Особенности развития жанра баллады в отечественной поэзии XXI века

Авторы:
Гудкова Светлана Петровна,Пивкина Екатерина Васильевна,

DOI:
-

Полный текст764,36 КБ

Статья посвящена выявлению специфики развития жанра баллады в современной отечественной поэзии. В ходе анализа доказывается зависимость жанровой динамики баллады от неоднородности современных поэтических практик, развивающихся в двух направлениях, «традиционной» и «авангардной». Балладные стихи в творчестве поэтов XXI века становятся своеобразной художественной рефлексией о «страшной» современности. Баллада утрачивает свое четкое жанровое оформление, доминирующим мотивом становится мотив смерти, связанное с ним осмысление загробной жизни, бессмертия души. Поэты «традиционной» парадигмы, комбинируя жанровые черты баллады и элегические формы, репрезентируют христианское миропонимание, часто утраченное современностью (О. Чухонцев, А. Кушнер, О. Николаева и др.). Для балладных стихов поэтов-авангардистов начала XXI в. также характерно осмысление темы смерти, которая часто связана с всеобщей катастрофой ценностей. Представители этой парадигмы часто иронизируют над образом смерти. Отказываясь от традиционного лирического «Я», они используют образы ролевых героев, маргинальных личностей, которые бросают вызов смерти, ломают христианские представления о эсхатологичности загробного мира. Особая роль субъекта речи, ведение повествования от лица покойника, его пародийно-ироническая репрезентация событий, позволяет говорить о выстраивании субъективно-авторского видения балладного сюжета, привнесении в него новых экспериментальных мотивов и образов, создании собственной мифологии творчества, уводящей современный балладный стих от традиционных сюжетов романтической баллады (А. Цветков, Л. Лосев, Д. Пригов и др.).

Гудкова Светлана Петровна
доктор филологических наук, доцент
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Саранаск, Российская Федерация
[email protected]

Пивкина Екатерина Васильевна
-
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Саранаск, Российская Федерация
[email protected]

1. Барковская Н. В. Жанр баллады в современной русской поэзии // Scriptamanent: науч. журн. Ассоциации открытой дипломатики. 2011. № 3(11). С. 13–21.
2. Гудкова С. П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в современной поэтическом пространстве: теоретико- и историко-литературные аспекты проблемы // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2009. № 4. С. 210–213.
3. Козлов В. Страшная идиллия Алексея Цветкова // Pros?dia. 2016. № 4. Электронный ресурс. URL: http://www.zh-zal.ru/prosodia/2016/4/strashnaya-idilliya-alekse (дата обращения: 23.01.2020).
4. Кукулин И. От Сваровского к Жуковскому и обратно. О том, как метод исследования конструирует литературный канон // Новое лит. обозрение. 2008. № 89. С. 228–240.
5. Николаева О. Стихи // Знамя. 2009. № 6. Электронный ресурс. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=3930 (дата обращения: 25.12.2019).
6. Пивкина Е. В. Жанровая природа баллады в теоретическом осмыслении отечественного литературоведения / Е. В. Пивкина, С. П. Гудкова // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2. С. 104–108.
7. Скворцов А. Э. Игра в современной русской поэзии. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. 364 с.
8. Страшные стихи / сост. Д. Быков, Ю. Ульянова. М.: Э, 2016. 640 с.
9. Цветков А. Песни и баллады. М.: ОГИ, 2014. 112 с.

Ключевые слова:
баллада, жанровый синкретизм, современная поэзия, «традиционная» и «авангардная» парадигмы, мотив, образ.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина