-Петербурге с точки зрения экспертов – преподавателей религиоведения и теологии в вузах Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в феврале–марте 2022 г. с использованием качественного метода экспертного полуструктурированного интервью. Интервьюируемые были определены в ходе целевой выборки. Критерии выборки были следующие: (1) все респонденты должны быть профессионально заняты как преподаватели религиоведения и/или теологии в вузах Санкт-Петербурга, (2) стаж преподавания в вузе должен быть не менее 10 лет, (3) наличие кандидатской или докторской научной степени.
Содержание. Эксперты выделили ключевые проблемы, имеющие отношение к преподаванию ОРКСЭ и ОДНКНР: проблема подготовки кадров, недостатки учебно-методических материалов (переизбыток специальной терминологии; непонимание специфики детской аудитории; отсутствие игровых форм). Некоторые эксперты выразили мнение о нежелательности разбивания предмета на модули, также была предложена идея расширения тематики курса. Было высказано пожелание, чтобы тематика ОДНКНР включалась блоками в такие предметы, как история и литература, чтобы были усилены межпредметные связи. Среди главных задач, которые должны решать ОРКСЭ и ОДНКНР, эксперты отметили следующее: (1) Основная задача – знакомство с религиозными традициями, которые есть в российском обществе, с историей институтов, которые являются проводниками этих традиций; это необходимо для формирования в сознании школьника понимания, что он живет в многоконфессиональной стране и для формирования уважения к этим религиозным традициям. (2) Несколько экспертов отметили аксиологическую/воспитательную задачу. (3) Формирование общероссийской гражданской идентичности, которая строится в значительной степени на базовых традиционных ценностях, имеющих религиозные основания.
Выводы. Почти все эксперты выразили положительное отношение к преподаванию ОРКСЭ в общеобразовательных школах, отметив актуальность изучения этой дисциплины в поликофессиональном и поликультурном сообществе, каковым является российское общество. Большинство экспертов считает, что этот предмет должен преподаваться с позиции светского религиоведения. Многие эксперты высказали положительное отношение к тому, чтобы курс ОРКСЭ преподавался в течение более длительного времени.
Introduction. The article is devoted to the study of teaching ORKSE (“Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics”) and ODNKNR (“Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the peoples of Russia”) in St. Petersburg in the aspect of considering problems and prospects from the point of view of experts – teachers of religious studies and theology in St. Petersburg universities. The study was conducted in February – March 2022 using the qualitative method of expert semi-structured interview. The interviewees were identified during the target sample. The sampling criteria were as follows: (1) all respondents must be professionally employed as teachers of religious studies and/or theology at St. Petersburg universities, (2) teaching experience at the university must be at least 10 years, (3) the presence of a PhD or doctoral degree.
Content. The experts identified the key problems related to the teaching of ORCSE and ODNKNR: the problem of personnel training, the shortcomings of teaching materials (an overabundance of special terminology; misunderstanding of the specifics of the children's audience; lack of play forms). Some experts expressed their opinion about the undesirability of splitting the subject into modules, and the idea of expanding the subject of the course was also expressed. The wish was expressed that the subjects of the ODNKNR should be included in blocks in such subjects as history and literature, so that interdisciplinary ties would be strengthened. Among the main tasks that should be solved by ORKSE and ODNKNR, experts noted the following. (1) The main task is to get acquainted with the religious traditions that exist in Russian society, with the history of the institutions that are the conductors of these traditions; this is necessary for the formation of an understanding in the student's mind that he lives in a multi-confessional country and for the formation of respect for these religious traditions. (2) Several experts noted an axiological/educational task. (3) Another task is the formation of an all Russian civic identity, which is based largely on basic traditional values with religious foundations.
Conclusion. Almost all experts expressed a positive attitude to the teaching of ORKSE in secondary schools, noting the relevance of studying this discipline in the polyconfessional and multicultural community, which is the Russian society. Most experts believe that this subject should be taught from the perspective of secular religious studies. Many experts expressed a positive attitude to the fact that the ORKCE course was taught for a longer time.
Ленков Павел Дмитриевич кандидат исторических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
p-lenkov@yandex.ru
1. Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 191–204.
2. Ленков П. Д. Основные этапы интеграции знаний о религии в систему школьного образования России // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 113–123.
3. Моисеев С. П., Савинкова Ю. К. Выборка, направляемая респондентом, в онлайн-опросе: к вопросу о динамике и качестве // Мониторинг общественного мнения. – 2014. – № 6 (124), ноябрь-декабрь. – С. 42–50.
4. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов / отв. ред. С. В. Рязанова. – Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2019. – С. 81–94.
5. Heckathorn D. Extensions of respondent-driven sampling: analyzing continuous variables and controlling for differential recruitment author // Sociological Methodology. 2007. Vol. 37. P. 151–208.
6. Heckathorn D. Respondent-driven sampling: a new approach to the study of hidden populations // Social Problems. 1997. Vol. 44, Nr. 2. P. 174–199.