Интермедиальная специфика образа шарманки в творчестве Ф. М. Достоевского

Авторы:
Петрова Светлана Андреевна,

DOI:
10.35231/25419803_2021_4_35

Полный текст897,94 КБ

Образ шарманки, представленный в литературном творчестве Ф. М. Достоевского, раскрывается в данной статье с точки зрения интермедиальности, что позволяет установить взаимосвязи семиотических кодов двух разных искусств - литературного художественного творчества и музыки. На примерах из произведений Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бедные люди», «Господин Прохарчин») устанавливаются языковые механизмы создания художественного образа шарманки и определяется его роль в раскрытии художественного замысла автора произведения. Исследуются эстетические функции данного предмета в рамках создаваемого автором мира.

Петрова Светлана Андреевна
кандидат филологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Азаренко Н. А. Когнитивная метафора как способ изучения идиолекта Ф. М. Достоевского // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород, 2016. № 2–4. С. 10–12.
2. Габдуллина В. И. Авторский дискурс Ф. М. Достоевского: проблемы изучения. Барнаул, 2008. 137 с.
3. Дмитриева Ю. Л. Языковой образ vs художественный образ // Восточнославянская филология. Языкознание. Горловка, 2017. С. 16–25.
4. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
5. Кунаева А. В. Пути адаптации иноязычной лексики к системе современного русского языка // Вестник Московского государственного университета печати. 2011. С. 237– 238.
6. Махлин В. Л. Проблемы творчества Достоевского // Вопросы литературы. 1987. № 12. C. 225–234.
7. Оборина М. В. Интермедиальность как средство понимания текста // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. Тверь, 2019. С. 127–133.
8. Ребель Г. М. Проблемы изучения Достоевского // Вопросы литературы. 2010. № 3. C. 427–458.
9. Талипова М. С. Изучение образа Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Студенческий Вестник. Констай. 2021. С. 52–54.
10. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХI века. К 80-летию проф. М. С. Кагана: материалы международной научной конф. 18 мая 2001 г. СПб. Серия “Symposium”. Вып. № 12. СПб., 2001. С. 149–154.
11. Шиповалова А. Б., Павленкович О. Б. Художественный образ как чувственное познание и образ мысли // Материалы секционных заседаний 60-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. Хабаровск, 2020. С. 25–30.

Ключевые слова:
художественный образ, образ шарманки, Ф. М. Достоевский, интермедиальность, «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Господин Прохарчин».

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина