Парадигма женских образов в романах Эриха Марии Ремарка

The Paradigm of Female Images in the Novels by Erich Maria Remarque

Авторы:
Похаленков Олег Евгеньевич,Никуличева Софья Евгеньевна,

DOI:
10.35231/25419803_2022_3_34

Полный текст365,21 КБ

В статье анализируются женские образы в романах Э.М. Ремарка «Три товарища», «Триумфальная арка» и «Жизнь взаймы, или Небо не знает фаворитов». Обсуждается понимание терминов «архетип» и «мифологема» в современном литературоведении. Рассматриваются сходства женских образов в произведениях немецкого писателя с библейскими образами. Доказывается возможность бессознательного, равно как и осознанного, создания Ремарком образов на основании христианских представлений о женщине. Это является вполне закономерным, так как все ключевые женские образы в текстах Ремарка имеют связь с мистическими персонажами мифов и легенд. Выявляется их художественная роль в романах Эриха Марии Ремарка. На основании анализа многих частных образов вырабатывается общий образ женщины в романах и соответствующий ему в Библии. Отмечается значение таковых в романе и в собрании священных книг. Предлагается классификация образов женских героинь, критерием для которой послужила их сюжетная роль в произведениях. Делается вывод о возможности данного сопоставления и приводится заключение об общем значении женского персонажа в анализируемых текстах.


The article offers an analysis of female images in the novels by E.M. Remarque – «Three Comrades», «Arc de Triomphe» and «Life on Loan, or Heaven knows no favorites». Definitions of the terms “archetype” and “mythologeme” in modern literary criticism are given. The similarities of female images in the Remarque’s works and biblical images are considered. The authors also postulate the possibility of Christian ideas about a woman being a basis for both unconscious and conscious creation of images by Remarque. This is quite natural, since all the key female images in the texts of Remarque have a connection with mystical characters of myths and legends. Their artistic role in the novels of Erich Maria Remarque is revealed. Based on the analysis of many private images, we develop a general image of a woman in the novels and the corresponding one in the Bible. We propose the classification of images of female heroines with the criterion of their plot role. At the end a conclusion is made about the possibility of this comparison and about the general meaning of the female character in the texts studied. The artistic role of female images in the novels of Erich Maria Remarque is revealed.

Похаленков Олег Евгеньевич
доктор филологических наук, доцент
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
[email protected]

Никуличева Софья Евгеньевна
-
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
[email protected]

1. Большакова А.Ю. Архетип, миф и память литературы // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19–24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева; сост.: Г.Г. Исаев, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 5–13.
2. Библия. Синодальный перевод. – М.: РБО, 1998. – 1217 с. Все цитаты приводятся по этому изданию.
3. Круталевич А.Н. «Мифологема» в понятийном аппарате культурологии // Культура и цивилизация. – 2016. – № 1. – С. 10–21.
4. Никуличева С.Е., Меликджанян Г.А. Женские образы в романе Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы, или Небо не знает фаворитов» / Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности: сборник докладов и материалов XI Международной научно-практической конференции. – М., 2021. – С. 82–94.
5. Плахова О.А. Мифоконцепт, мифологема, мифоним, мифолексема: к вопросу об унификации терминологического разнообразия // КНЖ. – 2013. – № 2. Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifokontsept-mifologema-mifonim-mifoleksema-k-voprosu-ob-unifikatsii-terminologicheskogo-raznoobraziya (дата обращения: 23.06.2022).
6. Похаленков О.Е., Никуличева С.Е. Женские образы в романе Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка» // Litera. – 2021. – № 5. – С. 165–173.
7. Похаленков О.Е., Никуличева С.Е. Женские образы в романе Эриха Марии Ремарка «Три товарища» // Litera. – 2021. – № 10. – С. 131–140.
8. Ремарк Э.М. Три товарища. Электронный ресурс. – URL: https://librebook.me/three_comrades (дата обращения: 29.07.2022).
9. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. Электронный ресурс. – URL: https://libcat.ru/knigi/lyubovnye-romany/literature/12698-erih-remark-triumfalnaya-arka.html (дата обращения: 29.07.2022).
10. Ремарк Э.М. Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет. Электронный ресурс.– URL: https://magbook.net/read/57659 (дата обращения: 29.07.2022).
11. Телегин С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19–24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева; сост.: Г.Г. Исаев, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 14–15.
12. Щукин В. Миф дворянского гнезда. – Краков, 1997. – 235 c.
13. Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 451 с.

Ключевые слова:
немецкая проза, Э.М. Ремарк, образ, архетип, мифологема, прообраз, художественная роль German prose, E.M. Remarque, image, archetype, mythologeme, prototype, artistic role

Для цитирования:
Похаленков О.Е., Никуличева С.Е. Парадигма женских образов в романах Эриха Марии Ремарка / О.Е. Похаленков, С.Е. Никуличева // Art Logos (искусство слова). – 2022. – № 3. – С. 34–51. DOI 10.35231/25419803_2022_3_34 Pokhalenkov, O.E., Nikulicheva, S.E. (2022). Paradigma zhenskih obrazov v romanah Eriha Marii Remarka [The Paradigm of Female Images in the Novels by Erich Maria Remarque]. Art Logos – The Art of Word. No 3. pp. 34–51. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2022_3_34

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина