Введение. Толстой является ранним западным последователем Лао-цзы, что отмечалось как русскими, так и китайскими учеными. Хотя общее влияние даосизма на Толстого уже хорошо изучено, но связь таких близких и критически важных понятий как самоестественность Лао-цзы и толстовское опрощение, определяющих их отношение к естественности, практически не подвергалась исследованию. В статье используются компаративные подходы Е. А. Торчинова и Ф. Жульена.
Содержание. В 1880-е годы возрастает интерес Толстого к философии Лао-цзы. Особое внимание русского мыслителя привлекает содержащаяся в учении Лао-цзы идея культивации естественности. Толстой ищет естественное состояние человека, и большая часть его интеллектуальных усилий направлена именно на достижение этого условия в человеческом бытии, а также на фиксацию средств достижения этого состояния. Толстой полагает, что всем людям свойственна одна естественная стихия, как для пчелы – это полёт, так человеку таким полетом служит любовь. Однако это не обычная любовь. Толстой требует готовности сменить объект своей любви, не допускать ее фокусировки, требует перестать любить одних людей сильнее других и через любовь принять человеческую смертность. Бессмертие души для Толстого – это лишь вздор; если есть всевозрастающее благо (что для Толстого – факт разума), то никакого другого бессмертия не нужно. Такая трактовка отсутствует в дискурсе западной философской мысли. Только с Хайдеггеровским осознанием возможности «забалтывания» подлинного бытия дискурс о проблематичности подлинности (Eigentlichkeit) в связи с темой естественности получает устойчивое основание.
Выводы. В интерпртации понятия естественности у Толстого прослеживаются как влияние даосской мысли (методичный поиск и взращивание в себе подлинного начала), так и различие с ней. Представление о естественной стихии человека, под которой Толстой понимает любовь, демонстрирует влияние Лао-цзы. Однако сама по себе тема всеобщей любви не свойственна даосизму и скорее представляет собой результат влияния христианства и учения Мо-цзы. Последний для Толстого был основоположником религии любви, заново открытой Христом.
Introduction. Tolstoy is an early Western follower of Lao Zi, which was noted by both Russian and Chinese scholars. Although the general influence of Daoism on Tolstoy has already been well studied, the connection of such close and critically important concepts as Daoist self-naturalness (ziran) and Tolstoy's self-simplification (oproshchenie), which determines their attitude to human naturalness, has not been practically investigated. The comparative approaches of E. A. Torchinov and F. Julien are used in the article.
Сontent. In the 1880s, Tolstoy's interest in the philosophy of Lao Zi increased. The Russian thinker's special attention is attracted by the idea of cultivating naturalness contained in the teachings of Lao Zi. Tolstoy is looking for the natural state of man, and most of his intellectual efforts are aimed precisely at achieving this condition in human existence, as well as at fixing the means to achieve this state. Tolstoy believes that all people have one natural element, as for a bee it is flight, so love serves as such a flight for a person. However, this is not ordinary love. Tolstoy demands a willingness to change the object of his love, not to allow it to focus, demands to stop loving some people more than others and accept human mortality through love. The immortality of the soul for Tolstoy is just nonsense. If there is an ever–increasing good (which for Tolstoy is a fact of reason), then no other immortality is needed. Such an interpretation is absent in the discourse of Western philosophical thought. Only with Heidegger's awareness of the possibility of “blurting out” authentic existence, the discourse on the problematic of authenticity (Eigentlichkeit) in connection with the theme of naturalness gets a stable foundation.
Conclusions. In the interpretation of the naturalness concept, Tolstoy traces both the influence of Daoist thought (the methodical search and cultivation of a genuine beginning in oneself) and the difference with it. The idea of the natural element of man, by which Tolstoy understands love, demonstrates the influence of Lao Zi. However, the theme of universal love itself is not peculiar to Daoism and is rather the result of the influence of Christianity and the teachings of Mo Zi. The latter for Tolstoy was the founder of the religion of love, rediscovered by Christ.
Азаров Константин ВалерьевичPhD
Рейнский Боннский университет Фридриха Вильгельма
Бонн, Федеративная Республика Германия
konstantin.v.azarov@gmail.com
1. Allison H. E. Kant’s Theory of Freedom. – New York: Cambridge University Press, 1990. – 304 p.
2. Bruya B. The Rehabilitation of Spontaneity: A New Approach in Philosophy of Action // Philosophy East and West. – 2010. – Vol. 60. – Issue 2. – Pp. 207–250.
3. Bush S. Tsung Ping’s Essay on Painting Landscape and ‘Landscape Buddhism’ of Mount Lu // Theories of the arts in China / Bush S., and Murick Ch. (eds.) – Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1983. – Pp. 132–164.
4. Cao Haiyan (???). Tolstoy and Lao Tzu’s Philosophy: Pondering and Awakening (???????????—????? // Russian Language and Literature Studies (?????????). – 2009. – Vol. 2. – Pp. 70–74.
5. D’Ambrosio P. J., Moeller H. G. Genuine Pretending: On the Philosophy of the Zhuangzi. – New York: Columbia University Press, 2017. – 234 p.
6. Dukas V. and Sandstrom G. A. Taoistic Patterns in War and Peace // The Slavic and East European Journal. – 1970. – Vol. 14. – Issue 2. – Pp. 182–193.
7. Hetherington S. and Lai K. L. Knowing-How and Knowing-To // The Philosophical Challenge from China / Bruya, M. (ed.). – Cambridge (MS), and London: The MIT Press, 2015. – Pp. 279–301.
8. Jullien Fr. The Great Image Has No Form, or On the Nonobject through Painting / Todd, J. (ed.). – Chicago: University of Chicago Press, 2012. – 286 p.
9. Steiner L. The Russian Aufkl?rer: Tolstoi in Search of Truth, Freedom, and Immortality // Slavic Review. – 2011. – Vol. 70. – Issue 4. – Pp. 773–795.
10. Wenzel Ch. H. Free will and Zhuangzi: An introduction // Introduction to Philosophy: Classical and Contemporary Readings / Perry J., Bratman M., Fischer J. M. (eds). – New York: Oxford University Press, 2021. – Pp. 460–473.
11. Xie Nandou (???). The imprint of Lao-Zhuang school in Tolstoy (?????????????) // Russian Literature and Arts (???????). – 2000. – Vol. 4. – Pp. 40–44.
12. Лаоси. Тао Те Кинг / пер. Кониси Д. П.; ред. Толстой Л. Н. – М.: Кушнерев, 1894 – 50 с.
13. Мышинскии? А. Л. Лев Толстои? и Лао-цзы // Общество и государство в Китае. – Т. 45. – № 1. – М., 2015. – С. 656–671.
14. Толстой Л. Н. Le non agir // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 90 т. Т. 90. Произведения. Дневники. Письма, 1835–1910 / ред. В. С. Мишин. – М.: Художественная литература, 1958. – С. 22–34.
15. Толстой Л. Н. Неделание // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 90 т. Т. 29. Произведения 1891–1894 / ред. Н. В. Горвачев. – М.: Художественная литература, 1954. – С. 173–201.
16. Толстой Л. Н. О жизни // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 90 т. Т. 26. Произведения 1885–1889 / ред. Н. В. Булычев и Б. М. Эхенбаум. – М.: Художественная литература, 1936. – С. 313–442.
17. Толстой Л. Н. Путь жизни // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 90 т. Т. 45. Путь жизни 1910 / ред. H. H. Гусев и И. И. Горбунов-Посадов. – М.: Художественная литература, 1956. – С. 13–498.
18. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 90 т. Т. 61. Письма, 1863–1872. / ред. М. А. Цявловский и Н. Д. Покровская. – М.: Художественная литература, 1953. – 434 с.
19. Толстои? Л. Н. Философскии? дневник. 1901–1910 / сост., вступ ст. и коммент. А. Н. Николюкина– М.: Известия, 2003. – 543 с.
20. Торчинов Е. А. Даосизм. Дао-Дэ Цзин. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 c.
21. Торчинов Е. А. Пути философия Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, 2005 – 480 c.
22. Штайнер Л. В поисках утраченного рая: Опрощение у Л. Н. Толстого // Русская литература и философия: Пути взаимодействия / отв. ред. и сост. Е. А. Тахо-Годи. – М.: Водолей, 2018. – С. 154–179.