Интегрированные уроки иностранного языка в начальной школе

Integrated foreign language lessons in primary school

Авторы:
Красникова Олеся Николаевна,

DOI:
10.35231/25419803_2022_1_67

Полный текст760,84 КБ

Начальная ступень общего образования, по нашему мнению, является особенно важным этапом в образовательно-воспитательном процессе, т.к. именно в этот период активно развиваются основные черты личности учащегося, которые определяют дальнейшую успешность учебной деятельности школьника. Традиционной формой проведения занятий в школе остается классно-урочная система, но современные процессы цифровизации и глобализации требуют внедрения в процесс обучения новых методов и методик. В данной статье пойдет речь об эффективности применения нестандартных форм уроков (в частности, интегрированных) на уроках иностранного языка в начальной школе. Проблема интеграции учебных предметов давно разрабатывается методистами и учителями. Теоретики и практики размышляют о взаимоотношениях процессов интеграции и дифференциации в начальной и средней школе. Начальная ступень общего образования обладает большими потенциальными возможностями для осуществления интегративного подхода. Однако школьная практика демонстрирует редкое проведение интегрированных уроков на начальном этапе обучения. Данное исследование является актуальным, поскольку отражает реальный процесс модернизации образования, внедрения нестандартных форм обучения в педагогический процесс, а также способствует увеличению количества интегрированных уроков, проводимых на начальном этапе школьного обучения.

Красникова Олеся Николаевна
кандидат филологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Coyle D. CLIL: Content and language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 170 p.
2. Абдурахманова П. Д. Специфика обучения иностранному языку учащихся начальных классов в контексте современных требований в области образования // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 241–242.
3. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. М., 1996. 174 с.
4. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3 (54). С. 46–51.
5. Гузикова В. В. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Научный компонент. 2019. № 2(2). С. 169–173.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
7. Каясова Т.А. Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе // Вестник ОГУ. 2012. № 2 (138). С. 72–77.
8. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015). Казань: Бук, 2015. С. 113–115.
9. Кузьмина А. А., Донева Т.Д. Интегрированный урок в контексте предметности обучения // Школьные технологии. 2014. № 3. С. 119–127.
10. Мецгер А. Р. Обучение английскому языку на основе интегрированного подхода // Актуальные вопросы современного иноязычного образования: материалы II Всерос. науч.практ. конф. Издательство: Армавирский государственный педагогический университет, 2020. С. 54–62.
11. Миркович И. А. Интегрированное обучение иностранным языкам как педагогическая проблема // Научные записки. Серия: педагогика. 2014. № 4. С. 105–110.
12. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. М.: Академия, 2002. 576 с.
13. Соколова С. Г. Особенности организации интегрированных уроков в начальной школе // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3 (95). Ч. 1. С. 166–172.
14. Суслова Э. А., Тарасюк Н. А. Образовательные возможности интегрированного обучения на занятиях по иностранному языку // Ученые записки. Электронный науч. журн. Курского гос. ун-та. 2020. № 1 (53).
15. Усачева Н.Г. Интегрированный урок как средство реализации межпредметных связей в современном обучении иностранному языку // Сборник научных и творческих работ. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2014. С. 103–106.

Ключевые слова:
интегрированный урок, иностранный язык, методика преподавания иностранного языка, нетрадиционный урок, интеграция, начальная школа

Для цитирования:

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина