Роль школы в формировании личности героя в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности»

Авторы:
Жилина-Элс Татьяна,

DOI:
-

Полный текст754,35 КБ

В автобиографическом романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности» многие значимые эпизоды из жизни главного героя, Стивена Дедала, связаны с пребыванием в учебных заведениях. Главное место занимают два иезуитских колледжа, система образования которых была направлена на развитие индивидуальных способностей учащихся, но также их честолюбия, духа соперничества, четкого следования установленным правилам. Пространство родного дома героя в начале повествования полностью противопоставлено пространству колледжа-пансиона, который представляется чужым, темным и агрессивным. Однако с течением времени дом Дедалов утрачивает свои положительные характеристики и уже не в силах оградить Стивена от влияния нездоровой атмосферы школы. Вместе со знаниями и умениями мальчик впитывает и существовавшие там пороки, которые становятся продолжением врожденных свойств его натуры. Таким образом, пребывание в учебных заведениях, способствуя развитию его творческих способностей, также оказывает глубочайшее влияние на формирование определенных черт его личности.

Жилина-Элс Татьяна
кандидат филологических наук
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Калининград, Российская Федерация
[email protected]

1. Dorsey, P. From Hero to Portrait: The De-Christification of Stephen Dedalus // James Joyce Quarterly. 1989. Vol 26. № 4. Pp. 505–515.
2. Henke, S. Stephen Dedalus and Women: A Portrait of the Artist as a Young Misogynist // James Joyce’s A Portrait (Serial Modern Critical Interpretations) / Ed. H. Bloom. NY- Philadelphia: Chelsea House Publishers, 1988. 110 p.
3. Joyce, J. A Portrait of the Artist as a Young Man. London: Penguin Books, 1992. 329 p.
4. Kaye, J. B. Simony, the Three Simons, and Joycean Myth // A James Joyce Miscellany. NY, 1976. Pp. 20–36.
5. Lanham, J. The Genre of A Portrait of the Artist as a Young Man and “the rhythm of its structure” // Genre. 1977. Vol. X. № 1. P. 82.
6. Mahaffey, V. Reauthorizing Joyce. Cambridge: CUP, 1988. 222 p.

Ключевые слова:
Джойс, школа, гордыня, амбиции, личность, негативное пространство.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина