В статье предложен анализ библейского претекста в любовной трилогии А. И. Куприна: «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма». Исследование цитатного уровня показало, что в художественном мире трилогии Соломон шаг за шагом уступает позиции Екклезиасту. Пессимистический настрой книги Проповедника, скрыто подчеркивая трагизм «Суламифи», в «Гранатовом браслете» определяет правила игры в любовь, которая «сильна, как смерть». И, наконец, в «Яме» «время любить» уступает место времени умирать.
Слободнюк Сергей Леоновичдоктор филологических наук, доктор философских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gumilev65@mail.ru
1. Акка // Энциклопедический словарь. СПб., 1890. Т. I. С. 284.
2. Богомолов Н. А. Гумилев и оккультизм. Продолжение темы // Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 181–200.
3. Глаголев А. А. О книге Песнь Песней Соломона // Толковая Библия: в 12 т. Репринт. изд. 1904–1913 гг. Стокгольм, 1987. Т. 5. С. 37–50.
4. Ильинская С. Б. К. Кавафис – Н. Гумилев: «отчасти» параллельные // Н. Гумилев и русский Парнас. СПб., 1992. С. 58–66.
5. Куприн А. И. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Правда, 1964. (Б-ка «Огонек»).
6. Куприн А. И. Яма // Куприн А. И. Собрание сочинений: в 6 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 5. Произведения 1914–1928. С. 5–333.
7. Песнь Песней // Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1976–2005. Т. 6. Стб. 456–459.
8. Реклю Э. Земля и люди: Всеобщая география: в 19 т. СПб.: Обществ. польза и К°, 1898–1901.
9. Шир-аШирим, или Песнь Песней: общие факты. Электронный ресурс. URL: https://toldot.ru/PesnPesney.html (дата обращения: 24.03.2021).