Антропологические концепции западной христианской философии ХХ века

Anthropological concepts of the 20th century Western Christian philosophy

Авторы:
Макарова Галина Борисовна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_1_35

Полный текст314,88 КБ

Введение. На фоне культурного и антропологического кризисов ХХ в. западные религиозные и нерелигиозные мыслители, ставшие непосредственными свидетелями тяжелейших катаклизмов столетия, убежденно провозглашали Человека и его жизнь основной и абсолютной ценностью. В этот период католическая и протестантская философская мысль стремится соответствовать «новому» миру, претерпевая вынужденные изменения.

Содержание. Почти всё ХХ столетие западное христианство пыталось соотнести вероисповедание с философскими, этическими, политическими запросами современности. Символом наступающего поворота в протестантизме можно считать 1917 г. – юбилей Реформации. В католицизме таким поворотным моментом стал II Ватиканский собор (1962–1965). Папа Иоанн XXIII, в частности, отмечал, что собор избежал торжественных догматических вероопределений, поскольку главными задачами были – обновление церкви и расширение пастырской деятельности. ХХ век выявил всю сложность существования человека в мире, потрясенном двумя мировыми войнами, появлением радикальных политических идеологий (коммунизм в СССР, национал-социализм и фашизм в Германии и Италии, авторитаризм в Испании и Португалии, маоизм в Китае и др.). На этом фоне западная религиозно-философская мысль ищет ответы на «практические» вопросы: что есть человек и в чем смысл его существования? существуют ли границы и возможности познания человека? является ли душа «образом Божиим»? возможно ли услышать и «оправдать» Бога на фоне обрушившихся на человечество конфликтов и страданий?

Выводы. На основании краткого обзора основных концепций католических и протестантских философов, изучавших проблему человека, представляется возможным сделать следующие выводы: на фоне антропологического, культурного и теологического кризисов ХХ столетия, наряду с главной проблемой – жизнью человека и утверждением ее ценности, одним из основных предметов философской рефлексии становится духовный мир человека. Западное христианство, провозглашая Христа идеалом этических ценностей, утверждает центральную мысль: быть христианином – значит, быть Человеком, а ценность жизни заключена в самой жизни, здесь и сейчас.


Introduction. Against the background of the cultural and anthropological crises of the twentieth century, Western religious and non-religious thinkers, who became direct witnesses of the most severe cataclysms of the century, confidently proclaimed Man and his life as the main and absolute value. During this period, Catholic and Protestant philosophical thought strives to conform to the “new” world, undergoing forced changes.

Content. For almost the entire twentieth century, Western Christianity tried to correlate religion with the philosophical, ethical, and political demands of modernity. The symbol of the coming turn in Protestantism can be considered 1917 – the anniversary of the Reformation. In Catholicism, such a turning point was the Second Vatican Council (1962–1965). Pope John XXIII, in particular, noted that the council avoided solemn dogmatic definitions, since the main tasks were the renewal of the church and the expansion of pastoral activity. The twentieth century revealed the complexity of human existence in a world shaken by two world wars, the emergence of radical political ideologies (communism in the USSR, national-socialism and fascism in Germany and Italy, authoritarianism in Spain and Portugal, Maoism in China, etc.). Against this background, Western religious and philosophical thought is looking for answers to “practical” questions: what is a person and what is the meaning of his existence? are there limits and possibilities of human cognition? is the soul “the image of God”? is it possible to hear and “justify” God against the background of the conflicts and sufferings that have befallen humanity?

Conclusion. Based on a brief overview of the basic concepts of Catholic and Protestant philosophers who studied the human problem, it seems possible to draw the following conclusions: against the background of the anthropological, cultural and theological crises of the twentieth century, along with the main problem – human life and the assertion of its value, one of the main subjects of philosophical reflection becomes the spiritual world of man. Western Christianity, proclaiming Christ as the ideal of ethical values, asserts the central idea: to be a Christian means to be a Human Being, and the value of life lies in life itself – here and now.

Макарова Галина Борисовна
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Барт К. Мгновения / пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 160 с.
2. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1994. – 344 с.
3. Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации / переводы. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1992. – 573 с.
4. Гестрих К. Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века / пер. с нем. – М.: ПСТГУ, 2009. – 552 с.
5. Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы ХХ века / пер. с англ. – Черкассы: Коллоквиум, 2011. – 520 с.
6. Кюнг Г. Великие христианские мыслители / пер. с нем. – СПб.: Алетейя, 2000. – 442 с.
7. Мелехов Б. Габон. – М.: Мысль, 1977. – 64 с.
8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сборник очерков и эссе / пер. с фр. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2002. – 553 с.
9. Хегглунд Б. История теологии / пер. с швед. – СПб.: Светоч, 2001. – 369 с.
10. Шелер М. Человек и история / пер. с нем. // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. – Т. 1. – № 3. – С. 132–154.

Ключевые слова:
антропологический кризис, культурный кризис католицизм, II Ватиканский собор, протестантизм, жизнь, ценность жизни, Человек, anthropological crisis, cultural crisis, Catholicism, Vatican Council II, Protestantism, life, value of life, Man

Для цитирования:
Макарова Г. Б. Антропологические концепции западной христианской философии ХХ века / Г. Б. Макарова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 1. – С. 35–48. DOI 10.35231/18186653_2023_1_35 Makarova, G. B. (2023) Antropologicheskie kontseptsii zapadnoj khristianskoj filosofii ХХ veka [Anthropological concepts of the 20th century Western Christian philosophy] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 35–48. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_1_35

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина